Скачать 94.21 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Погромская средняя общеобразовательная школа имени А.Д. Бондаренко Волоконовского района Белгородской области» Конспект урока по географии в 6 классе «Реки» подготовила учитель географии Дворниченко Елена Анатольевна с. Погромец 2012 Тема урока: Реки Цель урока: способствовать формированию представлений учащихся о реках, их строении, значении. Задачи урока: Образовательные: сформировать представление учащихся о реке и ее частях, познакомить с понятием исток, устье, приток, речная система, бассейн реки, горная река, равнинная; научить определять левые и правые притоки. Развивающие: развивать умения описывать реки по плану, раскрывать зависимость рек от климата и рельефа, формировать умения работать с картами и показывать на них реки. Воспитательные: продолжить формирование экологической культуры учащихся, воспитывать чувство любви к Родине, бережное отношение к природе. Оснащение урока: презентация, карта полушарий, таблица, этикетки. Ход урока:
Прозвенел и смолк звонок, начинаем наш урок. Сели правильно, красиво, чтоб на урок хватило силы. Улыбнулись друг другу, вот с таким настроением мы будем работать на уроке.
Чтобы настроиться на урок географии я предлагаю для начала провести учебную разминку.
- атмосфера, 21%, рельеф, Гималаи, литосфера, Восточно- Европейская, Марианский, шельф, Антафалла, Памир, гейзер, Анды, Гольфстрим, Тихий, гидросфера, Индостан . 2. Третий лишний: -Бенгальский, Тихий, Мексиканский -Дрейка, Мадагаскар, Гибралтарский -Охотское, Камчатка, Берингово -Мадагаскар, Таймыр, Гренландия Евразия, Африка, Канада
- прибор, которым измеряют влажность воздуха ( гигрометр) -глубокие места в океанах ( желоба) -невидимое скопление капелек воды на определенной высоте в тропосфере ( облака) -прибор, измеряющий температуру воздуха ( термометр) -мельчайшие капельки воды в приземном слое воздуха ( туман) - сила, с которой воздух давит на земную поверхность ( атм. Давление) - количество водяного пара в граммах, находящее в 1 куб. метре воздуха ( абсолютная влажность) -прибор, измеряющий атмосферное давление ( барометр) - воздух, перемещающий в горизонтальном направлении ( ветер) - состояние атмосферы в данном месте, в данное время ( погода) - выработанный многолетний режим погоды ( климат) - ветер, меняющий направление 2 раза в год ( муссон) - ветер меняющий направление 2 раза в сутки( бриз) - прибор, показывающий направление ветра ( флюгер) 3. Повторение карты: показать на карте географические объекты: Бенгальский залив, Мексиканский залив, пролив Дрейка, Берингов пролив, пролив Мозамбикский, о. Мадагаскар, о. Гренландия, материк Африка, материк Евразия, Индийский океан, Тихий океан. 4. Правильно- неправильно: если я говорю неправильно, то вы должны поднять цветную карточку, если правильно, то молчите. - Течение, это перемещение воды в горизонтальном направлении ( +) -Гольфстрим- холодное течение (-) - Самые высокие приливы отмечены у берегов Северной Америки в заливе Фанди (+) -Во время прилива вода заходи на сушу (+) -Течение западных ветров находится в Северном Ледовитом океане (-) - Течение Гольфстрим находится в Тихом океане (-) - Цунами образуются в результате землетрясений (+) -Морская вода сладковатая на вкус (-) -Самый длинный пролив мире Мозамбикский (+) 5. Выполнение тестов: 1. Часть океана, отличающее от него свойствами воды, живыми организмами называется А) залив Б) море В) пролив Г) канал 2. Неширокое водное пространство, ограниченное с 2 –х сторон берегами материков или островами называется А) залив Б) пролив В)море Г) канал 3. Моря, расположенные по окраинам суши называются: А) внутренними Б) окраинными В) глубокими Г) мелкими 4. Часть океана глубоко вдающееся в сушу, но свободно соединяющее с ним называют А) залив Б) пролив В) канал Г)озеро 5. Огромные участки суши в океане называют: А) острова Б) материки В) полуострова Г) вулканы 6. Небольшие участки суши в океане называют А) острова Б) материки В) полуострова Г) вулканы 7. На Земле океанов: А) 4 Б) 5 В) 3 Г) 6 8. Соленость воды измеряется ... А) процентах Б) килограммах В) промилле Г) градусах 9. Перемещения воды в океане в горизонтальном направлении, зависящие от постоянных ветров: А) волны Б) приливы В) цунами Г) течения 10. Самое холодное и мощное течение: А) Северо- Атлантическое Б) Гольфстрим В) Западных ветров Г)Куросио 11. Средняя солёность вод Мирового океана у экватора составляет А) 35 % Б) 40% В) 64% Г) 25% Ответы: 1- Б, 2-Б, 3-Б, 4-А, 5-Б, 6-А, 7- А, 8- В, 9- Г ,10 -В, 11- А Взаимопроверка тестов, поставить оценки если 1-2 ошибки «5», 34- «4», 5-6 «3», более 6 «2».
