Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 158.48 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации19.11.2013
Размер158.48 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Урок экологии в 5 классе по программе В. Самковой. Рассчитан на проведение в составе модуля регионального компонента в конце учебного года. На уроке предусмотрена практическая исследовательская работа, связанная с анализом запыленности листьев деревьев и кустарников. Часть работы учащиеся выполняют индивидуально до урока – собирают образцы дождевой воды и снимают отпечатки с листьев. В классе работают в группах по 6 человек, сформированных таким образом, чтобы образцы оказались с территорий населенного пункта с различной интенсивностью автомобильного движения. Инструктивная карточка для практической работы дана в приложении.

На уроке предусмотрено также опережающее задание – сообщение учащегося на тему «Значение растений городов в защите воздуха от загрязнения». Примерное содержание сообщения также есть в приложении.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

«Воздух, его основные загрязнители в Брянской области»

Цель урока:

- создать условия для представления о состоянии атмосферного воздуха в Брянской области

9. Задачи:

- обучающие:

- формировать у учащихся представление о состоянии атмосферного воздуха в Брянской области;

- учить определять степень загрязненности воздуха простейшими методами;

-развивающие:

- развивать внимание, мышление, память; умение анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы; готовить сообщения и выступать перед аудиторией, использовать знания в новой учебной ситуации;

-воспитательные:

- формировать активную жизненную позицию к проблеме экологического состояния окружающей среды родного края;

- воспитывать культуру общения, объективность самооценки.

Планируемые результаты:

- личностные:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения;

- проявление осознанного отношения к процессу обучения; уважительное отношение к одноклассникам.

- метапредметные:

познавательные умения:

работать с различными источниками информации: текстом, рисунками, электронными ресурсами;

преобразовывать информацию в новую форму;

готовить сообщения на заданную тему.

регулятивные умения:

ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно ученику, и того, что ещё

неизвестно; контролировать результаты работы на уроке.

коммуникативные умения:

оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, слушать мнения других, согласованно работать в группе.

предметные умения:

- выделять, описывать и объяснять состояния атмосферного воздуха, влияние на него деятельности человека;

- проводить элементарные экологические исследования.

  1. Тип урока: комбинированный

  2. Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.

  3. Необходимое техническое оборудование

Мультимедиа-проектор

Аудиоадаптер + акустическая система (колонки)

Персональный компьютер (ноутбук) + компьютеры для учащихся

Экран

  1. Структура и ход урока


Структура и ход урока

(таблица № 1)



Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время(в мин.)


1.

Организа-циионный момент.




Приветствие учителя.

- С каким настроением вы пришли на урок?

Я надеюсь, что на уроке вам будет интересно и закончите вы также с хорошим настроением

- Почему говорят, что повторение – мать ученья?


Проверяют готовность рабочего места.

Эмоционально настраиваются на урок

1

2.

3.



Актуализа-ция знаний учащихся

Создание проблемной ситуации



Учитель предлагает составить коллективный рассказ о погодных условиях Брянской области.


- Где происходят погодные явления?

- Что такое атмосфера? В чем ее значение в жизни планеты и человечества?

- Мы говорим «нужен, как воздух». А всегда ли воздух хорошо влияет на здоровье человека?

- Можете ли вы оценить состояние воздуха в Брянской области, в Дубровке?

- О чем пойдет речь на уроке?

Демонстрируют знания по пройденному материалу.

По очереди ведут рассказ правило: говорят все по очереди., не повторяемся.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, затрудняются ответить на последний вопрос, высказывают предположения о том, какая будет тема урока.

4

2


4.

5.


Сообщение темы и целей урока

Изучение нового материала


Презентация

Слайд №1
Презентация

Слайд №2, 3

ЭОР №1

ЭОР №2


Презентация

Слайд №4

ЭОР№3
Презентация

Слайд №5

ЭОР №9

Презентация

Слайд №6

ЭОР №4


Учитель сообщает тему и цель урока

Учитель предлагает познавательное задание учащимся: пользуясь своими наблюдениями и жизненным опытом, и посмотрев слайд,

составьте схему основных источников загрязнения атмосферного воздуха;

- какие из них есть в Брянской области?
- Посмотрите видеосюжет и ответьте, какие заводы – загрязнители воздуха на территории Брянской области вы знаете?
- Чем загрязняют воздух эти предприятия?

Фокинский цементный завод – выбрасывает цементную пыль. Это привело к тому, что погибла сосновая роща, расположенная неподалеку.

Сталелитейный завод – кислотные выбросы приводят к гибели растительности, страдают люди и животные.

Силикатный (кирпичный) завод в Бежице – выбрасывает известь. Образуется налет на листьях растений, многие из них гибнут, страдает здоровье человека.
- Что можно сделать, чтобы уменьшить выбросы загрязняющих веществ промышленными предприятиями области?


Записывают тему урока в тетрадь.

Учащиеся высказывают мнение, составляют схему «Источники загрязнения воздуха». Подчеркивают те, которые есть в Брянской области.

Записывают основные предприятия - загрязнители воздуха в Брянской области.
Слушают рассказ учителя


Учащиеся высказывают мнение, что над трубами заводов и фабрик устанавливаются специальные уловители вредных газов и дыма. Делают записи.


1

10

6.

Проведение практичес-кой исследова-тельской работы


Продолже-ние работы



Презентация

Слайд №7

Презентация

Слайд №8

Презентация

Слайд №9

ЭОР №5


Предлагает проблемный вопрос.

- В Дубровке нет крупных предприятий. Значит воздух у нас чистый?
- Вы выполняли практическое задание к уроку: собрали дождевую воду и сняли клейкой лентой отпечатки с листьев деревьев на своих улицах.

Определите с помощью индикаторной бумаги степень кислотности дождя и сравните степень запыленности воздуха по отпечаткам. Объясните полученные результаты.
- Как влияют выбросы автомобилей на здоровье человека?
- Предлагает экологическую задачу.

В сутки маршрутное такси (автомобиль «Газель»), работающее на бензине, выбрасывает до 20 кг вредных выхлопных газов, а использующее в качестве топлива природный газ, выбрасывает в 3 раза меньше. В городе работает 500 маршрутных такси, работающих на бензине. Определить, во сколько раз бы уменьшилось количество вредных выбросов, если бы их перевести на природный газ?
- Обсудите в паре и предложите меры по решению проблемы загрязнения воздуха автотранспортом.


Учащиеся высказывают мнение.

Делают вывод о том, что в Дубровке есть другие загрязнители воздуха.
Работают в заранее сформированных группах по инструктивным карточкам. Анализируют полученные результаты. Делают вывод, что кислотных осадков нет, а запыленность больше на улицах с асфальтом, где больше проезжает автомобилей.
Анализируют таблицу

Решают задачу.


Учащиеся работают в паре. Высказывают мнение.

Делают записи.


5

7

7.

Физкульт-минутка


Презентация

Слайд №10

Аудиозапись

ЭОР №6

Воздух подвижен. Редко бывает безветренно. Мы сейчас представим себя деревьями, которые качает ветер. Учитель показывает движения гимнастики под шум ветра.

Учащиеся повторяют движения.


1

8.


Продолже-ние работы



Презентация

Слайд №10

ЭОР №7

Презентация

Слайд №11

ЭОР №8



- Какие еще способы уменьшения загрязнения воздуха в городах области можно предложить?
Послушайте сообщение ученика на тему «Озеленение городов». Сделайте вывод, хвойные или лиственные деревья лучше сажать в городе.


Посмотрите видеофрагмент «Сжигание листвы, бытового мусора» и ответьте на вопросы:

- Почему сегодня нельзя сжигать в городе листву?

В чем опасность сжигания мусора?



Учащиеся высказывают мнение.


Слушают сообщение учащегося.

Делают вывод.
Смотрят видеосюжет.
Отвечают на вопрос.

(При сжигании листвы в воздух попадают ядовитые вещества, которые накопились в растениях за время их существования. При сжигании пластмассы, цветной бумаги образуются ядовитые вещества, которые попадают в воздух. Эти яды поступают в легкие, попадают на кожу, на продукты питания, постепенно они накапливаются в организме человека и приводят к тяжелым заболеваниям).


7


9.

10.

Закрепле-ние изученного

Применение знаний в новой учебной ситуации

Проверка первичного усвоения знаний.

Подведение итогов.

Рефлексия.



Презентация

Слайд №12

Презентация

Слайд №13



Большую часть времени мы проводим в помещении. Оцените влияние внешних источников загрязнения на состояние воздуха в своем доме, квартире по плану.

План.

  1. Определи, располагаются ли вблизи от твоего дома промышленные предприятия?

  2. Выходят ли окна твоей квартиры на проезжую часть с большим движением транспорта.

  3. Сжигают ли мусор возле вашего дома?

  4. Есть ли на форточках сетка, марля?



- Что нового узнали на уроке?

- Продолжите фразу «Я знаю, что…»

- «Мне больше всего понравилось…»
Оценивает работу учащихся на уроке.

Задает домашнее задание.

Ответить на вопросы:

        1. как часто делается уборка в вашей квартире?

        2. Как часто проветривается кухня? Есть ли вентиляция для поглощения вредных веществ?

        3. В каком виде и где хранятся стиральные порошки?

        4. Что бы ты изменил, чтобы воздух в твоей квартире стал чище?


Нарисовать запрещающий знак по теме «Охрана воздуха».


Отвечают на вопросы плана. Делают вывод.

Озвучивают свои выводы.

Учащиеся обсуждают то, чего достигли на уроке. Продолжают фразу. Высказывают свои впечатления от урока.
Записывают домашнее задание в дневник


4


3

6

Приложение к плану-конспекту урока

«Воздух, его основные загрязнители в Брянской области»

Перечень используемых на данном уроке ЭОР (таблица № 2)



Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Схема источников загрязнения атмосферы

Иллю-страция

Демонстрация иллюстрации

http://www.ecololife.ru/images/books/580/image323.gif


2.

Схема источников загрязнения атмосферы

Иллю-страция

Демонстрация иллюстрации

http://900igr.net/datas/ekologija/Atmosfera-1/0005-005-Istochniki-zagrjaznenija-atmosfery.jpg


3.

Промышленное загрязнение воздуха в Брянской области

Видео

Демонстрация видефрагмента

Чижевская И.Н. Сбережем родную природу/ Медиаресурсы для образования и просвещения. CD-диск №6 http://yadi.sk/d/yohHAa2s8uPyT

4.

Скруббер

Иллю-страция

Демонстрация иллюстрации

http://sorber.narod.ru/images/venturi1.jpg

5.

Меры борьбы с загрязнением воздуха

Иллю-страция

Демонстрация иллюстрации

Чижевская И.Н. Сбережем родную природу/ Медиаресурсы для образования и просвещения. CD-диск №6

6.

Шум ветра

Тип: mр3

Аудиозапись

http://wooi.ru/dock/fonoteca5.php?soz=w3#w3

7.

Озеленение города

Иллю-страция

Демонстрация иллюстрации

http://s53.radikal.ru/i141/0903/df/3b1ef176aae7.jpg



8.

«Сжигание листвы, бытового мусора»

Видео

Демонстрация видефрагмента

Чижевская И.Н. Сбережем родную природу/ Медиаресурсы для образования и просвещения. CD-диск №6 http://yadi.sk/d/aNWz67OW8uPxW

9.

Предприятия Брянской области – основные загрязнители воздуха

Иллю-страция

Демонстрация иллюстрации

http://sdelanounas.ru/images/img/www.bryanskobl.ru/news_img_t02429p001b.jpg

http://files.barfin.ru/images/269513/2EB6679711/main.jpg

http://www.bzsk32.ru/template/img/header-pic-01.jpg

Полную презентацию к уроку можно посмотреть по ссылке http://yadi.sk/d/u6sOYdcn8uM84

Список использованной литературы:

  1. География родного края. Учебное пособие для 6 класса общеобразовательных учреждений/Под общей редакцией Ахромеева Л.М. - Брянск: Курсив, 2012. –100 с.: ил. IBSN 978-5-89592-175-3

  2. Зверев, А.Т. Экология. Практикум. 10-11 кл. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/ А.Т.Зверев. – М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004. – 176 с.: ил. IBSN 5-329-01059-4

  3. Охрана природы: факультативный курс: Пособие для учащихся/А.В.Михеев и др./Под ред. К.В.Пашканга. – М.: Просвещение, 1990. – 128 с.: ил. – IBSN 5-09-001467-1

  4. Природные ресурсы и окружающая среда субъектов РФ. Центральный Федеральный округ: Брянская область/Под ред. Н.Г.Рыбальского, Е.Д.Самотесова и А.Г.Митюкова. – М.: НИА-Природа, 2007. – 1144 с. – IBSN 978-5-9562-0057-5

  5. Чижевская И.Н. Сбережем родную природу/ Медиаресурсы для образования и просвещения. CD-диск №6


Приложение
Значение растений городов в защите воздуха от загрязнения

Велика роль зеленых насаждений в очистке воздуха городов. Дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько не обходимо для дыхания трёх человек. Исследования показали, что растения осаждают 60-70% взвешенных в воздухе частиц пыли, которая затем смывается на землю во время дождя. Один гектар деревьев хвойных пород задерживает за год до 40 тонн пыли, а лиственных - около 100 тонн. Практика показала, что достаточно эффективным средством борьбы с вредными выбросами автомобильного транспорта являются полосы зеленых насаждений.

Для оздоровления городской среды в окрестностях заводов рекомендуется высаживать клён американский, иву белую, тополь канадский, крушину ломкую, казацкий и виргинский можжевельник, дуб черешчатый, бузину красную. Исследования показали, что тополь бальзамический является наилучшим "санитаром" в зоне сильной постоянной загазованности. Лучшими поглотительными качествами обладают липа мелколистная, ясень, сирень и жимолость. В зоне слабой периодической загазованности большее количество серы поглощают листья тополя, ясеня, сирени, жимолости, липы, меньше - вяза, черемухи, клена.

Инструктивная карточка

Практическая работа

«Определение запыленности воздуха и кислотности атмосферных осадков»

Задание 1.

  1. Соберите дождевую воду с отлива вашего дома в чистую стеклянную банку и принесите в школу.

  2. Смочите универсальную индикаторную бумажку в дождевой воде, подождите 15-20 секунд и сравните цвет бумажки со шкалой.

  3. Естественный уровень кислотности атмосферных осадков равен 5,6. Атмосферные осадки будут кислотными, если уровень кислотности 5 и ниже. Сделайте вывод, соответствует ли кислотность дождевой воды естественному уровню.

Задание 2.

  1. Приготовьте лист белой бумаги и клейкую ленту.

  2. Приложите кусочек клейкой ленты к внешней стороне листа дерева на высоте 1,2-1,5 метров.

  3. Аккуратно снимите ленту и наклейте ее на лист белой бумаги. На бумаге видны отпечатки, по интенсивности которых судят о степени запыленности листьев.

  4. Сравните отпечатки, сделанные на улицах с различной степенью интенсивности движения автотранспорта. Сделайте вывод.







Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск