Скачать 110.49 Kb.
|
Создание условий для развития познавательной активности дошкольников в рамках реализации программы «Школа 2100» Осипова Галина Алексеевна, воспитатель, высшая квалификационная категория Психологи давно бьют тревогу: дети перестают задавать вопросы. Причины этого лежат в сложившихся подходах к организации образовательного процесса на дошкольной ступени образования. Одна из ярких черт дошкольников - любознательность. Дошкольный возраст называют возрастом «почемучек». Детское «почему?» выполняет разные функции. С одной стороны, ребенка привлекает открывающийся ему большой мир и желание принять сущность какого-либо явления, с другой - для него может быть более привлекательной сама ситуация возникающего общения со взрослым в ходе познания. Авторы программы «Детский сад 2100» в Образовательной системе «Школа 2100» в качестве компетентностного подхода к образованию ориентируют педагогов, реализующих данную программу, на коренное изменение характера деятельности дошкольника, ее направления в сторону самостоятельного поиска. А поиск для ребенка начнется при условии, если у него возникнет вопрос не столько ради привлечения внимания взрослого к себе, сколько ради понимания сути происходящего. Однако, важнейший принцип проведения занятий по ознакомлению с окружающим миром - как можно больше вопросов воспитателя и как можно меньше его рассказов. В ходе проведения занятий по предложенному принципу выявилась проблема, что дети не задают вопросы, а только отвечают на них. Перед нами встал вопрос, как активизировать в речи детей вопросы познавательного характера? И в качестве одного из возможных путей его решения мы избрали детское экспериментирование. По нашему мнению, в программе «Школа 2100» недостаточно раскрыто содержание способов познания и опыта творческой деятельности по экспериментированию. Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем ее многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т.д. Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение, материал предметов, знаний о себе и других людях и т.д. Активное осознание ребенком окружающего мира происходит в действенной форме, ею могут быть художественная, конструктивная. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Потребность в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Выделяют два типа детской активности.
Важнейшая особенность детского экспериментирования состоит в том, что в нем имеют место две тенденции: преобразования раскрывают перед ребёнком новые стороны и свойства объектов, а новые знания рождают новые вопросы. Это делает эксперимент ведущим методом деятельностного познания ребёнком явлений живой и неживой природы. В ребенке развивается любознательность и вкус к познавательной деятельности. Логика процесса экспериментирования потребовала от нас поиска иной формы совместной деятельности с воспитанниками - лабораторной, т.е. создание условий для детского экспериментирования. Для этого мы оборудовали мини-лабораторию, оснастив её самым необходимым оборудованием (ёмкостями различного объёма, инструментом, простейшими приборами и материалами (лупа, магнит, весы и т. д.). Основной целью этой деятельности стало знакомство детей с различными простейшими техническими средствами, помогающими познать мир. Далеко не каждый малыш держал в руках лупу, воронку или микроскоп. На лабораторном занятии главное действующее лицо - ребёнок. Экспериментируя, он учится наблюдать тот или иной процесс (капелька-линза, вода-зеркало, солнечные зайчики, где спрятано семечко и т.д.), набирается умений, опыта в использовании лабораторного инструмента (солнечные часы, куда приведет нас компас, очистим воду и т.д.). В ходе экспериментирования дети постепенно овладевают моделью исследовательской деятельности - от постановки проблемы к выдвижению гипотезы и проверке её опытным путём. ( Опыт во второй младшей группе «Лед как особое состояние воды». Время проведения – зимнее время года. Дети налили воду каждый в свой стаканчик и выставили за окно, чтобы птицы могли попить. Через некоторое время на прогулку прилетает игрушечная синичка и пробует поить воды из стаканчика. У детей возник вопрос, почему синичка не смогла напиться, ведь в стакан наливали воду. В этом случае игровая ситуация стала своеобразным генератором детского экспериментирования). Детям доступны приёмы простейшего планирования эксперимента, сравнительного анализа наблюдаемых процессов и полученных результатов. Опыты предоставляют им возможность самим найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Экспериментирование так увлекло наших воспитанников, что они стали переносить его в свободную игровую деятельность. Мини-лаборатория, в которой продолжается игра в исследование, стала любимым местом в группе. Здесь проявляется избирательность интересов воспитанников: одного не оторвать от опытов с магнитами, другой увлечен взаимодействием с природным материалом, а третий экспериментирует с увеличительным стеклом. Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания окружающего мира, что соответствует решению задач, поставленных авторами программы «Школа 2100». Результаты совместной исследовательской деятельности послужили основанием для разработки перспективного планирования по развитию познавательной активности детей в освоении экспериментального метода. Приложение Природные объекты исследования ВОДА:
ВЕТЕР-ВОЗДУХ:
ПЕСОК. ГЛИНА. КАМНИ:
ЯВЛЕНИЯ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ:
ЖИВАЯ ПРИРОДА:
ЭКСПЕРИМЕНТ» - в переводе с греческого «проба, опыт»; - научно поставленный опыт, наблюдение, исследуемого явления; попытка осуществить что-либо («Современный словарь иностранных слов» 1994 г.);
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСНАЩЕНИЮ ПРЕДМЕТНО-ПРСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В мини-лаборатории (центре науки) может быть выделено:
6. Место для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или емкость для воды, песка, мелких камней и т.п.). ПРИБОРЫ И ОБОРУДОВАНИЕ МИНИ-ЛАБОРАТОРИИ
3. Материалы:
4. Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельченный пенопласт. Используемая литература Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет» г.Воронеж, 2002г.
Дыбина О.В. «Неизведанное рядом» М: ТЦ Сфера, 2005г. - 192с. • Представлены разработки проблемных заданий, занимательные опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
Иванова А.И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»
Иванова А.И. «Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду» М. -2004г. Теоретическое обоснование программы экологического воспитания дошкольников «Живая экология»;
Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» Курс занятий по экологическому воспитанию дошкольников старших и подготовительных групп;
Мулько И.Ф. «Развитие представлений о человеке» Конспекты занятий по возрастным группам детского сада;
Рыжова Н.А. «Воздух невидимка» Методические рекомендации по работе с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух»;
Салли Хьюнтт «Природа в занимательных экспериментах» М. 2006г. • Опыты и задания в мире природы для детей младшего школьного возраста. Статьи из журнала «Обруч» №2,2001г. «Эксперимента на «плавучесть»». №2,1998г. «Опыты с песком и глиной»
|