Скачать 87.61 Kb.
|
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ» (ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОДГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ НА III ЭТАПЕ КОРРЕКЦИОННОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ) Автор: учитель-логопед I квалификационной категории МБОУДОД «ДООспЦ» г.Владимира Колесникова Татьяна Владимировна. Цели занятия:
(цели каждого упражнения, выполняемого на занятии, представлены в Приложении 1) Оборудование: компьютер с медиапроектором, слайды: сюжетная картина «Владимир», предметные картины «Дмитриевский собор», «Успенский собор», «Старый Владимир», «Золотые Ворота»; экран; карточки – психогимнастика «Настроение»; карточки – «Знаки препинания», материал для пальчиковой гимнастики, аромалампа – лаванда, мяч, тетради, ручки. Ход занятия:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поработаем в необычной обстановке: на нашем занятии присутствует много гостей. А вы знаете, что когда гости – в доме праздник, радость. Надеюсь, настроение у вас будет соответствующее. Нарисуйте, пожалуйста, в своих тетрадях значки настроения. А теперь изобразите ваше настроение мимикой. (используются карточки-психогимнастика «Настроение», которые, соответственно настроению каждого ребёнка, вывешиваются на доске под карточкой с его именем) - Итак, сегодня на занятии мы совершим заочную экскурсию по нашему городу и в ходе этой экскурсии уточним наши знания о классификации предложений по цели высказывания. А как вы думаете, зачем это необходимо чётко знать? (выслушиваются мнения всех детей) - Научимся выразительно произносить разные предложения для того, чтобы наша речь была красивой и понятной окружающим. Будем следить за верным оформлением на письме разных предложений.
- Подготовим наши органы дыхания к беседе. Вы чувствуете, что в нашем кабинете сегодня необычно пахнет лавандой. Запах лаванды успокоит наши нервы и поможет избежать большого количества ошибок на письме. Итак, садимся прямо. Правую руку положим на область диафрагмы. Выдох. Вдох носом (рот закрыт). Вдох приятный, лёгкий, без напряжения. Выдох – через нос. Пауза. Вдох. Следим, чтобы диафрагма двигалась, а плечи оставались спокойными. - Теперь поработаем с огранами артикуляции. (выполняются упражнения «Пятачок» - «Улыбка», «Часики», «Вкусное варенье») - Наши лёгкие развернулись, насытились кислородом, органы артикуляции тоже готовы к работе и беседе о городе, в котором мы живём.
Слайды с видом города. - Посмотрите на фотографию. Что изображено? Как называется этот город? На какой реке стоит город? Ответьте полным предложением. (Город Владимир стоит на реке Клязьме). - Запишите это предложение в тетради. - Какой знак поставили в конце данного предложения? (поставили точку). - Докажите, что здесь нужна точка, а не какой-либо другой знак. (предложение произносилось со спокойной интонацией, в нём просто содержалось спокойное сообщение). - Как называется предложение, в котором о чём-либо сообщается, повествуется? (это повествовательное предложение). - Что происходит с голосом, с интонацией, когда мы произносим повествовательное предложение? (голос сначала повышается, а затем плавно понижается к концу предложения, делается пауза). - А если мы хотим что-то узнать, спросить, - какое предложение по цели высказывания мы используем? (вопросительное предложение) - Составьте предложение, содержащее вопрос, о возрасте нашего города. (Владимир – это старый город?) - Запишите это предложение. - Какой знак поставили в конце? Почему? Докажите. (интонация вопросительная, в конце предложения поставили соответственно знак вопроса). - Ответьте на этот вопрос, восхищаясь древностью нашего города. (Да, нашему городу более тысячи лет!) - Запишите ответ на этот вопрос. - С какой интонацией мы произносим записанное вами предложение? (с восхищением, восторгом, - с восклицанием). - Как же называется такое предложение? Какой знак поставили в конце при записи? (это восклицательное предложение, в конце поставили восклицательный знак). - В ваших тетрадях появилось три предложения, посмотрите на них и скажите, подведя итог: на какие же три вида можно разделить предложения по цели высказывания? (по цели высказывания предложения делятся на повествовательные – спокойно повествующие о чём-то, в конце их ставится точка; вопросительные – содержащие вопрос о чём-либо, в конце поставим знак вопроса; восклицательные предложения сообщают о чём-то с особым чувством, в конце их ставится восклицательный знак).
- «Наши пальчики устали» писать, - мы их разомнём, а заодно настроимся на прогулку по нашему замечательному городу. (используется лента картинок для пальчиковой гимнастики, см. приложение 2). - Будем «шагать» пальчиками по ленте и считать наши достопримечательности: Люблю по городу гулять, «идут» пальчиками по ленте» Люблю смотреть, люблю считать. Церковь – раз, часовня – два, показывают на соответству- Три – собора купола. ющую картинку и загибают А четыре – новый дом, пальцы на руках Тот, в котором мы живём! Пять – гуляю по Соборной, Шесть – к Успенскому схожу И на купол погляжу. Семь – вот Дмитрия собор. Как резьбой украшен он! Восемь – здание Палат, Побыть в музее каждый рад! Девять – в Липках погулять И к Рядам свернуть опять. Десять – память старины – Золотые Ворота видны!
- Ну вот мы и прогулялись по городу, а теперь давайте послушаем наших замечательных экскурсоводов. (со словом «экскурсовод» проводится работа в плане определения лексического значения и как со словом сложной слоговой структуры – оно повторяется теми детьми, которые имеют проблемы этого плана). - Ребята, давайте не просто слушать наших экскурсоводов (заранее подготовленные дети), а показывать карточками, какое предложение по цели высказывания произнесли наши уважаемые гиды. (соответственно рассказу ребёнка переключаются слайды с картинами). 1 экскурсовод – Золотые Ворота. Перед вами – Золотые Ворота. Вы знаете, что раньше это был въезд в город? Очень красив этот памятник старины! 2 экскурсовод – Дмитриевский собор. Мы подошли к Дмитриевскому собору. Как изумительно украшены его белокаменные стены! 3 экскурсовод – Успенский собор. Вы знаете, что это за здание? Успенскому собору более восьмисот лет! Великолепен его златоглавый силуэт! 4 экскурсовод – музей «Старый Владимир». В здании музея «Старый Владимир» раньше была водонапорная башня. А теперь здесь прекрасная экспозиция о жизни города в прежние времена.
- С помощью экскурсоводов мы многое узнали о нашем городе. Чтобы проверить наши знания, поиграем в «Третий-лишний». (дети встают, логопед бросает мяч ребенку, называя три понятия, ребенок возвращает мяч, определяя, какое понятие было лишним)
- А ты знаешь, в каком городе Невский проспект? 2. Здания: Успенский собор, собор Василия Блаженного, Дмитриевский собор. - В каком городе построен собор Василия Блаженного? 3. Площади: Красная площадь, Соборная площадь, площадь Победы. - Какой город украшает Красная площадь? 4. Парки: Добросельский парк, парк «Липки», Летний сад. - А где находится Летний сад?
- Возвращаемся с экскурсии с новыми знаниями и впечатлениями. Давайте обобщим, какие же предложения по цели высказывания звучали сегодня на нашей экскурсии. (звучали повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения). - Что нового вы узнали на занятии? - Обратите внимание на сложные слова, которые сегодня были частыми гостями в нашей речи. (на доске – карточки со словами «экскурсовод», «экскурсия», «экспозиция», - производится работа над значением слов, проговаривание каждым ребёнком). - А с каким настроением вы вернулись с экскурсии? Изобразите. (выставляются соответствующие карточки на доску, производится сравнение – улучшилось или ухудшилось настроение каждого ребёнка). - Надеюсь, что хорошее настроение не покинет сегодня вас! Спасибо за занятие! Приложение 1.
Приложение 2. Литература:
|