Скачать 56.66 Kb.
|
«Водоемы Краснодарского края. Реки» Цель урока: формирование представлений учащихся о водоемах нашего края, воспитывать любовь к природе Задачи урока: – расширять знания детей о реках Краснодарского края ; познакомить с природными источниками воды, используемыми быту; – развивать внимание; логическое мышление, познавательный интерес. – воспитывать бережное отношение к воде и водоемам. Оборудование: компьютерная презентация; мультимедийный проектор, тетради по кубановедению, подготовленные листы – таблицы для индивидуальной работы учащихся. Ход урока: 1. Организационный: подготовка учащихся к работе 2. Объявление темы урока. Сегодня мы продолжаем изучать тему «Водоемы Краснодарского края». СЛАЙД 1. Но сегодня на уроке я объявляю конкурс на самого внимательного. Им станет тот, кто на уроке Кубановедения, зная хорошо русский язык, сможет найти и записать однокоренные слова. Какие слова называются однокоренными? Что такое корень? Я вижу, все готовы. Тогда начинаем. 3. Повторение домашнего задания. Начинаем урок мы со знакомства с вопросами, на которые нам предстоит ответить. ЧТО ЧЕМ ГДЕ ОТКУДА КУДА ПОЧЕМУ КАК Что такое водоем? СЛАЙД 2. На какие 2 группы разделяют водоемы? Чем отличаются искусственные водоемы от естественных? СЛАЙД 3. О каких водоемах вы узнали на прошлом уроке? СЛАЙД 4-5. Где они расположены? Покажите на карте. 4. Объяснение новой темы. Отгадайте, о каких водоемах мы будем говорить сегодня: Течет– течет – Не вытечет. Бежит – бежит, Не выбежит. Верно, это река. СЛАЙД 6. Край делится рекой Кубань на две части: северную - равнинную (2/3 территории) и южную - горную (1/3 территории). Как думаете, реки в степи и в горах будут отличаться друг от друга? Для того, чтобы их сравнить, мы будем работать в индивидуальных листах. Степные, т.е. равнинные реки отличаются от горных уже при появлении своего истока. Итак, наш следующий вопрос: ОТКУДА, Откуда текут реки? С чего начинается река? СЛАЙД 7. Степные реки начинаются из родников, ключей. Горные реки берут начало на склонах Кавказских гор, в ледниках. Давайте найдем на карте несколько рек, о которых мы будем сегодня говорить. Причем двигаться мы будем с севера на юг. Река Ея. СЛАЙД 8. Типичная степная река, очень медленное течение. Исток – на Ставропольской возвышенности. 2-ая в крае по длине после Кубани. Длина реки 311 км, глубина от 50см до 1м50см. Местами перегорожена плотинами, образуя пруды. В низовье заросла осокой и камышом, образуя лиманы. Питается атмосферными осадками. Впадает в Ейский лиман. Река Бейсуг. СЛАЙД 9. Степная река Азово-Кубанской равнины. Исток – родники у г.Кропоткина. Основные притоки: Бейсужек Левый и Правый. Длина реки 243 км. Русло зарастает. На Бейсуге более 200 прудов, которые используют для орошения и рыболовства. Впадает в Бейсугский лиман. Река Кирпили СЛАЙД 10. Исток у ст.Ладожской. Длина реки 200 км. Основные притоки: Кочеты, Кирпильцы. Питается атмосферными осадками и грунтовыми водами. Зимой замерзает. Вода жесткая, минерализованная. Впадает в Кирпильский лиман. Река Кубань. СЛАЙД 11 – 12. Одна из крупнейших рек Северного Кавказа. Исток – ледники, склон г.Эльбрус. Длина реки 870 км. Почти все притоки левобережные (Теберда, Лаба). По Азово-Кубанской равнине течет к Чёрному морю, отделяя большой рукав – Протоку. Питание и снежно-ледниковое, и грунтовое, но преобладает дождевое. Для регулирования стока её вод построены 4 водохранилища: Краснодарское, Шапсугское, Крюковское, Варениковское. Судоходна, в водах обитают сазан, сом. Река Лаба СЛАЙД 13. Самый крупный левый приток Кубани. Образуется от слияния Большой и Малой Лабы, которые берут начало в ледниках г.Абыцха (2367м). Длина реки 214 км. В верхнем течении – бурная, горная, течет в ущелье. В нижнем – спокойная, берега пологие. Имеет много притоков. Впадает в Кубань около города Усть-Лабинска. Река Пшада СЛАЙД 14. Горная река. Длина реки 35км. Исток – у горы Пшада. Русло изобилует валунами. Встречаются водопады. Большой Пшадский водопад –высота 9м, ширина 20м. Питается атмосферными осадками и подземными водами. Река впадает в Чёрное море. Река Мзымта СЛАЙД 15. Горная река, в переводе с черкесского «бешеная». На своем пути принимает 577 притоков. Длина реки 89 км. Исток – у горы Лоюб (2980м). Бурное течение, много водопадов. Питается ледниками, дождями, родниками. Много рыбы, заходит метать икру черноморский лосось. Рыбная ловля запрещена. Обеспечивает энергией город-курорт Сочи (Краснополянская ГЭС). Впадает в Чёрное море. 5. Физминутка. 6. Продолжение работы по теме. Итак, пришло время ответить на следующий вопрос: КУДА? Это смогут сделать те, кто внимательно работал на уроке. СЛАЙД 16. КУДА же текут реки? (другая река, лиман, море) Какие же однокоренные слова вам сегодня встретились на экране во время урока? Посмотрите на них, скажите, ПОЧЕМУ эти географические объекты так называются? СЛАЙД 17. (они произошли от названия рек) А какое значение имеют реки в жизни человека? СЛАЙД 18. (рыболовство, навигация, спорт, красота, отдых, энергия, использование в пище) СЛАЙД 19. Остался последний вопрос: КАК? Итак, как вода приходит к нам в дом? А куда уходит использованная вода, грязные стоки? СЛАЙД 20. Так мы загрязняем наши реки, а потом сами пользуемся грязной водой. Что нам нужно предпринять, чтобы этого не происходило? (очистные сооружения) СЛАЙД 21. 7. Итог урока. Посмотрите в табличку, которая получилась у вас за время работы на уроке. СЛАЙД 22. Что нового вы узнали на уроке? На какие группы делятся реки Краснодарского края? Чем отличаются степные реки от горных рек? Запишите вывод, который вы сформулировали самостоятельно. 8. Домашнее задание. СЛАЙД 23.
|