Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации11.11.2013
Размер40 Kb.
ТипПлан-конспект
100-bal.ru > География > План-конспект
План-конспект открытого урока по предмету

«Москвоведение»
Тема: «Устройство круглой башни Московского Кремля»

Класс: 5

Учитель: Докукина Наталья Викторовна

ГОУ ЦО №1462 ЮВАО города Москвы
Цель: формирование представления школьников об особенностях фортификации русской средневековой крепости.
Задачи: 1) образовательная: знакомство учащихся с архитектурными и оборонительными деталями стен и круглых башен Кремля.

2) развивающая: знакомство с принципами обороны средневековой крепости, знакомство с новыми терминами по фортификации;

3) воспитательная: воспитание эстетических и патриотических чувств у учащихся.

Оборудование урока:

- для учителя – мультимедийный проектор

Раздаточный материал для учеников:

- схема крепостной стены;

- схема круглой башни;

- фотографии трех круглых башен Кремля;

Зрительный ряд:

- фрагмент DVD диска «Один час в Кремле»;

- плакат «Схема стены Кремля»;

- плакат «Устройство круглой башни Кремля»;


План урока:

  1. Организационная часть – 1 мин.

  2. Повторение параметров (высота, толщина и т.д.) Кремля. Вопрос-ответ.

(10 мин.).

3. Введение в тему – 20 мин.

4. Запись новых слов в словарь – 6 мин.

5. Заключительный этап урока – 3 мин.
2. Повторение параметров (высота, толщина и т.д.) Кремля. Вопрос-ответ. (10 мин.).

На прошлом уроке мы начали изучать очень трудную и очень интересную тему – Фортификация Московского Кремля. Кто помнит, что такое фортификация? (сооружения оборонительного значения). На прошлом уроке мы начали знакомиться с тем, как устроены стены и башни Московского Кремля и дали их общую характеристику. Сегодня мы более подробно рассмотрим устройство крепостных стен Кремля и начнем изучение башен с устройства круглых в плане башен Кремля.

Прежде чем перейти к новой теме, давайте вспомним те особенности фортификации Кремля, которые мы уже знаем.

Кто скажет, почему Московский Кремль был неприступной крепостью, учитывая местоположения и природные особенности данного района нашего города? (высокий Боровицкий холм, естественные водные преграды).

Какова длина крепостных стен? Где стены выше, где ниже? Почему?

Какова толщина кремлевской стены?

3.Введение в тему – 20 мин. Устройство крепостной стены и круглой башни Кремля.

Посмотрите, у вас распечатка фрагмента крепостной стены.



Чем завершается стена Московского Кремля? (зубцами), они называются – мерлоны, берем в рамочку, как мы обычно выделяем словарные слова. Как вы думаете, зачем нужны мерлоны на крепостной стене? Они защищают воинов, которые находятся за зубцами на боевой площадке, на нашей схеме она хорошо видна. Давайте отметим боевую площадку на ней.

Обратите в мерлонах – прямоугольные отверстия – они называются – бойницы. На кремлевской стене бойницы располагаются не в каждом мерлоне, а через один. Как вы думаете, почему?

Итак, мы разобрали фортификационные особенности крепостной стены Кремля, на прошлом уроке мы дали общую характеристику и башен Кремля. Кто помнит, сколько в Кремле башен? Какие башни бывают? (круглые и четверики).

Сегодня мы рассмотрим устройство круглой в плане башни.


У вас имеются схемы круглой башня. А у меня на доске – увеличенное изображение круглой башни. Также у вас на партах есть фотографии круглых башен Кремля. посмотрите на фото и на схему башни. Как вы думаете, на что похожа схема башни? (шахматную ладью).

В чем различие фотографии и схемы башен? (нет шатровой надстройки). Действительно, декоративные шатры появились у башен позднее в XII веке, когда Кремль утратил значение как крепости и стал украшением города. Но мы с вами говорим об особенностях фортификации, поэтому имеем в виду именно боевую башню.

Как вы думаете сколько в Кремле круглых башен? (три) почему? А почему по углам стоят не квадратные, именно круглые башни?

Давайте представим себя защитниками московского Кремля. Ведь каждая башня – это своеобразная отдельная крепость, которая могла держать оборону, даже если соседняя башня уже занята врагом. Итак, где мы с вами расположимся? Конечно, на боевой площадке башни, на схеме она отмечена пунктирной линией (отметим на схеме боевую площадку). Что прикрывает боевую площадку? (мерлоны, отметим их на схеме). Наши мальчики располагаются за мерлонами: один стрелок у мерлона с бойницей, один за глухим мерлоном и прицельно ведут огонь по неприятелю. Но давайте представим, что хитрый и ловкий враг все-таки пробрался к нашей башне и подошел вплотную к основанию башни, можем мы его не заметить? Почему? Каждая круглая башня Кремля имеет расширенное основание, так называемую юбку, давайте отметим её на нашей схеме, также отметим подошву башни – это то место, где башня соприкасается с землей, то есть её основание. Рядом с подошвой башни мы видим ещё ряды бойниц – это бойницы подошвенного боя. Для чего они были нужны? (чтобы обстреливать пространство вдоль основания башни и стен). Давайте подпишем эти бойницы.

Ну а если все-таки какой-то очень ловкий враг сумел пробраться к нашей башне и даже подставить лестницу и уже начал карабкаться по ней, что будут делать наши защитники, находящиеся у бойниц подошвенного боя? – Специальными палками, часто с крюками на концах, они сталкивают неприятеля вместе с лестницами.

Итак, понятно, чем во время осады Кремля заняты наши мальчики, а что же в это время делают девочки? Они кипятят на огне воду, масло и выливают её на головы врагов через специальные бойницы навесного боя, они обиты металлическими желобами и выступают над стеной, на нашей схеме они показаны черными квадратами, давайте их отметим, эти бойницы называются машикули.

Мы рассмотрели наземное устройство круглой в плане башни, но ведь ещё и под землей имелись сооружения, помимо складов с продовольствием и боеприпасами под башнями и стенами Кремля проходили подземные ходы, которые назывались слухами. Как вы думаете, для чего они были прорыты?

4.Запись новых слов в словарь – 6 мин.

А теперь запишем новые термины в словарик.

5.Заключительный этап.

Выводы и обобщения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск