I. Орг. момент
II. Проверка домашнего задания
III. Актуализа-ция знаний
IV. Сообщение темы
V. Работа по теме урока
VI. Физ. минутка
VII. Работа по теме урока
VIII. Итог
IX. Оценка деятельности X. Д.З.
| Беседа
Тест
Беседа
Учитель читает стихотво-рение
Беседа
Мини-итог
Беседа
Рассказ учителя
Беседа Рассказ учителя
Мини-итог
Игра
Беседа
Работа на карточках
Беседа
Рассказ учителя
Мини-итог Беседа
| - Здравствуйте, ребята!
К нам на урок пришли гости
поприветствуйте их.
Сядьте прямо, спинки ровные. Начинаем урок. Желаю вам удачи!
-Посмотрите у вас на партах лежат карточки, они понадобятся вам на уроке.
- Что вы узнали на прошлом уроке?
- Давайте проверим домашнее задание, выполним тест. Для того, чтобы успешно справиться с заданием будьте, внимательны.
- Разложите перед собой карточки, которые лежат у вас на партах, с цифрами 1, 2, 3, каждая карточка соответствует варианту ответа. Таблицу положите рядом, приготовьте простой карандаш.
- И так первый вопрос, внимание на экран (слайд 1).
Характерными почвами нашего края являются…
подзолистые;
2) тундровые почвы;
3) серые лесные почвы.
Поднимите карточку, которую считаете нужной.
- Теперь проверяем, посмотрите на экран (верный ответ увеличивается).
- У кого ответ правильный поставьте себе плюс в таблицу, где цифра 1, за первый вопрос.
- Второй вопрос (слайд 2).
Черноземные почвы преобладают…
1) в тундре;
2) в степях;
3) в лесной зоне.
Поднимите карточку, которую считаете нужной.
- Теперь проверяем, посмотрите на экран (верный ответ увеличивается).
- У кого ответ правильный поставьте плюс в таблицу, за второй вопрос. - Третий вопрос (слайд 3).
Плодородие почвы зависит от количества…
1) песка;
2) глины;
3) перегноя.
Поднимите карточку, которую считаете нужной.
- Теперь проверяем, посмотрите на экран (верный ответ увеличивается).
- У кого ответ правильный поставьте плюс в таблицу, за третий вопрос.
- Будьте внимательны, четвёртый вопрос (слайд 4).
Из перегноя под воздействием
микроорганизмов образуются…
1) вода;
2) камни;
3) соли.
Поднимите карточку, которую считаете нужной.
- Проверяем (верный ответ увеличивается).
- У кого ответ правильный поставьте плюс, за четвёртый вопрос.
- Последний вопрос (слайд 5).
Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется…
1) песок;
2) перегной;
3) глина.
Поднимите карточку, которую считаете нужной.
- Проверяем (верный ответ увеличивается).
- У кого ответ правильный поставьте себе плюс. - Поднимите руку те, кто ответил на все вопросы верно, у кого пять плюсов.
- Отлично, молодцы! Вам за домашнее задание «5».
- Поднимите руку у кого четыре правильных ответа.
- Хорошо. Вам «4».
- У кого меньше четырёх правильных ответов, материал нужно подучить.
- Тему «Земля кормилица», вы усвоили хорошо. А, что вы знаете, о лесе?
Уточнить, что растения и животные разные, разнообразные.
- Хочу пригласить вас сегодня в лес.
В добрый лес, могучий лес.
Полный сказок и чудес (слайд 6).
Если внимательны будете, дети,
Тайны чудные откроете эти.
Лес не только для нашей забавы.
В нём деревья, ягоды, травы.
И птицы, и звери.
Учёные тоже работают тут,
Лес они сообществом зовут!
- А почему мы сегодня узнаем,
тема урока «Жизнь леса»
(слайд 6). - Замечали ли вы в лесу «этажи»? Учёные называют их ярусами.
- Давайте выделим ярусы леса.
- Посмотрите внимательно на экран, как вы думаете, самый верхний ярус, чем образован (какими растениями)?
- Посмотрим…
Слайд 7 (Наверху надпись «Ярус деревьев») - А ниже? Какие растения растут ниже? Как вы думаете?
Спросить несколько учеников.
- Смотрим (указываю на слайд),
(Слайд 7 Надпись «Ярус кустарников») кто был прав? - А ещё ниже, какой ярус? Как вы думаете?
- Посмотрим (слайд 7 Надпись «Ярус кустарничков и трав»).
- Скажите, а чем кустарнички отличаются от кустарников?
- Вы правы, кустарнички высотой 25-30 см, например брусника, черника (слайд 8). - Самый нижний ярус, как вы думаете, какими растениями образован?
(Слайд 9 Надпись «Ярус мхов и лишайников»)
- Сколько ярусов леса выделили?
- Перечислите их.
- Каким растениям нужно больше солнечного света?
- Поэтому деревья, какие? - Каким растениям нужно меньше всего света?
- Поэтому где они растут? (низко к земле, в тени) - А кто из вас гулял в лесу?
- Каких животных встречали во время прогулки в лесу?
- Животных гораздо больше, чем вы перечислили, часто они не заметны, так как прячутся среди растений от человека.
- Весь лес – от верхушек деревьев до земли – заселён животными!
- Какие животные обитают на деревьях?
- Посмотрите на экран (слайд 10)
- Каких птиц вы узнали?
- Посмотрите, а это иволга (-повторите иволга), одна из самых красивых птиц, встречающихся в наших лесах. Из-за своей яркой, заметной окраски иволги прилетают позже других птиц, когда на деревьях уже много листвы, в которой можно спрятаться. Питается она насекомыми. Пение иволги похоже на звуки флейты. Послушайте, как она поёт (слайд 11).
- Пение, какой птицы вы сейчас прослушали?
- Если птица поёт, как её можно назвать? Какая она? От слова петь? (Певчая птица) - Какие животные ведут наземный образ жизни, т.е. живут на земле? (Слайд 12)
- Посмотрите, вы встречали этих животных в лесу? - Давным-давно, когда на месте Москвы стоял дремучий бор (слайд 13) в нём водилось много диких животных. Постепенно стал появляться наш город, местные жители любили ходить на охоту.
- А зачем они охотились?
- Позднее люди стали охотится, чтобы узнать животных.
- Скажите, сейчас, в нашем городе, где-то можно увидеть диких животных? - Мы перечислили животных, которые обитают на деревьях, на земле. А какие животные обитают в почве? (Слайд 14) - Чем является лес для животных? (- Что они делают в лесу?)
- А ещё чем он служит животным? (Где животные питаются? Где ищут пищу?)
- Можно сказать, что лес служит «столовой» для животных, местом, где они питаются.
- Обобщите. (слайд 15)
- Встаньте рядом с партами.
- Вспомните правила поведения в лесу. Слушайте утверждения и если это можно делать – хлопайте, а если нельзя – топайте.
Потренируемся, если можно делать - хлопаем, если нельзя - топаем. Начали.
- Можно ходить по траве;
- Можно ломать деревья и ветки;
- Можно отдыхать в лесу;
- Можно жечь костры;
- Можно слушать птиц;
- Можно громко говорить, кричать в лесу;
- Можно ходить по тропинкам.
- Можно собирать грибы и ягоды.
- Прогулялись, отдохнули, садитесь за парты. - Ребята, повторите, чем лес является для животных?
- Растения и животные зависят друг от друга! Как вы это понимаете? Как они зависят друг от друга?
Если учащиеся не сориентируются, то напомнить им, что животные бывают хищными, травоядными и всеядными. Чем питаются хищники?
- Какие цепи питания вы знаете? Кто чем питается? Ученикам раздаются карточки.
- Посмотрите на карточку, внимательно прочитайте, кто прочитал, поднимите глаза. Все ли слова вам понятны? Ваша задача соединить растения и животных так, чтобы получились цепи питания. Например: белка питается шишками. Поднимите руку кому задание понятно. Выполняем.
- Проверяем, назовите получившиеся цепочки питания. - уточните, что растёт в лесу? Какие растения растут в лесу?
- А что ещё?
При необходимости загадать загадку
И на горке, и под горкой,
Под берёзой, и под ёлкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
Слайд 16
- Посмотрите, назовите грибы. - Как вы думаете, зачем нужны грибы? Кому они нужны? Все ли грибы собирает человек?
Уточнить, что мухомор является лекарством для лосей. - А ещё учёные заметили (слайд 17), что нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями. И вот что интересно: один из самых лучших помощников растений – гриб мухомор.
- Сделайте вывод, какая роль грибов в лесу. - А кто знает, как правильно собирать грибы?
Слайд 18
- Если бы мы с вами попали в этот лес, чтобы у нас было бы под ногами?
- А ещё? Что ещё падает с растений? - Всё это называется лесная подстилка. Повторите. Под действием живущих в ней микроорганизмов (бактерий) она постепенно перегнивает. Благодаря этому почва пополняется перегноем. А некоторым животным лесная подстилка помогает зимой. Каким животным она служит защитой от холодов? - В лесу работают учёные и называют лес сообществом.
- Как вы это понимаете? Что такое сообщество?
