Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 13 г.Пугачева Саратовской области»
План-конспект урока
«Окружающий мир» 1 класс
"Твердые тела, жидкости, газы"
Учитель начальных классов:
Заступова Наталья Владимировна
2011г.
Урок окружающего мира в 1-м классе
Тема: "Твердые тела, жидкости, газы"
Цели:
Познакомить учащихся с тремя состояниями физических тел.
Развивать умения использовать свой опыт наблюдения и на этой основе делать выводы.
Развивать творческие способности.
Развивать мышление, память, речь.
Воспитывать взаимопонимание, сотрудничество.
Воспитывать потребность участвовать в творческой деятельности.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: А.А. Вахрушев "Окружающий мир" 1 класс, рабочая тетрадь.
Используемое оборудование:
Демонстрационное: компьютер, проектор, экран, 4 стакана, вода, брусок, шприц, салфетка, духи
Раздаточное: 3 стакана на каждую парту, вода, деревянные бруски, воздушные шары
Используемые ЦОР: Конспект урока, презентация к уроку
Краткое описание: урок проходит с применение исследовательской деятельности, через опыты, которые проделывают сами учащиеся совместно с учителем
Ход урока.
I. Организационный момент. Психологический настрой. «Подари улыбку»
- Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Улыбнёмся гостям, теперь друг- другу.
- Спасибо. Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются нашим успехам.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать
У себя внимательность
А поможет всё узнать
Наша любознательность. (Слайд 2) - И так, сегодня на уроке мы продолжим разгадывать тайны природы.
II. Актуализация знаний. Постановка проблемы. Деятельность учителя
| №
слайда
| Предполагаемая деятельность учеников
| Для того чтобы разгадать секреты природы, мы проведем исследовательскую работу в нашей мини - лаборатории, и поработаем лаборантами.
- Аня там даст информацию, о том, что такое лаборатория, и кто такие лаборанты. (по словарю С.И.Ожегова)
- Но чтобы начать проводить различные опыты, давайте вспомним правила поведения в лаборатории. Каждый из лаборантов их должен выполнять:
1) 1. Внимательно слушать старшего лаборанта;
2) 2. Не шуметь, не мешать друг другу;
3) 3. Выполнять все задания.
| Слайд 3 Слайд 4
|
Лаборатория- учреждение, где проводятся опыты, исследования. Лаборант- сотрудник лаборатории.
Проговаривают правила
| -У вас на столах 3 стакана.
- Что в первом стакане?
- Потрогайте его, что почувствовали, какой он на ощупь?
- В физике, предметы которые нас окружают, принято называть- твёрдыми телами ( на доске запись твёрдые тела
|
|
-Деревянный брусок
- Твердый
| - Что находится во втором стакане?
- Какая она на ощупь? (на доске запись жидкости .
|
| - вода
- жидкая
| - А вот в третьем стакане спрятался невидимка..
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.. Дыхательная гимнастика.
-Давайте проверим, как проходит воздух через нос и грудь (дети делают глубокий вдох) . «Сдуем» пушинку с ладошки. Что вы почувствовали?
- Можно ли воздух назвать твёрдым телом?
- Можно ли воздух назвать жидкостью? - Тогда что это? ( если дети не догадаются, учитель подсказывает-газ) (на доске появляется запись газы )
- Посмотрите на таблицу, сформулируйте тему нашего урока…
|
Слайд 5
| -воздух
Ветер нет нет
- Тема нашего урока: « Твердые тела, жидкости, газы.»
| III. Постановка проблемной ситуации.
- Как вы думаете, твердые тела, жидкости, газы имеют одинаковые свойства?
- Наши мнения разошлись. Кто же прав?
– Проведём исследование и выясним, какие свойства имеют твёрдые тела, жидкости, газы.
|
|
Предположения детей.
| IV. Совместное открытие нового материала 1 ОПЫТ. – Как вы думаете, твёрдые тела, жидкости, газы имеют постоянную форму или её можно изменить? Проверим.
а) Твердые тела.
-Попробуйте изменить форму бруска.
-Получилось?
Твердые тела
↓
не изменяют
форму
|
|
Дети выполняют задание учителя.
- нет
| б) Жидкость – Можно ли изменить форму жидкости? – У меня в руках стакан с водой. Перельём эту воду в тарелку, а затем в бутылочку. Что заметили?
Жидкость
↓
не изменяют
форму
|
| Дети высказывают свои предположения. – Вода принимает форму того сосуда, куда её перелили, а значит не имеет постоянной формы.
| в) Газ – Как вы думаете, газ заполняет весь шарик или только его часть?
-Какую форму приобрёл воздух?
- А какую форму имеет шарик в стакане?
– Имеет ли газ постоянную форму?
газ
↓
не изменяют
форму
|
| – Весь шарик.
- Форму шарика. -Форму стакана.
– Газ не имеет постоянной формы.
| – Какой вывод можно сделать после проведённых опытов? (стр. 35 учебника)
| Слайд 4
| – Твёрдые тела имеют постоянную форму, а жидкости и газы – нет. Они принимают форму сосуда, в котором находятся.
| 2 опыт – Можно ли сжать твёрдые тела, жидкости, газ?
|
| Высказывания детей
| а) Попробуйте сжать брусок. Удалось это сделать? Почему?
|
| – Нет, значит твёрдые тела не сжимаются.
| б) Наберём в шприц без иглы воду и попробуем сдвинуть поршень, закрыв пальцем отверстие для иглы. – Удалось ли сжать воду?
|
| – Нет, значит жидкость не сжимается.
| б) – Проведём похожий опыт, только вместо воды в шприце будет находиться воздух. – Что происходит с поршнем, когда мы пробуем сдавить его. – Почему?
|
| – Возвращается в исходное положение.
– Сжатый воздух выталкивает его.
| – Перечислите свойства жидкостей, твёрдых тел, газов. (стр. 35 учебника)
| Слайд 7
| – Жидкость и твёрдые тела нельзя сжать. А вот воздух можно сжать, как и любой газ.
| -Газы обладают ещё одним важным свойством
- Закройте глаза (разбрызгиваю духи)
- Что вы почувствовали?
- Как вы думаете, почему вы почувствовали запах духов?
Вывод: (стр. 36 учебника)
|
|
Предположения детей.
У газов есть ещё одно замечательное свойство. Если газ находится например, в комнате, то он не скапливается около пола или, наоборот, под потолком. Он заполняет собой всю комнату.
| V. Физкультминутка
«Насос»
А теперь насос включаем, воду из реки качаем.
Влево — раз, вправо — два.
Потекла ручьем вода.
Раз, два, три, четыре будет полита земля.
VI. Первичное закрепление. 1) Самостоятельная работа в тетрадях (с. 50) задание 1.
- Посмотри на рисунок. Прозрачная жидкость заполняет невидимые сосуды. Угадай, в какие сосуды её налили. Соедини.
- Какое свойство жидкости мы используем для решения этой задачи?
| Слайд 9
| Самопроверка по образцу учителя
| VII. Постановка проблемы.
- Мы все очень любим ходить в цирк, особенно, когда нам показывают фокусы. Фокусники могут превращать одни предметы в другие.
- А в жизни могут происходить подобные превращения?
|
|
Предположения детей.
| - Сейчас ребята нам докажут, что подобные превращения могут происходить и в жизни. Они вместе с родителями создали дома лабораторию и провели исследования.
|
|
| IX. Открытие новых знаний.
1 ребенок рассказывает о превращении воды в лед.
- Какой вывод модно сделать из этого опыта?
| Слайд 10-14
| Превращение воды в лёд (твердое тело)
Вывод: вода при охлаждении из жидкости превращается в твёрдое тело-лед.
| 2 ребёнок рассказывает о превращении воды в пар.
- Какой вывод модно сделать из этого опыта?
| Слайд 15-19
| Вывод: вода при нагревании становится газом-паром.
| X. Первичное закрепление знаний.
-Благодаря своим «превращениям» вода может путешествовать. Пот послушайте:
Однажды в тёплый день в озере отдыхала капелька. Ярко светило солнышко. Капелька разнежилась, нагрелась от жары и превратилась в прозрачный пар. Он был таким лёгким, что быстро унесся в холодную высь и там превратился в белое облачко. Ветер носил облака по небу и собирал их в тучки. Наконец, тучкам стало так тесно, что они стали толкаться, грохотать и метать молнии. От обиды них потекли слёзы, которые люди называли дождем. Дождь падал на землю, собирались ручейки и бежали в реки, озёра. Так капелька оказалась опять дома. А в следующий жаркий день она снова отправится в далёкое путешествие.
| Слайд 20
|
|
|
|
| XI. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового для себя узнали на этом уроке?
– Какие свойства твёрдых тел, жидкостей, газов можете перечислить? (по таблице)
- А теперь, я хочу чтобы вы мне подарили свои улыбки
- Кто доволен своей работой на уроке, подарит мне зелёную улыбку
- Кто испытывал на уроке трудности, подарит мне жёлтую улыбку
- Кому на уроке было не интересно, подарит мне красную улыбку (дети прикрепляют улыбки на доску)
XII. Домашнее задание (творческое)
- Кто из вас желает продолжить исследовательскую работу?
Вместе с родителями срезать 3 веточки с почками. Одну из них поставить в холодильник, другую в тепло без воды, третью в тепло в воду. Вести наблюдения.
Используемая литература:
« Окружающий мир . Я и мир вокруг» 1 класс . Методические рекомендации для учителя. Москва БАЛАСС 2010г.
Учебник «Окружающий мир» 1 класс часть 2. А.А.Вахрушев
Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 1 класс А.А.Вахрушев
|