Скачать 31.71 Kb.
|
МКОУ Беловская основная школа Учитель: Королёва Л.А. Конспект урока “Окружающий мир» Тема: Осенние изменения в живой и неживой природе. (Урок- экскурсия). Цели: - провести наблюдения за изменениями в неживой и живой природе; - продолжить формирование понятий «неживая, живая природа», актуализировать представления детей о характерных признаках осени; - обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени; - учить устанавливать связи между сезонными признаками в природе и жизнью растительного и животного мира; - развивать внимание, наблюдательность, сообразительность; - воспитывать бережное отношение к природе. Оборудование: папка для сбора листьев, маски животных. ХОД УРОКА
- Назовите правила поведения в природе. - Эти правила надо не только знать, но и выполнять. Мы в гостях у природы и поэтому должны вести себя как воспитанные люди 2 Работа по теме. - Сегодня у нас необычный урок. Да, да, именно урок, хотя и на природе .Начать его я хочу со стихотворения: Прошла по лугам, по лесам, по полям. Припасы она заготовила нам. Упрятала их в погреба, закрома. Сказала: «ЗА мною нагрянет зима». - О каком времени года пишет поэт? - Как вы догадались? ИГРА «КТО ВНИМАТЕЛЬНЫЙ?» - Хлопни в ладоши, если услышишь признаки осени: 1) На улице стало прохладнее. 2) Распускаются листочки на деревьях. 3) Птицы улетают в тёплые края. 4) День стал длиннее, ночь короче. 5) Люди стали одеваться теплее. 6) Часто идет снег. 7) Прячутся насекомые. - Перечислите всё то, что относится к природе. (Ответы детей). - Как много вы назвали предметов , но природа не сделана руками человека. Чётко назовите объекты природы. (Ответы детей). - Всё, что вы перечислили, можно разделить 2 группы. Назовите их. ( Ответы детей). - Я загадаю загадки, а вы скажете, о какой природе идёт в них речь? Без огня горит. (Солнце). Крупно, дробно зачастил И всю землю напоил. (Дождь). Неизвестно, где живёт, Налетит- деревья гнёт. Засвистит- по речке дрожь, Озорник , а не уймёшь. (Ветер). Летят орлицы по синему небу, Крылья распластали, Солнышко застлали. (Облака). (Ответы детей). - Какие изменения произошли с солнцем осенью по сравнению с летом? (Ответы детей). - Сравните летние и осенние дожди. - Почему часто невидно солнышка? (Ответы детей). - Посмотрите на них. Кого они напоминают? - Как изменился с приходом осени ветер? - Сделаем вывод: какие изменения происходят в неживой природе осенью? ИГРА. - Я читаю загадку, а кто догадался, о ком она, должен бежать к « своей отгадке». Ствол белеет, Шапочка зеленеет. Стоит в белой одёжке, Свесив серёжки. (Берёза). В красном платьице девица Вышла с осенью проститься, Осень проводила, Платье снять забыла.(Рябина). Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. (Ель). - Каким словом можно определить то, что вы назвали? Как была молода- была бела, А как постарела- то покраснела. (Калина) Стоит зелёный кустик В красный горошек, А тронешь- укусит. (Шиповник). - Что это? - Посмотрите внимательно и скажите, чем деревья отличаются от кустарников? - Что происходит с деревьями и кустарниками с наступлением осени? - Как называются эти явления природы? - А почему деревья и кустарники сбрасывают листья на зиму? - Сейчас будем собирать упавшие с растений листочки. Посмотрите на их окраску, форму. Постарайтесь выбрать самые красивые. Из них мы сделаем гербарий. - Давайте подойдём к кустику сирени. Кто притаился среди листочков? (Бабочка, цветочная муха, паучок). - А это кто прыгает среди травы? (Воробей). - К какой природе относятся увиденные нами животные? - В жизни живого мира осенью происходят изменения. Инсценировка «Животные на поляне». Дети выбирают маски животных: зайца, лисы, волка, медведя, белки, ёжика – и рассказывают о том, как эти животные готовятся к зиме. 3 Итог. - Вот и подходит к концу наше путешествие в осеннюю природу. Мы увидели много разных признаков в неживой и живой природе. Что вы узнали, что вас поразило, что вы увидели и услышали в природе? Пожалуйста, дома попробуйте это нарисовать. Возможно, кто-то придумает небольшой рассказ или сказку, а на следующем уроке мы их послушаем. - А в завершение послушайте стихотворение: Промелькнуло быстро лето, Пробежало по цветам, За горами бродит где-то И без нас скучает там. В двери к нам стучится осень, А за осенью- зима. Мы её не ждём, не просим, А она идёт сама. |