Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 144.21 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации17.11.2013
Размер144.21 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №27
с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Балаково Саратовской области

КОНСПЕКТ УРОКА

по предмету «Окружающий мир» в 4 классе

Тема: «Водоёмы нашего края и их охрана»

Автор: Макарова Лариса Михайловна,

учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 27

с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Балаково, Саратовская область

2012г.

Предмет: окружающий мир

Класс 4

Тема программы:раздел «Родной край – часть большой страны»

Тема урока: Водоёмы нашего края и их охрана

Урок № 23

Базовый учебник Мир вокруг нас. А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова, часть 1,стр. 154-158,- М.:Просвещение, 2008.

Методическая цель урока: создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Задачи деятельности учителя: способствовать расширению знаний обучающихся о водоёмах нашего края, ознакомлению с достопримечательностями родного края, воспитывать любовь к родному краю.

Планируемые результаты образования.

Предметные: научатся работать с учебником, картами; получат представления о 3 бассейнах Саратовской области; о значении воды для здоровья и жизни человека.

Метапредметные ( критерии сформированности /оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД).

Познавательные: добывать новые знания: извлекать необходимую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, презентация учащихся и учителя, карта); применять логические действия: анализ, сравнение, обобщение. строить рассуждения.

Регулятивные: отвечать на вопросы и оценивать свои достижения на уроке, понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить, использовать учебник при работе по предложенному плану.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке; учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критик ) .

Личностные: осознают красоту родного края, значимость полученных знаний о воде.

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Материально-техническое обеспечение урока:

учебник окружающий мир"Мир вокруг нас” А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова, часть 1,стр. 154-158;

физическая карта России, Саратовской области;

тест «Поверхность нашего края» MicrosoftPowerPoint;

презентация «Водоёмы нашего края и их охрана»; MicrosoftPowerPoint;

кроссворд «Реки нашего края» MicrosoftPowerPoint;

презентация по защите проекта MicrosoftPowerPoint;

раздаточный материал:

физическая карта России;

физическая карта Саратовской области;

таблица классификации водоёмов;

схема «Составные части реки»;

сигнальные карточки;

компьютер;

мультимедийный проектор

План урок

Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя


Деятельность ученика

УУД

I Организационный момент

1 мин

Презентация 1 Слайд 1

Эпиграфом уроков раздела "Родной край – часть большой страны” мы выбрали строки Г.Гейне «Люби и знай родной край. Любовь к Отчизне начинается с любви к родному краю».

Личностные

II Повторение ранее изученного

4 мин


Турнир эрудитов

Приложение 1Тест «Поверхность нашего края»

- Как называется область, в которой мы живем?
  - На прошлом уроке мы изучали поверхность нашего края.  
Сегодня проверим, как хорошо вы усвоили изученный материал.
1. В Левобережье расположены формы рельефа: Слайд 2

а) Приволжская возвышенность, Хвалынские горы;

б) Змеевые горы, Прикаспийская низменность;

в) Сыртовая равнина, Прикаспийская низменность

2. В Правобережье расположены формы рельефа:Слайд 3

а) Сыртовая равнина, Змеевые горы;

б)Приволжская возвышенность, Хвалынские горы

в) Возвышенности Общего Сырта, Соколова гора

3. Хвалынские горы: Слайд 4

а) Беленькая, Маяк, Богданиха;

б) Каланча, Богданиха, Беленькая;

в) Соколова, Лысая, Меловая

4. Утёс Степана Разина расположен:

Слайд 5

а) на севере области;

б) на востоке области;

в) на юге области

5. Выбери верное определение: Слайд 6

небольшое возвышение

высотой до 200 метров над окружающей местностью – это

а) равнина;

б) гора;

в) холм

6. Выбери верное определение: Слайд 7

ровная поверхность с незначительным уклоном – это

а) равнина;

б) гора;

в) холм

7. Выбери верное определение: Слайд 8

участки земной поверхности, которые возвышаются над окружающей местностью выше 200 метров – это

а) равнина;

б) гора;

в) холм

8. Выбери верное определение: Слайд 9

рытвина с крутыми склонами, которая образовалась из-за стекания дождевых и талых вод - это

а) овраг;

б) балка

Личностные, регулятивные

Вызванный ученик выходит к компьютеру, выбирает правильный ответ. Остальные учащиеся следят по экрану за правильностью ответа.


