Скачать 58.52 Kb.
|
Ю.А. Демова Конспект урока Урок: Природоведение Класс: 5 специальный (коррекционный) Тема: В гости к осени Тип урока: урок изучения нового материала Цели урока. Образовательная: познакомить учащихся с характерными признаками осени в живой и неживой природе; расширить знания детей об осенних изменениях в жизни растений, показать их связь с неживой природой; Коррекционно – развивающая: развивать слуховую и зрительную память на основе упражнений в запоминании и воспроизведении; корригировать мышление на основе упражнений в сравнении; Воспитательная: воспитывать эмоциональную адекватность поведения, бережное отношение к природе. Оборудование: Компьютер, картинки с изображением природы осенью, растений с использованием медиапроектора, ИКТ. Ход урока I. Организационный момент Упражнение по коррекции зрительного восприятия (презентация) - Расскажите о погоде сегодня: ясно, облачно, пасмурно; осадки, без осадков; ветрено, безветренная погода; температура воздуха. Далее учитель на доске выписывает температуру +25°. Ученики должны прочитать, какая температура записана, и решить, в какое время года обычно бывает такая температура. -А сейчас проведем небольшой диктант. Запишите условными знаками: семь градусов тепла; тринадцать градусов выше нуля; нуль градусов; десять градусов мороза; четыре градуса ниже нуля. (Взаимопроверка по ответам расположенных на экране медиапроектора) II. Сообщение темы и целей урока «Солнце скрыто за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зеленому наряду». - Определите, какое это время года? (Осень.) Итак, сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью в неживой и живой природе, о том, как изменяется жизнь растений осенью. III. Изменения в неживой природе осенью ( презентация) - Назовите предметы, относящиеся к неживой природе. ( Дети называют предметы относящиеся к неживой природе, на экране диапроектора появляется запись: облака осадки небо ветер солнце вода в водоемах Далее учитель предлагает вспомнить погоду летом (опираясь на картинки, расположенных на экране диапроектора) и сразу же, путем сравнения, определяют осенние изменения. Делаются выводы: а) Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким. б) Летом дожди кратковременные, теплые, часто бывают грозы; осенью дожди затяжные, холодные. в) Летом погода теплая, много ясных дней: осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно. - Чтобы назвать осенние явления в неживой природе, для этого нужно выполнить кроссворд. ( Учащиеся садятся за компьютеры и выполняют кроссворд и затем проверяют по ответам, данным на экране). Далее ученики делают вывод: «Похолодание, первые заморозки и появление инея, последняя гроза, затяжные дожди, густые туманы, первый снег, ледостав - все это осенние явления в неживой природе». - Запишите вывод в себе тетрадь. - А теперь немного отдохнем. IV. Физкультминутка Мы с вами входим в лес. Сколько здесь вокруг чудес! (Посмотрели вправо, влево) Руки подняли и покачали — Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули -Ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем - Это к нам птицы летят. Как они тихо садятся Покажем - крылья сложили назад,. Наклонились и присели. Заниматься тихо сели. V. Изменения в живой природе (презентация) - Как вы думаете, а что можно отнести к живой природе? - А теперь рассмотрим изменения, которые происходят осенью в жизни деревьев и кустарников. Мы с вами уже говорили о том, что летом деревья и кустарники были зеленые, некоторые цвели, а затем появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад. - Что такое листопад? Кто наблюдал это явление? Опишите свои ощущения, чувства. С приходом осени листья на деревьях и кустарниках изменили свою окраску, а затем начали опадать. И. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание, какие краски он увидел в лесу: Лес, точно терем расписной: Лиловый, золотой, багряный, Стоит над солнечной поляной, Завороженный тишиной.
С понижением температуры воздуха, изменение окраски листьев идет все интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают листья после заморозков. - Как вы думаете, почему же в природе происходит листопад? С наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствия: ветви ломались бы от снега. - Кто догадается, почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелеными круглый год? Иголки испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засохнуть, когда корни будут доставлять из охлажденной почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался на широких пластинах лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, что бы сучья ломались под его тяжестью. Здесь играет роль также и расположение хвоинок на ветках, и положение веток на дереве. Например, хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к основному стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившего снега легко соскальзывают. VI. Итог урока
Учитель читает под музыку стихотворение Е. Благининой: Если встанешь на заре — Крыша в сером серебре... Длинно тень ложится, Долго лист кружится. Если выйдешь поутру — Галки стынут на ветру... Вьются над парами Вслед за тракторами. Разгуляется денек — В полдень сядешь на пенек, Смотришь — на припеке Прыгают сороки. А в обед совсем теплынь – Пахнет горькая полынь, Тянет медом, мятой И травой примятой. Только этому не верь... Осень все-таки теперь! Солнышко бледнее, Небо холоднее.
Нарисовать осень. |