- Лес это сообщество, значит всё, что в лесу живёт… живёт как? - Я предлагаю вам проверить наш вывод по учебнику. Откройте учебники на странице 41. Найдите красную ленту, читаем громко, чётко. Указать ученика, который читает.
- Правы вы были?
- Докажите, что лес это природное сообщество. Отметить наиболее активных и внимательных учеников. - Запишите домашнее задание стр. 35-41, сначала вы читаете ещё раз, то о чём мы говорили на уроке, на странице 41 в рубрике «Проверь себя» отвечаете на вопросы. Спасибо всем за урок.
Урок окончен.
|
Учащиеся приветствуют гостей кивком головы.
Садятся за парты.
-Посмотрели на карточки.
Ответы учащихся.
- Мы узнали, что земля кормилица.
Слушают инструкцию.
- Раскладывают карточки.
Слушают вопрос и варианты ответа. Поднимают карточку.
При наличии правильного ответа ставят плюс в таблицу, за первый вопрос. Слушают вопрос и варианты ответа.
Поднимают карточку.
При наличии правильного ответа ставят плюс в таблицу. Слушают вопрос и варианты ответа.
Поднимают карточку.
При наличии правильного ответа ставят плюс в таблицу.
Слушают вопрос и варианты ответа. Поднимают карточку. При наличии правильного ответа ставят плюс в таблицу.
Слушают вопрос и варианты ответа.
Поднимают карточку.
При наличии правильного ответа ставят плюс в таблицу. Поднимают руку, те, кто на все вопросы ответил верно.
Поднимают руку у кого четыре правильных ответа. Ответы учащихся.
- В лесу растут растения, живут животные.
- В лесу растут разнообразные растения и живут (обитают) разнообразные животные. Слушают стихотворение.
Ответы учащихся. - Верхний ярус образован деревьями.
- Ниже растут…
ответы учащихся … - Ещё ниже растут…
ответы учащихся…
- Кустарнички меньше кустарников.
Самый нижний ярус…
ответы учащихся… - Выделили четыре яруса леса.
- Ярус деревьев, ярус кустарников, ярус кустарничков и трав, ярус мхов и лишайников.
- Больше солнечного света нужно деревьям.
- Деревья высокие. - Меньше света нужно мхам и лишайникам.
- Поэтому они растут в тени.
Ответы учащихся.
- На деревьях обитают белки, птицы и насекомые. - Синица, снегирь.
Смотрят на экран, называют птицу, слушают рассказ учителя.
Ответы учащихся. Слушают пение иволги.
- Пение иволги. - Её можно назвать певчая птица.
Ответы учащихся.
- Нет.
Смотрят на экран, слушают рассказ учителя. - Так люди добывали пищу.
- В нашем городе диких животных можно увидеть в зоопарке. - В почве обитают кроты, червяки, мышки. - Лес для животных является домом. - Животные находят пищу в лесу.
- Лес служит «столовой» для животных,
- Лес является и домом и местом, где питаются животные. Встают рядом со своими партами, слушают инструкцию. Прослушав утверждение, хлопают или топают. - Топают;
- Топают;
- Хлопают;
- Топают;
- Хлопают;
- Топают; - Хлопают;
-Хлопают. Учащиеся садятся за парты.
- Лес для животных является домом и местом где они питаются. -Потому что животные питаются растениями. Ответы учащихся.
Слушают инструкцию, выполняют задание.
Ученики перечисляют получившиеся цепи питания.
В лесу растут деревья, кустарники, кустарнички, травы, мхи и лишайники. - Грибы. - Белые грибы, подосиновики и мухоморы
- Грибы нужны животным, они ими питаются и лечатся. А ещё грибы собирает человек.
- Грибы служат пищей и лекарством для животных, пищей для человека и помогают растениям.
- Под ногами были бы листья.
- Сухие веточки, шишки.
- Лесная подстилка.
- Животным, которые зимой впадают в спячку. Ежам, медведям, барсукам, мышкам, разным жукам.
- Сообщество – это когда вместе, сообща.
- Животные и растения живут, вместе сообща. - Открывают учебники, читают правило.
- Да, мы были правы.
-Лес это природное сообщество, потому что все обитатели леса живут совместно, сообща.
| Прививать навыки общей культуры.
Способствовать соблюдению благоприятного психологического климата.
Развитие умения использовать в работе ранее полученные знания и представления.
Развитие познавательной активности учащихся. Знакомство с ярусами леса.
Развитие познавательной активности учащихся.
Знакомство с разнообразием лесных обитателей
Чередование статических и динамических заданий.
Формирование понятий о цепях питания.
Знакомство с
ролью грибов.
|
При необходимости учащимся оказывается помощь.
|