III Этап мотивации

3 мин


- Сегодня мы поговорим о… 
  О чём – вы догадаетесь сами, прослушав сообщения о некоторых рекордах, занесённых в Книгу рекордов Гиннеса:
Самое глубокое озеро в мире – Байкал. Его глубина 1940 м. 
Волга занимает 17-е место в мире по протяжённости среди других рек.

Скатываясь с древнего Валдая,

Через Нижний, прямо на Увек,

Всё спешит, спешит, в себя вбирая

По пути семь тысяч разных рек.
-Так пишет о реке Волге наш земляк Н. Палькин.

 Так о чём пойдёт речь?

- Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слова: «река», «море»?

- Итак, тема урока: «Водоёмы нашего края и их охрана»

Презентация 1 Слайд 1

Личностные, коммуникативные, познавательные

Коммуникативные, регулятивные
Отвечают на поставленные вопросы.

IV Этап актуализации и пробного учебного действия

7 мин


Составление таблицы классификации водоёмов

а)- Вспомните, какие водоёмы вы знаете и заполните таблицу.

- Проверьте выполненное задание по учебнику стр.154 №1
Схема составных частей реки

 б) - Укажите на схеме составные части реки. С помощью красной стрелки покажите направление течения реки.

Презентация 1Слайд 2

-Проверьте правильность выполненной работы своего соседа по экрану.
Рассказ учителя

Презентация 1Слайд 3

Саратовская область хорошо обеспечена водными ресурсами. Речная сеть включает свыше 1900 рек. Есть пруды, около 700 озер. Самая большая река на территории Саратовской области – Волга. Протяженность русла в границах области составляет

480 км.

На территории области находятся два крупных водохранилища: Саратовское и Волгоградское.

Презентация 1Слайд 4

Особое место занимает река Волга. Раньше она имела название «Ра» – щедрая, «Итиль» - река рек. Само же название река Волга в переводе с финского означает «светлая», «священная».

Презентация 1Слайд 5

Волга берёт начало на Валдайской возвышенности и впадает в Каспийское море.

- На физической карте России найдите и покажите Волгу

Презентация 1Слайд 6

Волга – равнинная река. Занимает 1-е место среди рек Европы. 5-е место среди рек России.

Её длина 3530 км.

Раздаточный материал

Приложение 3.1

Парная работа

Коммуникативные, познавательные, регулятивные

Заполняют таблицу.

Самопроверка по учебнику

Познавательные

Приложение 3.2

Личностные

Индивидуальная работа

Устанавливают соответствие составной части реки и названия, показывают направление течения реки.

Взаимопроверка по слайду.

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные

Парная работа.

Упражняются в правильном показе по карте Приложение 3.3

V Этап выявления места и причины затруднения

6 мин


Бассейны рек и озёр Саратовской обл.

Презентация 1Слайд 7

-Водоёмы Саратовской области несут свои воды в три бассейна. На карте они выделены разными цветами.

Это бассейн реки Волга, бассейн реки Дон, бассейн Камыш-Самарских озёр.
Презентация 1Слайд 8

Составим список водоёмов.

1. Бассейн реки Волга:

правые притоки: реки Чардым,

Терешка с притоком Казанла

левые притоки: Большой Иргиз с притоком Камелик, малый Иргиз, Большой Караман.

2. Бассейн реки Дон: Хопёр, Медведица.

