Скачать 152.42 Kb.
|
Развитие фонетико-фонематического восприятия у детей с речевыми нарушениями Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста Составитель: учитель-логопед Будкова Зинаида Николаевна Содержание Дети 5-7 лет с речевыми нарушениями имеют несформированность фонематического восприятия. Ранее выявление отставания в развитии фонематического слуха является неотъемлемой частью логопедической работы в детском саду. Чем раньше начата работа по коррекции и развитию фонематического слуха, тем успешней будет идти общее речевое развитие ребенка. Работе по преодолению фонетико-фонематического недоразвития предшествует тщательное логопедическое обследование детей и подготовительные упражнения, предполагающие: - развитие слухового восприятия неречевых звуков и связанного с ним ассоциативного мышления; - формирование навыков воспроизведения неречевых звуков, слов-звукоподражаний. Данные конспекты являются результатом многолетней практической работы по развитию слухового внимания и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Материалы можно использовать как на фронтальных , так и на индивидуальных занятиях. Упражнения, предлагаемые в занятиях, одновременно с закреплением правильного произношения, уточнением и обогащением словаря, развитием грамматического строя речи постепенно от простого к сложному, помогут развить фонематическое восприятие малыша. На занятиях ребенку предлагается различные занимательные игровые ситуации, различные тематические загадки, которые побуждают его рассуждать, анализировать, сравнивать, делать самостоятельные выводы. Содержание практических заданий предполагает развитие у ребенка с речевыми нарушениями умений: - воспринимать изучаемую фонему; -узнавать, сравнивать длинные и короткие по звучанию слова; - определять место звука в слове; - интонировать звук в собственной речи; - удерживать ритмический рисунок слова; - определять на слух слог с изучаемым звуком; - дифференцировать слова с оппозиционными (по твердости-мягкости, глухости-звонкости) фонемами. Предлагаемые упражнения дети выполняют на занятиях с помощью логопеда и в дальнейшем самостоятельно. Предлагаемая последовательность заданий способствует переключению внимания ребенка на занятии, что создает условия для реализации охранительного режима обучения. ЗАНЯТИЕ №1. Неречевые звуки. Цель: познакомить детей со звуками природы. Закрепить понятие у детей речевые, не речевые звуки. Воспитывать интерес к окружающему миру. Оборудование: ширма, кусок полиэтилена, лист бумаги, жесть, пластик, и т.д., разрезные картинки, аудио запись. Ход занятия:
Корова - мычит. Лошадь - ржёт. Свинья - хрюкает. Овечка - блеет. Собака - лает. Кошка - мяукает. 6. слушаем аудио запись - звуки природы. 7. Ветер -свистит. Дождь - шумит. Ручеёк - журчит. Бумага - шуршит. Гром - грохочет. Град - стучит. Листья - шелестят. 8. Итог занятия: ЗАНЯТИЕ №2. Знакомство со звуком «У». Цель: закрепить правильное произнесение звука. Выделение заданного звука из ряда звуков, слогов, слов. Выделение начального ударного гласного. Определение позиции звука в слове. Оборудование: картинки, карточки - символы «У», Ход занятия: 1. игра: кто скажет дальше? Договаривание стихотворных строк и загадок. а) щёткой чищу я щенка, щекочу ему ... б) спит спокойно старый слон -стоя спать умеет ... в) бегемот разинул рот: булки просит ... г) аист с нами прожил лето, а зимой гостил он ... д) уложили Таню спать, плачет рёвушка ... е) идёт бычок качается, вздыхает на ходу: ох, доска кончается - сейчас я ... ж) мохнатенький, усатенький, ест и пьёт, песенки ... з) и ответила посуда: было нам у бабы ... и) одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от ... к) вдруг откуда - то шакал на кобыле прискакал: вот вам телеграмма от ... л) вот иголки и булавки выползают из под лавки. На меня они глядят, молока они ... м) эй, кузнец, молодец! Расковался жеребец! Ты подкуй его опят! Отчего ж не подковать? Вот гвоздь, вот подкова, раз, два -и ... 2. отгадай загадки (выбор картинки - отгадки) весь день хожу я по дорожке, то выпущу, то спрячу рожки. Совсем домой я не спешу. Зачем спешить мне по - пустому? Свой дом я при себе ношу, И потому всегда я дома, (улитка) Пестрая крякушка Ловит лягушек. Ходит вразвалочку, Спотыкалочку. (утка) Я не хвастая скажу: Всех друзей омоложу! Идут ко мне унылые -С морщинками, со складками, Уходят очень милые -Весёлые и гладкие! Значит, я надёжный друг, Электрический ... (утюг)
а) в звукосочетании: «У А, У И, У О, УЫ, УЭ» б) в обратных слогах: «УМ, УТ, УХ, УК» в) в словах: (удав, удод, улей, устрицы, ужин, удача) 6. поговаривать с пальчиками стихотворение про букву «У». Вот - сучок. В любом лесу Ты увидишь букву У.
ЗАНЯТИЕ №3 Знакомство со звуком «А». Цель: закрепить правильное произнесение звука. Выделение заданного звука из ряда звуков, слогов, слов. Выделение начального ударного гласного. Определение позиции звука в слове. Оборудование: предметные картинки на заданный звук, карточка - символ звука «А». Цветные карандаши, рабочая тетрадь. Ход занятия:
стеклянный домик на окне с прозрачною водой, с камнями и песком на дне и с рыбкой золотой, (аквариум) круглый, полосатый, с огорода взятый сахарный и алый стал -кушайте, пожалуйста, (арбуз) его мы клёкот слышим и летом и весной. И но над нашей крышей Стоит, как часовой, (аист)
8. закончить предложение словом со звуком «А» (картинки) По дороге едет ... (автобус) На дереве свил гнездо ... (аист) В океане плавает ... (акула) В саду расцвели ... (астры) 9. работа в тетради: нарисовать справа апельсин, слева апельсинчик. Слева арбуз, справа арбузы. 10 итог занятия: ЗАНЯТИЕ №4. Звук и буква «А». Цель: закрепить правильное произнесение звука. Выделение заданного звука из ряда звуков, слогов, слов. Выделение начального ударного гласного. Определение позиции звука в слове. Знакомство с буквой. Оборудование: картинки на заданный звук, карточки для определения позиции звука, определения количества слогов, палочки, карандаши. Ход занятия: 1. игра в мяч (третий лишний). Распознаем мы сейчас, - что же лишнее у нас? а) голубой, красный, спелый. б) кабачок, огурец, лимон. в) пасмурно, ненастно, ясно. г) осень, лето, суббота. д) понедельник, вторник, зима. е) день, ночь, весна. ж) мишка, зайчик, лес. з) дерево, куст, бревно, и) собака, петух, кошка. к)карандаш, стол, альбом. 2. а теперь споём мы песню: «А» - поёт певица. «А» - показ горла. «А» - качаем малыша. «А» - плачет, кричит девочка. 3. хлопни в ладоши если в слове есть звук «А», (аист, абрикос, афиша, альбом, астра, Африка, и т.д.) 4. отгадать загадки, выбрать картинки отгадки. его мы клёкот слышим и летом и весной. И но над нашей крышей Стоит, как часовой, (аист) Вот шершавый стебелёк, В середине - уголёк, Лепестки блестят как лак, -Распустился красный .... (мак) В небе круглая лепёшка, От неё струится свет. Света вроде и немножко, А на весь хватает свет, (луна) 6. определение позиции звука в слове, деление слов - отгадок на слоги, отхлопать по слогам. «А»ИСТ М«А»К ЛУША» 7. проговорить с пальчиками стихотворение про букву «А» вот два столба наискосок. А между ними поясок. Ты эту букву знаешь? А? Перед тобою буква ... (А) Маршак.
ЗАНЯТИЕ №5 Звуки и буквы «А, У». Цель: закрепить правильное произношение звуков, уточнить артикуляцию звуков, учить различать и выделять звуки и буквы. Оборудование: картинки на заданные звуки, буквы. Карточки символы, мяч, тетради, карандаши. Ход занятия: 1. работа над развитием силы голоса и дыхания. В лес пойдём мы погулять, свежим воздухом дышать. Вдох носом (затаить дыхание на счёт 1-3) выдох ртом. Слабый ветерок подул, И листочки закачал. (произносим долгий звук «У» - тихо). Сильный ветер вдруг подул И листочки все сорвал. (произносим долгий звук «У» - громко). Заблудились мы в лесу, Закричали мы «АУ» Произносим громко, а затем тихо)
А рот пошире открываем. Руки кверху поднимаем. У губы трубочкой вперёд. И руки вперёд. 6. игра: что лишнее? (почему?) Осень, зима, холод, весна. Дуб, рябина, осень, осина.
