Проект «Я люблю свои игрушки» ясельная группа
Авторы: Сергеева Г.П.
Светличная В.И.
Боровичи 2009 Обоснование выбора темы: «Я люблю свои игрушки».
Исконно для развития детей раннего возраста использовали игрушки. «Игрушки – не балушки» - так говорит народная мудрость о значении игрушек для развития маленького ребенка. В результате педагогических исследований было установлено, что игрушкам принадлежит особая роль в развитии детей раннего и дошкольного возраста.
Мир игрушек очень привлекателен для малышей. Игрушки способны вызвать эмоциональный отклик у маленьких детей, стимулирующего их развитие и активизирующего игру.
Мотивация выбора темы.
«Как преодолеть трудности, возникающие при поступлении ребенка в детский сад?»
Слово «игра» - магическое. Оно притягивает, завораживает и увлекает в мир нового, еще непознанного ребенком окружающего пространства.
Когда произносишь слова: «Давайте играть», сразу устанавливается тишина, и на тебя устремляют взгляды любознательные глаза.
В группе у нас много игрушек, но большой радостью для детей стало, когда утром в гости к ребятам пришла большая кукла неваляшка, которая вызвала эмоциональный отклик у малышей. И для стимулирования развития ребенка и активизирования игры мы выбрали тему «Игрушки».
Тематические задачи.
Познакомить детей с предметами ближайшего окружения – игрушками, вызвать интерес к игре с игрушками: куклой, матрешкой, неваляшкой, мячом, пирамидкой, машиной, кубиками, сюжетно-образными игрушками.
Способствовать появлению в словаре обобщающего понятия «игрушки».
Уточнить знания детей о строении тела человека и животных, частей игрушек: машина (кузов, кабина, колеса).
Воспитывать у детей доброжелательное отношение к игрушкам.
Учить действовать с игрушками.
Познакомить детей с сюжетно – образными игрушками, дать понятие, что это дикие животные, живут в лесу (не рядом с человеком).
Развивающие задачи.
Литературный центр.
Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
Воспитывать умение и понимание слушать и повторять отдельные слова через художественный образ, вызвать стремление бережно относиться к игрушкам.
Обогащать словарь детей существительными: кукла, неваляшка, матрешка, машина, пирамидка, мяч, кубик, заяц медведь, лиса, ёжик; прилагательными: красный, синий, жёлтый, зелёный, мягкий, твёрдый, большой, маленький, грязная, чистая, здоровая, больная, теплая, холодная, мыльная, громкий, тихий; глаголами: сидит, стоит, танцует, плачет, болеет, кушает, купается, лечит, ходит, прыгает, катится, бросать, ловить, собирать, строить.
Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов ( кто?, что?, где?) и несложных фраз, состоящих из двух, четырех слов.
Поощрять попытки детей по собственной инициативе рассказывать об изображении на картинках, об игрушках.
Помочь детям запоминать стихи, потешки, песенки.
Уточнить представление детей о внешнем виде, частях тела, действиях с игрушкой.
Строительный центр.
Привлечь внимание детей к строительному материалу, к его конструктивным возможностям. Учить понимать просьбу взрослого и действовать в соответствии с ней, способствовать речевому общению.
Продолжать знакомить детей с деталями: кубик, кирпичик, призма, пластина, цилиндр, конус, шар.
Упражнять детей в одновременном действии с деталями одного вида – кубиками и кирпичиками. Учить различать их.
Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу. Поддерживать желание строить, самостоятельно отбирать детали, различать их по цвету и форме.
Искусство.
Учить различать цвета: карандашей, фломастеров, красок, правильно называть их.
Познакомить с нетрадиционными методами рисования: пальчиковой росписью, штампами, тычками, палочками.
Учить рисовать разные линии (длинные, короткие, горизонтальные, вертикальные).
Подводить детей к рисованию округлой формы.
