ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Машиностроение»
(Тема урока)
| ФИО (полностью): Сычева Ольга Анатольевна
|
|
| Место работы: МБОУ « СОШ № 1 г. Тучково»
|
|
| Должность: учитель
|
|
| Предмет: география
|
|
| Класс: 9 класс
|
|
| Тема и номер урока в теме: «Машиностроение» урок № 24
|
|
| Базовый учебник: «География России. Население и хозяйство»
В.П. Дронов, В.Я. Ром «Просвещение» 2010 г
|
|
Цель урока: Познакомиться с сектором конечной продукции (техносфера) –
машиностроением
9. Задачи:
- обучающие: Определить факторы размещения отраслей машиностроения; познакомить с новыми понятиями “специализация”, “кооперирование”; определить место МСР в развитии отрасли
-развивающие: развивать пространственное мышление, умение анализировать и прогнозировать ситуацию; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес, внимание, память;
-воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки обучающихся.
10. Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная
Необходимое техническое оборудование: мультмимедийное проекционное оборудование, доступ к сети Интернет, ПК (удобнее проводить в компьютерном классе); карта экономическая Российской Федерации; контурные карты (индивидуальные); учебник, атласы, раздаточный материал (карточка с кроссвордом).
Структура и ход урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап
урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1.
| Организационный момент
|
| Проверяет готовность к уроку, приветствует
| Выполняют требования учителя
| 1
| 2.
| Актуализация знаний, целеполагание
| Презентация Power Paint
«Виды продукции машиностроения»
Эпиграфом к этой теме я взяла слова немецкого историка
К. Ясперса: «Мировая история началась, по существу, только с конца XVIII века, века техники…»
| Тема нашего урока затрагивает действительно каждую семью, и мальчиков и девочек. Эта отрасль н/х определяет уровень экономического раз-вития любой страны. Сделайте предположе-ния о продукции этой отрасли.
| Слушают вступление, Отвечают на поставленные вопросы, опираясь на полученные знания;
формулируют цель урока, озвучивают цель
| 5
| 3.
| Новый материал
| Машиностроение России
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/55106b93-99f6-4bff-9372-1713c5922a11/023.swf
1 блок- определение
2 блок – отраслевой состав
| Давайте проверим наши предположения. Даем определение отрасли.
Машиностроение – совокупность отраслей промышленности, производящих разнообразные машины. Структура машино-строения соответствует структуре экономики. Она производит машины для любой отрасли н/х. В тетра-ди запишите тему и дайте определение (используйте краткую запись маш/стр.) Попробуем дать набор отраслей, входящих в этот комплекс, на самом деле это слож-но, их более 70 и число растет. Но вот основные вы видите на экране. Какие три главных момента по каждой отрасли, вы должны знать для ее характеристики? Это – сырье, факторы размещения, готовая продукция. Дополнительно на-зовем центры, т.е. города, где находятся предприятия этой отрасли.
| Учащиеся
отвечают на вопросы;работают в тетрадях;
находят названные центры в атласе, тема «Машиностроение»
| 10
| 4.
| Выполнение практи-ческой части в к/к
| Машиностроение России
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/55106b93-99f6-4bff-9372-1713c5922a11/023.swf
3 блок – география машиностроения
| На контурной карте отметим центры производства: судостроение, сельскохозяйственного машиностроения, тяжелого машиностроения
| Работают в контурных картах с использованием цвет-ных каранда-шей. Города подписывают первы-ми двумя буквами, исключая гласные.
| 10
| 5.
|
| Факторы формирования и развития экономики России http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/406d7f2d-c506-4a88-80a9-9f6536d0b195/019.swf
| Давайте, разберемся, а какие факторы оказывают влияние на размещение центров машиностроения. Их на самом деле так много, что размещение пред-приятий характеризуют как свободное. Но все же ряд факторов опре-деляет размещение некоторых предприятий.
Записываем факторы, приводим примеры.
Наукоемкость - этому фактору подчиняются новейшие отрасли машиностроения (робо-тотехника, автоматиза-ция производства, электронные средства связи, космическая, лазерная техника, бытовая электротехника и т.п.). Смотрите на карту на экране и запишите 2-3 центра.
Металлоемкость - этому фактору подчиняются отрасли машинострое-ния, требующие, для изготовления продук-ции много металла. Это – отрасли ВПК (танко-строение), судострое-ние, локомотивострое-ние, авиастроение, кузнечнопрессовое оборудование, горно-шахтное и др.
Трудоемкость производство машин, требующих больших затрат и высокой квалификации используемого труда (часов рабочего вре-мени). Высокая трудо-емкость присуща станкостроению
Ориентация на потребителя – это предприятия, выпускаю-щие продукцию, которую сложно транспортировать из-за большого веса или размеров.
Специализация и кооперирование – так как машины состоят из множества деталей, изготовить их на одном предприятии невозможно, а проще производить отдельные части машин на специализированных предприятиях. А для выпуска готового изделия они устанавливают кооперационные связи.
| Знакомятся с представ-ленным материалом и выделяют несколько основных –
трудоемкость, металлоемкость, военно-стратегический, транс-портный, потребительский.
Работа с обсуждением.
| 10
| 6
|
| Военно-промышленный комплекс России http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c21bc9e4-992a-4fad-94e2-7d7461e1ebbc/027.swf
| Рассмотрим один из факторов отдельно, т.к. этот фактор определяет размещение центров по производству оборонной продукции (военная техника, оружие), этот фактор военно-стратегический учи-тывает интересы национальной безопас-ности.
| Учащиеся
По выбору приводят примеры центров производства оборонной промышленности
| 5
| 7.
| Обобщение по теме
| -
| На следующем уроке мы выясним машинострои-тельную специализацию разных районы РФ.
Закрепим изученный материал решением небольшого кроссворда. Кто быстрее решит кроссворд?
| На приго-товленном раздаточном матери-але учащиеся решают кроссворд.
| 4
|
Приложение к плану-конспекту урока
Новый материал по теме «Машиностроение»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
| Название ресурса
| Тип, вид ресурса
| Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
| Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
| 1
| «Виды продукции машиностроения»
| Домашняя заготовка
| Презентация Power Paint
| http://images.yandex.ru/
yandsearch?text=%D0%BC%D0%
B0%D1%88%D0%B8%D0%BD%
D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%
D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B8%
D0%B5&stype=image&noreask
=1&lr=213
| 2
| Машиностроение России
| ЭОР
| Иллюстрации, текст, видеофрагменты
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/55106b93-99f6-4bff-9372-1713c5922a11/023.swf
| 3
| Факторы формирования и развития экономики России
| ЭОР
| Иллюстрации, текст, видеофрагменты
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/406d7f2d-c506-4a88-80a9-9f6536d0b195/019.swf
| 4.
| Военно-промышленный комплекс России
| ЭОР
| Иллюстрации, текст, видеофрагменты
| http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c21bc9e4-992a-4fad-94e2-7d7461e1ebbc/027.swf
|
Задание: Кто быстрее решит кроссворд
Фактор размещения новейших отраслей машиностроения (наукоемкость)
Машиностроение выпускающее продукцию: часы, телевизоры, , самолеты, станки (трудоемкое)
Производство определенной (однородной) продукции (специализация)
Производственные связи между предприятиями машиностроения, выпускающими определенную продукцию.
. |