Какую географическую оболочку мы изучаем? ( гидросферу) Давайте вспомним, какие воды образуют гидросферу? ( моря, озера, реки, ледники, пруды и т.д.) Послушайте загадку, ответ на которую будет темой нашего урока. « Течет, течет не вытечет. Бежит, бежит, не выбежит» - Река. Какая же тема сегодняшнего урока? ( Реки) Запишем в тетрадь тему урока « Реки». ( слайд) Как вы думаете, а что мы должны узнать на уроке о реках? ( что называется рекой, какие бывают реки, из каких частей состоит река, научиться показывать реки на карте). Ну а теперь можно продолжить наш урок. Я даже и спрашивать не буду у вас все ли вы видели реку? А почему? Так как у нашего села протекает река, кА кона называется? ( Оскол), (слайд реки Оскол) Учитель: Реки издавна имели большое значение для человека. Поэтому о реках художники писали свои картины, поэты сочиняли стихи, а композиторы песни. Посмотрите на эти слайды, как красивы реки. ( слад картин художников о реках) А что вы знаете о реках? ( ответы детей) А что такое река? ( дают определение) Посмотрите в учебник на стр. 147, прочитайте определение и запишите его в тетрадь. Река- это поток воды, который движется в углублении называемом руслом. Все материки покрыты сетью больших и малых рек. Всего на земле 20 млн. рек, но 53 реки имеют длину более 1000 км. У нас в стране насчитывается более 200 тысяч рек. А сейчас давайте немного пофантазируем и порисуем. Я буду читать сказку, а вы должны ее нарисовать. « Жил на свете Родник Ключевой и был у него сын Ручеек. И вот однажды ручеек решил отправиться в путешествие, посмотреть, как красива Земля. Во время течения по земной поверхности, в ручеек вливались слева и справа такие же ручейки, превращая нашего героя в полноводную реку. Звонкое журчание сливалось с живописной природой и пение птиц. И однажды рано утром река впала в огромный водоем – это было море. Вот такая судьба у каждой реки. ( давайте посмотрим, что у вас получилось, замечательно, вы справились с этим заданием) И мы продолжим отдыхать, давайте все вместе встанем, возьмемся за руки и сделаем движения такие как течет река ( включаю музыку) А теперь посмотрите на доску вы видите термины: « Исток» « Русло» « Устье» « Притоки» « Главная река» « Бассейн реки» « Речная система»- это части реки.. Давайте на вашем рисунке найдем эти части реки и подпишем их. У вас на рабочем листе имеется определения этих понятий. Найдите, что такое исток? 1. Исток- это место где берет начало река. ( где у вас на рисунке исток? это родник. Подпишите на рисунке). Но реки могут брать начало не только их родников, но из болот, морей, озер, гор, других рек и тд. ( слайд об истоках рек). Приведем примеры по карте: река Волга- родник, река Лена - хребтах, река Нева- их Ладожского озера, а Амур возникает при помощи слияния двух рек- Шилки и Аргунь.
Устья рек например Лены- в море, устье Волги- море. Устья могут быть двух форм: дельты и эстуария ( слайд) Найдите в учебнике на стр. 149 определение что такое дельта и что такое эстуарий. Запись в тетради: Дельта- это ветвящееся устье. Эстуарий- это воронкообразное устье. Правильно на карте показывать реки от истока к устью. ( показать на карте)
Притоки бывают левые и правые. Как узнать: стать по течению реки.
Закрепление урока:
- это выход твердых горных пород, через которые река движется ( пороги) - это высокие уступы с которых вода падает ( водопад) - это площадь с которой река собирает воду ( бассейн реки) - реки впадающие в главную реку ( притоки) - это расстояние от истока реки до устья ( длина реки) - это ветвящееся устье ( дельта) - это воронкообразное устье ( эстуарий) - начало реки ( исток) - конец реки ( устье) Домашнее задание: п.40, выучить термины, номенклатура, уметь показывать на карте реки. Творческое задание: подобрать стихи, песни о реках.
Пусть на Земле не умирают реки Пусть стороной обходит их беда Пусть чистой остается в них навеки Студеная и вкусная вода. Рефлексия: Ребята а сейчас я вас попрошу при выходе из класса прикрепить свои цветные карточки на табличку, где есть такие записи:
Список использованной литературы
|