Учить бережно относиться к материалам, правильно их использовать. Учить держать карандаш и кисть. Свободно карандаш – тремя пальцами выше отточенного конца; кисть – чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая всем ворсом в банку, сжимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.
Учить сочетать аппликацию и рисование, изображать фигуру из частей.
Лепка.
Учить отщипывать комочки: пластилина, солёного теста, глины – от большого куска, раскатывая комочки между ладонями круговыми и прямыми движениями, сплющивать комочки между ладонями.
Музыкальный центр.
Учить детей внимательно слушать музыку, музыкальные пьесы разного характера, понимать и эмоционально реагировать на содержание.
Развивать умение менять силу голоса: говорить то тихо, то громко.
Вырабатывать умение пользоваться громким голосом.
Развивать умение пользоваться тихим голосом.
Вырабатывать умение повышать и понижать тон голоса, говорить «тоненьким» и низким голосом.
Манипулятивный центр.
Продолжать учить различать и называть основные 4 цвета + 2 дополнительных.
Продолжать учить геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат).
Помогать обследовать предметы, выделять величину и форму.
Учить называть свойства предметов, количество.
Учить различать предметы: «много»- «один»; «много» - «мало».
Учить нанизывать большие и маленькие предметы на стержень.
Учить группировать однородные предметы по цвету, учить сопоставлять по цвету разнородные объекты.
Учить использовать в играх нестандартное оборудование (прищепки, крышки).
Сюжетно-ролевая игра.
Продолжать вызывать у детей интерес к совместной с взрослым игровой деятельности и формировать умение принимать воображаемую ситуацию. Использовать в процессе показа игровых действий отдельные строки из стихотворений и потешек. Формировать умение договориться во время игры.
Учить детей запоминать последовательность игровых действий. Побуждать детей к использованию в игре предметов-заменителей, обогащать игру новыми сюжетами.
Центр воды и песка.
Учить детей свойствам песка (влажный, сухой), воды (тёплая, холодная, горячая, чистая, грязная).
Учить рисовать на песке, используя предметы-заменители: палочки, использованные фломастеры.
Учить печатать на песке.
Учить лепить из песка ( куличики, угощения для игрушек, использую игрушки для обыгрывания).
Учить играть детей, используя природные материал (шишки, камешки, жёлуди).
Учить детей делать опыты с водой, используя мыльную воду, краски: «тонет-плавает».
Учить детей играть аккуратно с песком и водой.
Увидеть
| Услышать
| Обыграть
| 1.Кукла
большие и маленькие (разные по величине, количеству);
вязаные (мякиши);
театр живой руки;
театр «Би-Ба-Бо»;
настольный театр;
матрёшка;
неваляшка;
петрушка;
куклы на картинках, в иллюстрациях в книгах.
|
Потешка «Катя – Катенька», «Матрёшкины потешки»,стихотворений А.Барто «Игрушки», «Бай-Бай», «Наша Катя маленька», «О дочке», «О кукле Кате», «Куколка», стихотворение Берестова «Большая кукла», Благинина «Стихотворение о кукле», О.Крас «Матрёшка», З.Медведева «У меня матрёшка есть», песня «О кукле неваляшке», стихотворение «Деревянные подружки», загадки, рассказ о кукле Кате (внешний вид и части тела)
|
Сюжетно-ролевые игры: «Уложи куклу спать», «Покорми куклу», «Помоем куклу», «Кукла Катя заболела», «Оденем куклу на прогулку»
«Кружок»
«Матрёшка, где ты?»
«Кто внимательный»
«Сделай то, что я скажу»
«У ляли болят зубы»
«Матрёшки»
| 2. Мяч
мякиши
пластмассовые
резиновые
разные по количеству и величине (большие и маленькие, твёрдые и мягкие)
пампушки
воздушные шарики
теннисные мячи
бассейн с мячами
нитяные мячи
воротики для прокатывания мячей
мячи на картинках, в иллюстрациях в книгах
| Рассказ о пампушках с действиями (пампушка как птичка: вверх – вниз, вправо – влево), загадки, песенки, рассказ по картинке
| «Подуй на шарик»
«Догони мяч»
«Принеси мяч»
«Какой мяч больше?»