ЗАНЯТИЕ № 6 Звук и буква «У». Цель: закрепить правильное произнесение звука. Выделение заданного звука из ряда звуков, слогов, слов. Выделение начального ударного гласного. Определение позиции звука в слове. Оборудование: картинки, карточки - символы «У», палочки, трафареты предметов на звук «У». Ход занятия: 1. Запоминание и выполнение детьми сложной инструкции.
2. отгадать загадки, а отгадки предметы - обвести по контуру. Кто на себе свой дом носит? (улитка). Пёстрая крякушка, ловит лягушек, (утка). 3. Выделение заданного звука «У»
4. определить какой первый звук в словах? Умница, улей, уголь, уши, угорь, усики, узел, урна, угол. 5. игры с пальчиками - растягивание. Пальцы тренируются, Ручки соревнуются. Спорят уж который раз: Кто из них сильней сейчас? 6. проговорить с пальчиками стихотворение про звук «У». Вот сучок - в любом лесу. Ты увидишь букву «У». выложить из палочек, карандашей букву «У». напечатать большую и маленькую букву «У»
ЗАНЯТИЕ №7 Звук и буква «И». Цель: закрепить правильное произнесение звука. Выделение заданного звука из ряда звуков, слогов, слов. Выделение начального ударного гласного. Определение позиции звука в слове. Оборудование: картинки, карточки символы на звук «И», мяч, звучащая игрушка или погремушка. Ход занятия: 1. игра «делай с нами», (читается текст и жестикулируется).
2. отгадать загадки, а картинки отгадки - выбрать. Кудри в речку отпустила И о чём-то загрустила, А о чём она грустит, Ни кому не говорит, (ива) Птичка - невеличка: Носик стальной Хвостик льняной. (иголка с ниткой) Я - травянистое растение С цветком сиреневого цвета. Но переставьте ударение, И превращаюсь я в конфету, (ирис) 3. за экраном произносить звуки, а дети показывают символы звуков. 4. дети выкладывают символы по звуковой инструкции. - звукосочетание: У АН, АУИ, ИУА. 5. Игра: дети произносят звук «И», а логопед договаривает слово. Затем дети проговаривают слово целиком. И-грушка, и-збушка, и-риска, и-зюм, и-кра, и-юль, и-юнь. 6.игра: повторить за мной слова , в которых прячется звук И: бас, бис, бил, нил, рис, раз, вил, вал, пол, пил, кит, кот. 7. игра: добавь словечко: Знает наша детвора, Прятки лучшая .. .(игра). 8.игра в мяч. Придумать слова со звуком «И» оценка фишками. 9.Итог занятия: ЗАНЯТИЕ №8 Звук и буква «И» Цель: закрепить правильное произнесение звука. Выделение заданного звука из ряда звуков, слогов, слов. Выделение начального ударного гласного. Определение позиции звука в слове. Знакомство с буквой «И». Оборудование: картинки, мяч, палочки, рабочая тетрадь. Ход занятия: 1. игра - назови одним словом.
2. игра сосчитай. В снег упал Серёжка, А за ним Алёшка, А за ним Иринка, А за ней Маринка. А потом упал Игнат. Сколько на снегу ребят? 3. отгадай загадки, а картинки отгадки - выбрать. Над рекой наклонилась красиво Словно гибкая девушка .. .(ива). Она колет очень колко Всем известная ... (иголка).
- знает наша детвора: Прятки - лучшая ... (игра). - всех ребят хотим собрать. В прятки будем мы ... (играть). - У малышки -погремушка. Очень шумная ... (игрушка). 6. проговорить с пальчиками стихотворение про букву «И». Молоток я раздобыл, Из дощечек букву сбил. Сколько здесь дощечек? - три! А какая буква? ... «И» 7. выделить заданный звук в словах, (дети показывают карточку символ звука «И»). Индюк, ива, индеец, изюм, избушка, игрушка, комки, мишка, кит, пила, замки, носки.
10. напечатать большую и маленькую букву «И» ЗАНЯТИЕ № 9 Звуки «И» и «Ы». Цель: закрепление правильного произношения и различения звуков. Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец). Анализ обратных слогов (ип, ит, ыт, ып). Выделение заданного звука из ряда звуков, слогов, слов. Дать понятие детям, слов на звук «Ы» не бывает. Оборудование: картинки, карточки символы звуков «Ы» и «И». Ход занятия: 1. игра: подобрать слово, которое будет логически с ним связано.
2. игра: подскажи словечко. Вот так чудо! Он со вкусом Может кушать пыль и мусор! Он жужжит, как сотня ос, Работяга ... (пылесос). 3. игра: повтори за мной. Пы ты пы, мы пы ты, пи ти пи, си зи ки, пы ти ки, 4. игра: закончи слово слогом «ТЫ» или «ДЫ». Кус..., мое..., бол..., пос..., ко..., са..., пло..., дроз..., ря... . 5. игра: один и много. Шар - шары, сноп - ..., дрозд - ..., ус - ..., куст - ..., пруд - ..., боб - ..., нос - .... 6. игра: слушай внимательно - какой звук слышишь? Показ карточки символа (Ы, и И). Был, бил, мыл, мил, выл, вил, пыл, пил, ныл, Нил. 7. игра: закончи предложение подходящим по смыслу словом. (БЫЛ, БИЛ) Я в походе ... В барабан я ... (ВЫЛ, ВИЛ) Волк в долине ... Я верёвки ... (МЫЛ, МИЛ) Малыш был очень ... Он руки мылом ... 8. игра: отгадать загадки, определить позицию звука «Ы» в словах отгадках. Семь ребят по лесенке Заиграли песенки, (ноты) Живёт в норке, Грызёт корки. Короткие ножки, Боится кошки, (мышь) 9. игра: нарисуй отгадки. Деление слов на слоги, определение позиции звука в словах. Стучат, стучат -Не велят скучать. Идут, идут, А всё тут и тут. (часы) Ускользает как живое, Но не выпущу его я Белой пеной пенится Руки мыть не ленится, (мыло) 10. итог занятия: ЗАНЯТИЕ № 10 Звук и буква «О». Цель: закрепить правильное произношение звука в речи, определение позиции звука в словах (начало, конец, середина), звуковой анализ обратных слогов. Выделение заданного звука из ряда слогов, слов. Оборудование: картинки, карточка - символ, тетрадь. Ход занятий: 1. игра: что лишнее? Кукла, песок, юла, ведёрко, мяч. Барабан, матрёшка, лук, машинка, мишка. Кубик, собачка, лист бумаги, неваляшка. 2. отгадать загадки: На зелёной хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. (одуванчик) Сер, да не волк, Длинноух, да не заяц, С копытами, да не лошадь, (осёл). Несу я урожаи, Поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, Деревья раздеваю, Но не касаясь сосен и ёлочек Я ... (осень) 3. на какой звук начинаются слова отгадки? Закрепить понятие гласный звук, показать артикуляцию звука «О», выделить звук «О», дети показывают карточку символ.
4. игра: один - много. Я назову насколько предметов, а вы назовёте только один. Кольца - кольцо, зёрна-зерно, стёкла - стекло, сёдла-седло, вёдра-ведро, окна - окно, крылья - крыло, перья - перо, звенья - звено, колёса - колесо. 5. игра: определение позиции звука в слове, работа в тетради (у детей нарисованы рамки) Орден, осы, перо, окунь, озеро, обруч, стекло, окно, ...
«О» - поёт певица. «О» - удивилась девочка. «О» - стонет бабушка. «О» - потягивается папа. «О» - кричит охотник в лесу. 9. игра: отгадайте загадку, а отгадку нарисуйте в тетради и определите позицию заданного звука в слове. Летом в огороде - свежее, зелёное, А зимою в бочке - жёлтое, солёное. Отгадайте молодцы, как зовут нас? ... (огурцы). 10. итог занятия: |