Скачать 61.06 Kb.
|
Сценарий урока. Ершова Марина Юрьевна. Тема урока: «Россия – наша Родина» 4 класс. Цель: познакомить с курсом; настроить на его изучение; формировать толерантное отношение к людям разных народов, вероисповеданий; развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы; воспитывать любовь к Родине. Задачи: изучить структуру учебника; проанализировать различные данные о России, сделать вывод о разнообразии природы, населения страны, о богатстве культуры и истории; проверить знания из истории; работать с картами индивидуально, коллективно и парами; побудить пользоваться помощью родителей и ресурсами библиотек, Интернета при выполнении домашнего задания. Оборудование: компьютер; проектор; экран; доска; текст о ЮНЕСКО; карты России: физическая, политическая; учебники «Основы светской этики»; атласы; рабочие тетради; листки для теста. Медиаматериалы: презентация; аудиозапись «Гимн Российской Федерации» из ресурсов Интернета в прямом включении - http://zvukoff.ru/song/15034 ; видеофильм «Россия мы дети твои» из ресурсов Интернет в прямом включении - http://www.youtube.com/watch?v=omrLmppUdMI . Структура урока: 1.Организационный момент. 2. Определение темы, постановка цели урока. 3. Знакомство с курсом, учебником. 4. Словарная работа. 5. Работа с политической картой России. 6. Знакомство с основными народностями страны. 7. Знакомство с основными религиями страны. Физическая пауза. 8. Знакомство с крупными городами страны. 9. Беседа о Шадринске. 10. Проведение теста «Вспомним историю». 11. Проверка теста. 12. Подведение итогов урока. 13. Домашнее задание: инструктаж, запись в дневник. 14. Рефлексия. Содержание этапов урока. 1.Организационный момент. Звучит, «Гимн РФ», учащиеся стоят у парт. - Здравствуйте, ребята. Садитесь, начинаем наш урок. 2. Определение темы, постановка цели урока. - Как вы поняли? О чем сегодня будем говорить на уроке? Почему? (тема урока – Россия, т.к. звучал гимн страны.) - Да. Сегодня поговорим о России в новом курсе, который будем изучать в этом учебном году. 3. Знакомство с курсом, учебником. - Какое название курса, по-вашему? Как узнали? (пользуясь учебником, дети определяют название курса, название предмета) - Рассмотрим учебник повнимательнее. Что можете сказать о фотографиях на обложке? (высказывания учеников) Прочитаем заднюю обложку учебника: сделаем вывод о названии курса, который будем изучать. - Познакомимся с содержанием учебника, прочитаем аннотацию, сделаем вывод о том, что будем узнавать, изучаю курс. - Что такое светская этика, мы узнаем позднее, а сейчас начнем изучать нашу тему, потому что какой бы мы не были национальности, какой бы не придерживались культуры, все мы живем в нашей стране – России. - Прочитали тему первого урока – «Россия – наша Родина». Что можете сказать по этой теме? 4. Словарная работа. Работа с понятиями слов: Россия, Русь, Российская Федерация, Родина, Отечество, Отчизна. 5. Работа с политической картой России. (Слайд 1) - Что это за карта? Что узнаем по ней? (политическая карта – выделены области, края, указаны символы государства, карта внизу – часовые пояса страны) - Обсудим коротко основную информацию о России. (Чтение и обсуждение по пунктам) (Слайд 2) (Обсуждение государственных символов – флаг и герб) (Слайд 3) 6. Знакомство с основными народностями страны. (Слайды 4 – 10) Беседа об основных народах, населяющих Россию. Внешний вид, национальный костюм, место поселения (работа с картой России – у каждого ученика атлас). - Какие основные народы населяют Россию? Что о них запомнили? 7. Знакомство с основными религиями страны. (Слайд 11- 15) Беседа об основных религиях в России. Обсуждение изображения храма, священнослужителя, религиозных обрядов. - Какие основные религии России? - Россия – это, прежде всего, люди, которые в ней живут. И как вы сейчас изучили – они принадлежат к разным народам, разным религиям, у них разная культура, но все они россияне, потому что Россия их общая страна. - Наша страна очень большая. Она интересна своей природой. Предлагаю вам заглянуть в разные уголки России - это места России, внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Текст о том, что такое ЮНЕСКО, вы могли прочитать перед уроком на доске. (приложение 1) Физическая пауза. (Слайд 16 – 33) Просмотр фотографий мест России, внесенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Просмотр совмещается с физкультурной паузой – дети стоят, смотрят, слушают музыку и краткие комментарии учителя. 8. Знакомство с крупными городами страны. - Какие места запомнились, чем понравились? Кроме этих, много и других прекрасных уголков в России. - Познакомимся с крупными городами страны, где живет основное население России. (Слайд 34 – 38) Знакомство с крупными городами России. Просмотр слайдов, краткие комментарии учителя, показ по карте. (Слайд 39) Сочи – столица олимпийских игр 2014. Обсуждение особенностей города Сочи: географическое положение – море, горы, наличие снега, мягкий климат. - Какие города запомнили? Чем они вам запомнились? 9. Беседа о Шадринске. - Конечно, мы не можем обойти вниманием наш город, хотя он не самый крупный город России, но это наша малая родина. - Что знаете о Шадринске? (Слайд 40) Беседа о городе Шадринске: по фотографиям слайда. 10. Проведение теста «Вспомним историю». - Россия – это не только народы, не только разные уголки страны, но и история этих людей, отдельные люди, которые делают историю. - Что знаете из истории нашей страны? - Ответьте на вопросы теста (учитель называет даты – дети на листках записывают ответы) 11. Проверка теста. (Слайд 41) - Проверьте себя самостоятельно, пользуясь слайдом. Сделайте вывод о том, как хорошо вы помните историю России из курса окружающего мира за 3 класс. 12. Подведение итогов урока. - Какая она Россия – наша Родина? Что запомнили? Что узнали нового? 13. Домашнее задание: инструктаж, запись в дневник. 1. Прочитать статью учебника стр. 4-5, вопросы 1, 2. 2. На сайте Дневник.ру выложено задание – папка «Знаменитые люди России» - определить чьи фотографии. 3. Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких еще знаменитых людей России они знают? В чем их заслуги перед Отечеством? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для Родины? В чем их заслуги? 14. Рефлексия. - Какое у вас сейчас настроение? Какие чувства испытали во время урока? - В заключение урока предлагаю просмотреть ролик и сравнить свое настроение с настроением, которое создается при просмотре фильма. Приложение 1 (текст на доску) ЮНЕСКО (UNESCO — United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) — Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры. Основные цели, декларируемые организацией, — содействие укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры; обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка или религии. В списке Всеми́рного насле́дия ЮНЕ́СКО в Росси́йской Федера́ции значится 25 наименований (на 2012 год), это составляет 2,6 % от общего числа (962 на 2012 год). 15 объектов включены в список по культурным критериям, причём 6 из них признаны шедевром человеческого гения (критерий i), и 10 объектов включены по природным критериям, причём 4 из них признаны природными феноменами исключительной красоты и эстетической важности (критерий vii). Кроме этого, по состоянию на 2012 год, 26 объектов на территории России находятся в числе кандидатов на включение в список Всемирного наследия. |