«Шароброс»
Баскетбол
«Мой веселый, звонкий мяч»
«Прокати в воротики»
Разные броски мяча
«Найди такой же по цвету, величине»
«Чудесный мешочек»
Игры с шариками
«Разноцветные шары»
| 3.Кубики
Разные по величине, цвету
Пластмассовые
Деревянные
Мякиши
Кубы-вкладыши
Самодельные кубы, изготовленные вместе с родителями
| Потешка «Тук – Тук я стучу» (пальчиковая гимнастика), стихотворения А.Тайца «Кубик на кубик», О.Крас «Кубики»
| Постройки
Мозайка2Найди парные картинки на мякишах»
| 4.Пирамидка
Разные по величине, цвету, количеству
Пирамидка «Медведь»
«Заяц»
«Клоун»
«Ракета»
Пирамидка из трёх колец
| Загадки, стихотворение А.Барто «Пирамидка»
| «Найди такую же пирамидку»
«Найди такое же колечко по величине, форме, цвету»
«Прятки»
| 5.Машина
Легковая
Грузовая
Картинки, иллюстрации в книгах с разными видами машин: автобус, скорая помощь, пожарная, милиция, велосипед)
| Стихотворение Берестова «Про машину», Токмакова «Поиграем», И.Красникова «Городские помощники»
| Постройки машины с использованием разного конструктора
Постройка гаража
Катание игрушек на машине
«Путешествие в лес на машине»
«Автобус»
Постройка машин из коробок
«Автомобиль»
«Быстрее – медленнее»
| 6.Сюжетно-образные игрушки
Медведь
Заяц
Лиса
картинки, иллюстрации в книгах
театр «Би-Ба-Бо»
Театр живой руки
Настольный театр
Пальчиковый театр
Мультфильмы
Сказки на фланелеграфе
| Потешки «Заинька серенький», «Пришел медведь к броду», «Лиса по лесу ходила», «К нам лиска пришла», дидактическая игра «Зайчик знакомится с другими игрушками», стихотворения В.Степанова «Миша и его друзья», показ театра игрушек по потешке «Заинька серенький походи» с музыкальным сопровождением и пением, д/и «Какие разные зайчики»(большие и маленькие, серые и белые),песенка про медведя на кассете, загадки, сказки «Три медведя», «Колобок», «Теремок», рассказ «Кто живёт в лесу?», пальчиковая игра «Колобок», «Зайкины ушки»
| «Чудесный мешочек»
«Найди мишку»
Сказки «Три медведя», «Колобок», Теремок»
«Прятки»
«Мишке день рождения»
«Зайка и медведь»
«Лисичка и зайчики»
«У медведя во бору»
«Мишка косолапый»
«Зайка беленький»
«Кто как кричит»
| 7.Музыкальные игрушки
Барабан
Дудочка
Колокольчик
Бубен
| Звуки музыкальных инструментов: бубна, колокольчика, дудочки, барабана на кассете, на диске, на музыкальном занятии, на зарядке во время игр, в самостоятельной деятельности, рассказ о музыкальных инструментах, стихотворение «Кто на чём играет»
| «Узнай по звуку»
«Угадай, что делать»
«Где позвонили»
«Громко – тихо»
«Угадай на чём играют»
«Идите к нам играть»
«Барабан»
«Игра с бубном»
| Я люблю свои игрушки:
1.мячи:
Резиновые
Мягкие
Надувные (мыльные, воздушные)
2.Строительные: a) Крупный лего
b) Деревянный строитель (кубики, кирпичики, призма) 3.Пирамидки: a) Простая пирамидка из 3-х колец
b) «Мишка»
c) «Ракета»
d) «Зайка» 4. Машины:
a) Легковые Где живут машины? (гараж)
b) Грузовые Постройки
c) Автобус Профессии (шофёр) 5.Куклы:
a) Матрёшка
b) Неваляшка
c) Разные виды кукол: мякиши, вязаные, тряпичные 6. Сюжетно-образные игрушки: a) Медведь Где живут?
b) Заяц Внешний вид, повадки
c) Ёжик Сказки
d) Лиса 7.Музыкальные игрушки
a) Бубен
b) Барабан
c) Колокольчик
d) Дудочка
Дни недели
| Изо, лепка, аппликация
| Строительный
центр
| Литературный центр
| Манипулятивный центр
| Центр песка и воды
| понедельник
| Аппликация «Маша-неваляша»,
Ресурсы: бум. заготовки, 2 величины (большой и маленький круг)
| Постройка узкой дорожки
Игрушка Неваляшка (крупный строитель)
| Рассматривание картинки с изображением куклы неваляшки
| «Собери куколку» (2 величины: большой и маленький круг)
| Игры с водой «Поймай шарик»
Ресурсы: цветные шарики, сачок
| вторник
| Рисование, пальчиковая роспись «Кукла Неваляшка»
Ресурсы: гуашь, цв. салфетки, бум. Заготовки с изображением куклы
| «Дом для куклы неваляшки» (крупное лего)
Игрушка
(свободная деятельность)
| Прослушивание на кассете песни про Машу-Неваляшу
| «Короткая и длинная дорожки» (настольная игра)
|
_________
| среда
| Лепка «Кукла-Неваляшка»
Ресурсы: пластилин, бусинки, пуговицы, игрушка «Кукла-неваляшка»
| «Маша-неваляша едет на машине по широкой дорожке»
Постройка широкой дорожки (крупный конструктор, машина, игрушка
| Чтение загадок о кукле
| Бассейн с мячами
Ресурсы: кукла, бассейн с мячами
| «Кукла умывается, в гости собирается»
Ресурсы: полотенце, мыло, тазик с водой, кувшин, кукла
| четверг
| Рисование карандашами «Кукла Маша нарядилась» (линии горизонтальные)
Ресурсы: бумага, цв. карандаши
| Постройка стула для куклы неваляшки
Ресурсы: мелкий конструктор, игрушка
| Игра «Чудесный мешочек» с показом игрушек и чтением потешек об игрушке (кукла, матрёшка, неваляшка)
| «Кукла Маша играет с игрушками в прятки»
Цель: учить ориентироваться в пространстве, находить нужную игрушку
|
_________
| пятница
| Итоговое занятие. Утро радостных встреч. Показ развлечения «Кукла Неваляшка и её друзья». Совместная деятельность детей и родителей. Дома: «Кукла Неваляшка из воздушных шариков». Игра в группе с воздушными шарами под музыкальное сопровождение («Найди такой же по форме, цвету», п/и «Воздушные шарики». Манипулятивные игры «Бусы для куклы Неваляшки» (шары для нанизывания)
| понедельник
| Совместная деятельность детей «Большой мяч» Рисование
Ресурсы: бумага большого формата, гуашь 2-ух цветов, валики и большие кисти
| Постройка ворот (мелкий конструктор, шарики)
| Чтение стихотворения А.Барто «Мяч» с показом иллюстрации в книге
| Большие и маленькие мячи д/и «Найди такой же» (по величине и цвету)
| «Тонет – не тонет» (мячи, камешки)
| вторник
| Аппликация «Большой и маленький мячи»
Ресурсы: бумага, игрушки: большой и маленький мячи, игра «Бассейн»
| Постройка ворот (крупный конструктор, мячи по количеству детей) «Прокати мяч в ворота» (выработка длительного, плавного, ротового, направленного выдоха)
| Загадки о мяче с показом игрушки - мяча
| Веселые мячи – «шнуровка»
|
_________
| среда
| Аппликация«Всё круглое»
Ресурсы: бум. заготовки (апельсин, мяч, шарик, арбуз), клей, кисть
| Широкая дорожка для прокатывания мяча
Ресурсы: мячи по количеству детей, крупное лего
| Сказка «Колобок» «Настольный театр»
| д/и «Шары для нанизывания»
| «Прятки»
Ресурсы: игрушки – шарики, совочки
| четверг
| «Мячи из солёного теста»
Мяч – большой (мало – один),маленькие мячи - много
| «Узкая дорожка для прокатывания мяча»
Ресурсы: мячи по количеству детей, крупное лего
| Показ игрушек на картинках с использованием фланелеграфом. Чтение стихов об игрушках (фланелеграф, картинки с игрушками)
| д/и «Шарики»
Задачи: соотнести шарики по цвету
|
_________
| пятница
| Итоговое занятие. Утро радостных встреч. Совместная деятельность родителей вместе с детьми. Аппликация «Весёлые пампушки»
Ресурсы: нитки, гуашь, пампушки, ватман, клей, кисти, ветошь. Д/и «Весёлые пампушки» (птички, вертушка, мышки). Задачи: высоко, низко, далеко, близко, вправо, влево, медленно, быстро. П/и «Бросание мяча через верёвку в определенном направлении. Ресурсы: мячи – мякиши.
|
Конспект игры-занятия «Катя, Катя маленька»
Цель. Обогатить эмоциональное, речевое и умственное развитие детей новыми впечатлениями на основе фольклора. Используя потешку, обратить внимание на куклу как объект, имитирующий человека (ребенка): у куклы – глаза, руки, ноги. Она может стоять, ходить, топать ножками и т.п.
Чтение потешки сочетать с показом, синхронно отображающим её содержание в действии.
Используя прием сравнения, провести практическое сопоставление инсценированного текста с реальной ситуацией, т.е. как дети умеют ходить, топать ножками и т.п. Развивать понимание разговорной речи, сочетающейся со стихотворным текстом. Побуждать к активной речи, используя прием повышенной заинтересованности наглядностью и артистичностью при показе куклы.
Материал. Кукла большого размера ( 40-50 см.), устойчивая, с подвижными руками и ногами ( удобно при показе), одетая в платье. Гимнастическая высокая скамейка, покрытая сверху цветной, дорожкой.
Ход занятия.
Первая часть. Воспитатель объединяет группу детей, побуждая их к совместным действиям. Вначале, показывая и поясняя, предлагает малышам походить по всей комнате.
Воспитатель. Как детки умеют ходить? Топ! Топ! Как ножки топают? Топ! Топ! Остановились ножки на дорожке и не слышно топ, топ. Послушаем.
Педагог побуждает малышей не двигаться и вслушаться в тишину(5 – 10 сек.). Затем все повторяется сначала. При повторной ходьбе педагог еще более эмоционально выполняет действие, имитирует звук и побуждает детей прислушиваться при остановках.
Заинтересованность возникает на основе контрастности: ходьба – остановка, звуковой фон – тишина. Педагог обыгрывает эти моменты, побуждая малышей к активному подражанию, использует приемы активизации на контрасте слуховых ориентировочных реакций.
Вторая часть. Вводится стихотворный текст, описывающий конкретную ситуацию.
Воспитатель. Походили ножки, потопали и пришли к стульчикам. Детки сели. (Когда малыши успокоятся, воспитатель, обращаясь к ним, читает). Детки, детки маленькие, деточки удаленькие. Мои хорошие, мои красивые! (Повторное стихотворное обращение.) Детки, детки маленьки, деточки удаленьки!( Пауза.)
Воспитатель должен убедиться, что малыши поняли его обращение и готовы к дальнейшему эмоциональному контакту. Он повторяет эти стихотворные строчки и делает руками движения, приглашающие следовать за ним, сочетая действия со словами.
Воспитатель.
