Скачать 36.52 Kb.
|
Конспект открытого урока в 1 классе по предмету окружающий мир Тема: Удивительные птицы Цель: Познакомить учащихся с многообразием птиц Задачи:
Оборудование:
Ход урока
- Ребята, сейчас у нас урок окружающего мира. Парта – это не кровать, И нельзя на ней лежать Ты сиди за партой стройно, И веди себя достойно. 2. Сообщение темы и целей урока. Слайд 1 - Ребятки, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей! Кто знает, как их можно назвать одним словом? - Правильно, это перелетные птицы. А почему их так назвали? - Они прилетели к нам из теплого края. - А когда и почему они улетают от нас? - Улетают осенью, т.к. зимой у нас недостаточно корма для них. Зимы у нас суровые. - В суровые зимы птицам приходиться очень туго из 10 птиц до весны доживает лишь 1-2 птицы. - Ребята, с какими же птицами сегодня на уроке мы будем знакомиться? - С перелетными 3. Этап усвоения новых знаний Слайд 2, 3, 4, 5 - Весна «прилетела» к нам на солнечных крыльях. У нее строгий порядок работы. Первым делом она освобождает землю: делает проталины, топит лед на реках и озерах. Из оттаявшей земли выползают насекомые, а вслед за ними прилетают пернатые гости – птицы. Слайд 6 -Теперь для них снова достаточно корма: появились насекомые, а там, где растаял снег, можно найти прошлогодние плоды и семена. 4. Физкультминутка Слайд 7 -Угадайте, какие птицы возвращаются к нам весной? Кто же первым из птиц «открывает» весну. Слайд 8, 9 Открывают весну грачи. Зиму эти птицы проводят на юге нашей страны. По дороге к своим гнездам они очень спешили, не раз попадали в жестокие метели. Десятки и сотни птиц выбивались из сил и погибали в пути. Первыми долетели самые сильные. Теперь они важно расхаживают по дорогам и ковыряют землю крепким клювами. Грачи в народе всегда были символами весны. Чаще всего они прилетают к нам 17-19 марта. В народном календаре 17 марта называют – Герасим – грачевник. Есть немало поговорок, связанных с этим днем, например: «Грач зиму расклевал», «Увидел грача – весну встречай». Обратите внимание на картину выдающегося художника Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». На первый взгляд, это обычный, даже невзрачный, зимний деревенский пейзаж. Но стоит только присмотреться внимательней, как начинаешь ощущать то особенное настроение, которым проникнута картина. Вот перед нами земля, еще спящая под покровом снега. Стоят голые согнувшиеся деревья. Но посмотрите на эту стайку грачей на деревьях. Как весело они перелетают с ветки на ветку, как радуются первому весеннему солнышку. Грачи прилетели – весна наступила! Саврасов умел изображать жизнь природы в ее постоянном изменении; в мельчайших, еле уловимых деталях раскрывать ее внутренний мир, ее удивительную красоту и глубину. Замечательно сумел отразить приход весны русский художник А.Саврасов в своей картине «Грачи прилетели». - Кто следует за грачами? Слайд 10, 11, 12, 13 Сначала прилетают самцы. Они находят подходящее гнездо и начинают петь. Когда прилетают самки , самцы распевают особенно вдохновенно. Гнездятся эти птицы в самых разнообразных местах: в дуплах деревьев, в норах береговых ласточек, в расщелинах, под крышами домов, в щелях глиняных построек, могут использовать гнезда других птиц. Но люди, стараясь привлечь к своим садам эту полезную птицу, развешивают скворечники, и скворцы охотно селятся в них. Скворцы полезны тем ,что они уничтожают большое количество вредных насекомых. Слайд 14, 15, 16, 17 Прилетают жаворонки одновременно со скворцами, даже бывает чуть раньше. Только скворцы летят молча, а жаворонки прямо на лету весело поют. Жаворонок устраивает гнездовье в лугах, на травянистых опушках, но самым лучшим местом для устройства гнездовий для этих птиц являются поля, засеянные в озимых и яровых хлебах. Гнездо очень простое, строится оно в ямке на земле, среди травы. В качестве строительного материала полевой жаворонок использует стебли и корешки травы, внутри гнездо укладывается мягкой шерстью, собранной птицей, конским волосом и пухом. Гнездо маскируется очень тщательно, его трудно обнаружить. Слайд 18 – 37 5. Физкультминутка - А теперь, ребята, нам нужно знать правила друзей природы. Слайд 37, 38, 39 Игра «А верите ли вы?» 6. Закрепление - У меня на руках карточки с вопросами для закрепления. Каждый должен выбрать карточку и ответить на вопрос. 7. Итог урока Наше занятие подошло к концу. Я думаю, что сегодня вы узнали много нового интересного из жизни птиц. И не будете забывать правила друзей природы. Спасибо за урок. |