Скачать 4.61 Mb.
|
ССЫЛКА НА РАБОТУ Аргунова М.В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпредметное направление модернизации школьного образования: дис. … д-ра пед. наук. – М., 2010. – 381 с. РОССИЙСКИЙ ХИМИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА На правах рукописи АРГУНОВА Марина Вячеславовна ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК НАДПРЕДМЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специальность: 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (экология) ДИССЕРТАЦИЯ на соискание учёной степени доктора педагогических наук Научный консультант Член-корреспондент РАН, академик РАО, доктор химических наук, профессор Г.А. Ягодин Москва – 2010 ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 5 ГЛАВА 1. МОДЕРНИЗАЦИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ПЕРЕХОДА К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ 29 1.1.Устойчивое развитие и современное образование 29 1.2.Основные подходы к модернизации школьного образования 46 1.2.1.Личностно-ориентированное образование 51 1.2.2.Системно-деятельностный подход в образовании 54 1.2.3.Компетентностный подход 58 1.2.4.Эколого-гуманистический подход 67 1.3.ЭОУР как направление обновления содержания экологического образования 73 Выводы по главе 1 81 ГЛАВА 2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 87 a.Содержание экологического образования в интересах устойчивого развития 87 b.Технология реализации ЭОУР 113 c.Педагогические приёмы для освоения надпредметного содержания 120 d.Формирование ключевых образовательных компетентностей учащихся на основе трёхстадийной технологии 152 Выводы по главе 2 164 ГЛАВА 3. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНКА В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ 170 3.1.Особенности педагогической и психологической диагностики в ЭОУР 170 3.2.Оценка результатов ЭОУР на основе трёхстадийной технологии 174 3.3.Оценка уровня сформированности ключевых образовательных компетентностей школьников 182 3.4.Аутентичное оценивание и личностный рост школьников 193 3.5.Анализ деятельности образовательных учреждений на основе индикаторов устойчивого развития 201 Выводы по главе 3 219 ГЛАВА 4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ 223 4.1.Курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» в средней школе 223 1.3.1.Концептуальные основы курса 223 1.3.2.Программа курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» 234 1.3.3.Учебно-методическое обеспечение курса 250 1.3.4.Статистические данные о преподавании курса «Экология Москвы и устойчивое развитие» 257 4.2.Результаты деятельности городской экспериментальной площадки «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» 264 Выводы по главе 4 274 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 278 БИБЛИОГРАФИЯ 283 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 320 Ключевые понятия и термины (применительно к надпредметному направлению ЭОУР) 320 ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Результаты факторного анализа анкетирования школ ГЭП «Реализация идей образования в интересах устойчивого развития на практике». 82 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 87 Содержание учебного пособия «Экология Москвы и устойчивое развитие» 87 ПРИЛОЖЕНИЕ 5 91 Разработка урока «Работа с цитатами об устойчивом развитии» 91 ПРИЛОЖЕНИЕ 6 95 Разработка урока «Игровое занятие по выработке навыков эффективной работы в команде для осмысления идей устойчивого развития» 95 Разработка урока «Игровые упражнения по принятию коллективных решений» 98 ПРИЛОЖЕНИЕ 7 102 Практическая работа «Экологический след» 102 ПРИЛОЖЕНИЕ 8 105 Разработка урока «Проблема мусоросжигания в России и в мире» 105 ПРИЛОЖЕНИЕ 9 108 Практическая работа «Экономное использование электроэнергии» 108 Практическая работа «Рациональное использование воды» 111 ПРИЛОЖЕНИЕ 10 113 Социально-экологические проекты на особо охраняемых природных территориях 113 ПРИЛОЖЕНИЕ 11 120 Дистанционный курс «Экология Москвы и устойчивое развитие» 120 ПРИЛОЖЕНИЕ 12 124 Структура сайта http://sustdev.narod.ru/ Центра экологического образования и устойчивого развития (ЦЭОУР) МИОО 124 |