Пройдут по дороженькам,
Топнут детки ноженьками,
Топ! Топ! Топ!
При последних словах дети топают. Затем останавливаются и прислушиваются. Эта часть занятия повторяется в убыстренном темпе. Затем педагог предлагает малышам сесть и обращается то к одному, то к другому ребенку: «Как ты топал? Скажи: Топ! Топ!»
Третья часть.
Воспитатель. Кто-то к нам идет. Послушайте, пожалуйста: Топ! Топ! (Педагог выводит из ширмочки куклу.) Катя! Катя! Кукла Катя к нам пришла! ( Воспитатель дает возможность рассмотреть куклу ( 1- 2 мин), обращает внимание на то, что у куклы – глазки ( показ), ручки ( показ), ножки ( показ). На ножках – красивые туфельки. Приглашает малышей подойти к Кате и поздороваться за ручку, погладить куколку по головке. Обращаясь к детям, спрашивает: «Как куколку зовут? Скажи, Арина!» ( С такой же просьбой он обращается к другим детям).
В этой части занятия воспитатель сочетает речевое общение со стихами, включая их в разговор о кукле.
Воспитатель.
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька!
Вот какая у нас куколка! А умеет ли она ножками топать? ( Воспитатель приподнимает куклу над полом и опускает со стуком.)
Четвертая часть. Воспитатель просит куклу показать детям, как она умеет ходить и топать ножками.
Воспитатель. Вот какая она удаленькая! ( Педагог ставит куклу на скамейку, стоящую в стороне, заранее приготовленную и покрытую цветной дорожкой, и, имитируя ходьбу, попеременно выдвигает у куклы вперед то одну, то другую ножку. Первый проход по дорожке сочетается только со словами: «Катя, Катя маленька!» Дается возможность рассмотреть действия игрушки.) Вот какая у нас куколка! Как она хорошо ходит, топает!
После того как дети эмоционально «переживут» момент хождения куклы, взрослый читает все стихотворение:
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька,
Пройди по дороженьке
(ведет куклу вдоль скамейки),
Топни, Катя, ноженькой
Топ! Топ! Топ! Топ!
( Приподнимает ножку куклы и стучит о поверхность стола.)
Это действие с чтением потешки повторяется 3-4 раза.
Пятая часть. Педагог предлагает куколке посмотреть, как детки умеют ходить и топать ножками. Это занятие проводится индивидуально. При этом в потешку можно вставить имя ребенка.
Воспитатель.
Детки, детки маленьки,
Деточки удаленьки, Пройдут по дороженькам,
Топнут, топнут ноженьками!
Топ! Топ! Топ!
Педагог побуждает малышей к активным действиям.
Шестая часть. Дети садятся.
Воспитатель. А теперь куколка Катя еще раз покажет, как она умеет ходить и топать ножкой.
Читается потешка выразительно от начала до конца.
Седьмая часть. Педагог предлагает малышам поговорить с куклой, т.е. попросить ее пройти по дороженьке и топнуть ноженькой. Дети поочередно выходят к кукле и водят ее за ручку вдоль скамейки (с помощью взрослого). Желательно, чтобы ребенок сам просил об этом.
Восьмая часть. Занятие заканчивается. Воспитатель говорит, что куколке очень понравилось у ребят и она обязательно придет в следующий раз. (При повторении первую часть занятия можно снять, так как малыши хорошо понимают его смысл и вспоминают, как ходила куколка.)
Загадки по теме:
« Я люблю свои игрушки» Упадет – поскачет
Ударишь - не плачет. (мяч) Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел - я побежал. (воздушный шарик) Сам пустой
Голос густой,
Дробь отбивает,
Шагать помогает. (барабан) Рядом разные подружки,
Не похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка. (матрёшка) Зверь забавный сшит из плюша,
Есть и лапы, есть и уши.
Мёду зверю дай немного,
И устрой ему берлогу. (плюшевый мишка)
|