3. Бассейн Камыш-Самарских озёр:

Малый Узень, Большой Узень

- Какие трудности вас подстерегают?

Бассейн - территория земной поверхности, с которой все  реки вместе с притоками стекаются в данный водоём.

Регулятивные, коммуникативные, познавательные

Смотрят материал на слайдах

Записывают названия рек в рабочую тетрадь

- Что такое бассейн реки?


VI Этап построения проекта выхода из затруднений
2 мин

Составим алгоритм работы с картой


Регулятивные

1.Посмотреть расположение реки на слайде.

2. Отыскать на карте.

3. Затрудняюсь, попрошу помощь соседа.

4. Показываю реку от истока к устью

VII Этап реализации построенного проекта

Релаксация


7 мин


- Найдите реки на физической карте Саратовской области (идёт показ на слайде)

Презентация 1Слайды 9-11
«Звуки реки»

Защита проекта «Водоёмы нашего края»

Личностные

Индивидуальная работа

Работа с физической картой Саратовской области

Приложение 3. 4

Закройте глаза и послушайте журчание реки.

Регулятивные, познавательные, личностные

Смотрят презентацию

Приложение 2.

Каждая группа защищает свой проект

Проект: «Бассейн реки Волга»
1. Река Чардым впадает в Волгоградское водохранилище.

В долине реки участки пойменного леса, многочисленные пруды.

На реке Чардым в 1954 г. была зафиксирована самая высокая температура воды - около 31 градуса.

2. Река Терешка и многие ее притоки постоянно подпитываются родниками. Вода в реке прозрачная, хорошего качества. Используется для водоснабжения, орошения. Терешка считается самой быстрой рекой области.

3. Река Казанла - левый приток Терешки. Самая холодная река области, которую питают многочисленные родники.

4. Берега реки Большой Иргиз довольно высокие и обрывистые. Русло реки песчано-глинистое, легкоразмываемое. Река Б.Иргиз в пределах области самая длинная. Ее длина 458 км. Зафиксирована толщина льда на этой реке - 96 см.

5. Река Камелик – левый самый крупный приток Большого Иргиза. Река очень извилистая, протекает в широкой долине.

6. Река Малый Иргиз впадает в Саратовское водохранилище. Русло сильноизвилистое.

7. Река БольшойКараман. Её длина 195 км.

Проект: «Бассейн Камыш-Самарских озёр»

1. Река Большой Узень берет начало на юго-западных склонах Общего Сырта. Русло реки довольно глубокое, берега крутые. Б. Узень считается самой тёплой рекой области.

2. Малый Узень – река в юго-восточной части Саратовской области. На протяжении 327 кмпротекает по территории районов Саратовской области и теряется за ее пределами в разливе Камыш-Самарских озёр Казахстана. На протяжении 17 км является пограничной рекой.

Проект: Бассейн реки Дон»

1. Река Хопер – крупный левобережный приток Дона, берущий начало на западном склоне Приволжской возвышенности. Дно, как правило, песчаное; течение быстрое.

Считается самой чистой рекой области.

2. Река Медведица берёт начало в Саратовской области из двух ручьёв

VIII Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

3 мин

Кроссворд «Реки нашего края»

1. Прочитай по ребусу название реки

2. Самая быстрая река области

3. Прочитай по ребусу название реки

4. Главная река области, которая делит её на две части

5. Самая тёплая река области

6. Какой реке принадлежит абсолютный рекорд высокой температуры?

7. Самая длинная река области

8. Самая холодная река области.

9. Какая река названа именем хищного зверя?

Регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные

Камелик

Терешка

Курдюм

Волга

Узень

Чардым

Иргиз

Казанла

Медведица

IX Этап самостоятельной работы с самопроверкой

2 мин



- Чем озеро отличается от реки?
Тест:

Найди ошибки в утверждениях

 1. К естественным водоёмам относятся:

1 река 2 озеро 3 пруд 4 океан
 2. К искусственным водоёмам относятся:

1. водохранилище 2. море 3. канал

3. Чтобы определить, где левый, а где правый берег реки, надо стать против течения реки.Слева будет левый берег, справа – правый.

Регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные

- Вода в озере не течет, как в реке, нет у озера ни истока, ни устья.

Учащиеся сигнальными карточками с цифрами: 1, 2, 3, 4 и словами: по, противсигнализируют верный ответ

Три ученика-контролёра проверяют правильность ответов.

X Этап включения в систему знаний и повторения

6 мин




-Каждая группа учёных получает задание и начинает работать.

Задание «Географам»

-Вспомните водоёмы нашего города.

Назовите их, используя таблицу классификации водоёмов.

Задание «Биологам»

-Какое значение воды в природе?

Задание «Экологам»

Экологические проблемы.
Проверка выполненной работы

Группа «Географы»

Презентация 1Слайды 12,13,14

Вывод

Недаром наш город Балаково называют

«Волжской Венецией».
Группа «Биологи»

Презентация 1Слайд 15, 16

Вывод

- Водоёмы - это хранилища воды, которая необходима всему живому.

Вода-это универсальное вещество, без которого невозможна жизнь.
Группа «Экологи»

Презентация 1Слайд 17,18

Вывод

Реки и озёра нашей области испытывают сильное загрязнение из-за размещенных рядом животноводческих объектов, слива нефтепродуктов, отсутствия очистных сооружений.

Регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные

Получают задание

Обсуждают в группе

Используют фотографии местных водоёмов

Работа с учебником с 155 1-2 абзац

Работают с учебником с. 155-156 с 3 абзаца
Отвечают с опорой на слайды

Естественные водоёмы:

река Волга, река Сазанлей, река Балаковка, озеро Линёво

Искусственные водоёмы:

Саратовское и Волгоградское водохранилища,

Судоходный канал, Оросительный канал

Реки и озера — это место для отдыха, для получения электроэнергии, для перевозки грузов, среда обитания животных и растений, необходима для жизни человека, растений и животных.

Экологические проблемы

Сточные воды заводов и фабрик

Неумеренное использование удобрений

Мытьё автомобилей в водоёмах

Выбрасывание мусора

XI Рефлексия

2 мин

Презентация 1Слайд 19

Дополните предложения:

Меня удивило на уроке?

Я узнал(а) впервые?

Меня беспокоит?

Меня волнует (не волнует) будущее моего края, потому что …

Личностные

XII Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении

2 мин

Презентация 1Слайд 20

Подготовить сообщение «Какой вклад в охрану реки я могу внести» в виде доклада или презентации


Коммуникативные


Литература:

Печатная:

  1. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса. Часть 1. /А.А. Плешаков - 7-е

издание.- М.: ВАКО, 2010г.

  1. Аксаков С. Т. Собрание сочинений в 5 т. М., Правда, 1966; (библиотека

"Огонек") Том 5.

  1. География Саратовской области/ Под ред. Воскресенского С. Г. -

Саратов: Регион. Приволжское изд-во «Детская книга», 1997

  1. Железовский Б. Г. Хрестоматия по природоведению. – Саратов, РПИ

«Детская книга», 1995

  1. Макарцева Л. В. Географическое краеведение. Саратовская область.

6 класс.– Саратов: Лицей 2010.

  1. Макарцева Л. В. Географическое краеведение. Саратовская область. 6

класс. Рабочая тетрадь. – Саратов: Лицей 2010.

Электронные ресурсы:

  1. http://www.region64.ru/saratov/reki/

  2. http://www.aquaexpert.ru/enc/reservoir/uzen/

  3. http://www.aquaexpert.ru/enc/reservoir/medveditca/

  4. http://fotki.yandex.ru/users/msv751/view/9552/?page=0

  5. http://schools.keldysh.ru/sch1951/1951/geogr/

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск