Класс: 3 Предмет: Изобразительное искусство Тема урока: Рисование с натуры веточки вербы Тип урока: Урок изучения нового материала. Цель: приобщение школьников к духовно-нравственным ценностям на основе изучения национальных традиций.
Задачи:
- обучение передаче пространственного положения ветки вербы;
- обогащение и углубление представления школьников о красоте родной природы весной;
- развитие способности выражать чувство восхищения от красоты родной природы в рисунке,
- формирование умения анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску веточки вербы, наблюдательность и внимание;
- воспитание любви к красоте весенней природы родного края, к Родине
- знакомство обучающихся с обычаями и традициями русского народа, православными праздником Вербное воскресение;
- привитие интереса к духовному наследию земли русской средствами музыкального искусства;
- воспитанние нравственных чувств и этическое сознания
- создание на уроке атмосферы непринужденности, психологического комфорта, предупреждение учебной перегрузки. Раздаточный и демонстрационный материал: фотографии веток вербы на слайдах презентации, образец педагогического рисунка «Ветка вербы» (гуашь); живые ветки вербы (каждому ребенку и на классную доску), презентация. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран (интерактивная доска), гуашь, кисти, тряпочки, листы цветной бумаги
Этап
| Вид работы
| Деятельность учителя
| Деятельность учащегося
| 1. Организационный момент
Цель: Психологически настроить детей на плодотворную работу на уроке.
| Приветствие,
настрой
|
Учительница, накинув на плечи русскую цветастую шаль, стучится и входит. Утро доброе, хозяева,
Позвольте в горенку войти,
В горенку войти да на лавочку сесть.
Проходит,садится.
Отгадайте, о чем я вам сегодня расскажу:
У нее цветочки –
Пушистые комочки.
По весне она цветёт,
Праздник пасхи к нам зовёт. (Верба)
И урок изобразительного искусства как вы, наверное, уже догадались, будет посвящен именно этому растению.
| Отгадывание загадки.
| 2. Этап формулировки темы
и целей урока
Цель: Учить детей логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли. Учить самостоятельно, формулировать цели урока. Быть деловым партнёром учителя.
|
| Вот как звучит тема нашего урока – слайд 1.
РИСОВАНИЕ ВЕТОЧКИ ВЕРБЫ С НАТУРЫ.
Сформулируйте исходя из темы урока цели урока – Что хочу узнать…
Чему хочу научиться…
| Читают тему урока.
Формулируют цели урока:
Что хочу узнать…
Чему хочу научиться…
| 3. Репродуктивно-поисковый этап.
аа возникло от увиденных работ
| Нахождение и обобщение примет весны.
Вербное воскресение – православный праздник.
| Познакомьтесь со следующим стихотворением Агнии Барто – Слайд 2
Назовите приметы весны, которые вам встретились в стихотворении.
Наступила весна. Пожалуй, весна – самое долгожданное и самое красивое время года. Пали морозы. Отзвенела капель. Оттаяло и согрелось солнце. Земля скинула с себя белые простыни снега и лежит влажная и тяжелая. Сырой и хмурый лес вздрагивает от падения капель с ветвей и прислушивается к неумолчному рокоту талой воды… Природа проснулась.
Ребята, какой православный праздник будет в ближайшее воскресение?
Вербное воскресение. СЛАЙД 3, СЛАЙД 4 Что вы знаете об этом празднике? Около 2-х тысяч лет назад Иисус Христос отправился в город Иерусалим. За ним следовали его ученики – Апостолы и множество народа. Когда Христос прошёл половину пути, к нему привели молодого ослика. Христос сел на него и продолжил путь дальше. СЛАЙД 5
| Читают стихотворение.
Называют приметы весны
(верба зацвела, скворцы прилетели, жарко – холодно, ветер гонит прошлогодние листья)
Ответы детей.
Ответы детей.
Знакомство со слайдами, чтение информации на слайдах.
Определяют область известных знаний. Знакомятся со слайдами, содержащими информацию о Вербном воскресении.
|
3. Работа над словосочетанием.
|
Сопровождавшие Христа вспомнили, как в давние времена встречали в торжественных случаях царей и победителей, и в восторге стали приветствовать своего Учителя и Чудотворца: они снимали с себя одежду и постилали её под ноги Христу, другие срывали с деревьев зелёные пальмовые ветки и украшали ими дорогу.
Отовсюду слышались радостные голоса народа: «Даруй спасение! Даруй спасение Боже, живущий на небесах».
В России пальмы не растут, но под первыми лучами весеннего солнца покрываются лёгким пушком веточки вербы. Верба служит у нас знаком победы Иисуса Христа над смертью, а праздник ещё называют Вербным Воскресением. СЛАЙД 6, 7
КОЛОКОЛЬНЫЙ ПЕРЕЗВОН !
СЛАЙД 8 (чтение стихотворения на фоне колокольного перезвона)
Предлагаю и вам, ребятки, мысленно обратиться за благословением на какое-нибудь доброе дело.
СЛАЙД 9
ХЛЕСТАНИЕ вербой. (Имитация «хлестания» одного из учеников)
Как вы думаете, ребята, для чего проводилось хлестание вербой? ЧТОБЫ ДЕТИ БЫЛИ ЗДОРОВЫМИ И ПОСЛУШНЫМИ.
|
Прослушивание стихотворения на фоне колокольного перезвона.
Размышления под колокольный перезвон.
Участие в имитации.
Дают варианты ответов.
| Игра «Верба – вербочка»
| Предлагаю игру «Верба – вербочка».
Вытяните вперед руки, а я буду пристукивать по вашим ладошкам веточками вербы, приговаривая слова «Верба хлыст, бей до слез, не я бью, верба бьёт. Будь здоров, как верба», желая тем самым вам здоровья и послушания.
Выбор вербы как символа праздника, вестника Пасхи, не случаен.
Считается, что верба обладает огромной целительной силой и помогает избавиться от всего плохого,
что скопилось в доме за год.
Освященные вербы принято хранить в доме весь год рядом с иконами. Веточками вербы прикасались к людям, желая им здоровья, их ставили у изголовья больных, а детей ими даже легонько стегали, чтобы росли здоровыми и не болели.
Много еще существует примет, связанных с вербой, и если захотите позже я вас с ними познакомлю. СЛАЙД 10
Весна ещё не сшила
Лесам, лугам рубашки,
Лишь верба распушила
Кудрявые барашки.
Барашки золотые
Бегут по тонким веткам-
Весёлые. Живые,
Как маленькие детки.
| Участие в игре.
|
Анализ объекта – веточки вербы
Экологическая минутка
5. Работа с текстом.
| Ребята, как вы думаете, можно уже приступить к работе – рисованию, или при рисовании с натуры мы пропустили еще один важный этап работы?
Какой?
Предлагаю внимательно рассмотреть ветки вербы – на фотографиях.
На ветках есть пуховки – барашки. - Какой они формы? - А что ещё можно сказать про барашки, какие они еще? - Как расположены барашки? - Какие ветки вербы? – - Какого цвета барашки? Не только серые!!!!!!!!!! СЛАЙД 11, 12
А веточки какого цвета? К сожалению, очарование цветущей вербы недолговечно.
Скоро она отцветёт и барашки опадут.
Много веточек вербы погибает во время праздника, я предлагаю вам, ребята, на следующий год сделать вот такую веточку вербы из бисера, ничуть не отличающуюся от настоящей, но прослужит она очень долго!!! СЛАЙД 13
| Варианты ответов детей.
РАССМАТРИВАНИЕ ВЕТОЧЕК – АНАЛИЗ ФОРМЫ, СТРОЕНИЯ, ПРОПОРЦИЙ И ОКРАСКИ ОБЪЕКТА _ ВЕТОЧКИ ВЕРБЫ. (Овальные). (Маленькие, пушистые, красивые, светлые). (Поочерёдно). (Прямые, ровные, не разветвляются). Серые. (Желтоватые, беленькие)
|
Пальчиковая разминка.
6. Вывод.
| Как мы сегодня можем сохранить красоту вербочки для себя и близких надолго? Проверим готовность – гуашь, кисти, вода, палитра, листы бумаги, тряпочки, простой карандаш, ластик.
- Как расположить лист бумаги, чтобы нарисовать длинные ветки вербы?
Можно и горизонтально. Покажите как. Прежде, чем приступить к работе, давайте согреем пальчики.
- А теперь приступаем к работе.
ПРЕДЛАГАЮ РАБОТАТЬ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО ВМЕСТЕ СО МНОЙ!
| (Нарисовать).
Проверка готовности к работе.
(Вертикально).
Пальчиковая разминка. Солнышко, солнышко
Погуляй у речки. (Шевелят пальцами обеих рук).
Солнышко, солнышко
Разбросай колечки. (Быстро сжимают и разжимают кулаки).
Мы колечки соберём
Золоченые возьмём, (Хватательные движения щепотью).
Покатаем, поваляем (Трут ладонь о ладонь).
И назад тебе вернём. (Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).
|
4. Практическая работа учащихся.
|
|
Первым делом, простым карандашом сделаем легкий набросок веточек вербы – только веточек! Их может быть 2 – 3. Теперь работаем над барашками – пуховками. Для этого возьмите кисть №2-3 и белую гуашь, определитесь, будут ли ваши пуховки белого, сероватого или желтоватого цвета, подготовьте краску к работе. Обмакиваем кисть в густую гуашь и прикладываем последовательно к веточке, сделанной простым карандашом.
Кончик кисти прикладываем к ветке. ПОДОЖДЕМ НЕМНОГО, ПОКА барашки подсохнут, а в это время послушаем песню «Вербное воскресение» (2мин) Нарисуем линию, стебель, который соединит бутоны. Это будет веточка. Использую для этого красно – коричневый цвет.
Далее нам нужно обозначить почку из которой выходит бутон, коричневой краской , такой же как веточка.
Придадим объем бутону, для этого возьмем белую краску и сделаем мазок кистью на бутонах.
А еще пушистую поверхность барашков можно показать с помощью манки – когда рисунок хорошо просохнет, аккуратно нанесите клей на поверхность барашка, а затем насыпьте манку, лишнюю манку стряхните.
- Кораблик отправляется и путешествие продолжается. Большая часть работы выполнена. Необходим отдых. Но и расслабиться нужно с пользой. Попробуем выполнить всю трудную работу, которую успевает сделать глагол всего в 20 словах.
Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте. Пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поморгайте, улыбнитесь, Глубоко теперь вздохните. Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите Вновь трудиться вы начните.
|
Делают набросок карандашом.
Определение цвета, подготовка краски к работе. Рисование барашков. Прослушивание песни «Вербное воскресение»
Рисуют стебель, почки, придают объем бутонам.
|
5. Выставка рисунков, обсуждение.
6. Рефлексия.
V. Репродуктивно-поисковый этап.
Цели: Познакомить понятием глаголы-антонимы. Учить самостоятельно, находить способ решения поставленной задачи.
Задачи: Создание положительно-эмоционального климата и контроль за посадкой во время письма.
|
1. Работа над понятием антонимы.
2. Упражнения в самостоятельном подборе антонимов.
|
Полюбуемся, какие веточки вербы у нас получились, готовы ли мы встречать вербное Воскресение.
Какое настроение возникло от увиденных работ?
Какие работы считаете самыми удачными, почему?
ДАВАЙТЕ ПОДВЕДЕМ ИТОГ УРОКА – ЧТО УЗНАЛИ НОВОГО? ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ?
Вы творили как добрые волшебники, превращая пустые листы бумаги в такие чудесные весенние картины. Вот, оказывается, ребята, какой могучей силой может быть искусство, когда им владеют люди с добрым сердцем. Сегодня вы, подобно настоящим художникам, подтвердили это своими результатами в работе, вложив частицу своей доброты в рисунки.
СПАСИБО ВАМ ЗА РАБОТУ!!!
- Вот мы причалили к острову Антонимов. Мы оказываемся в Пещере. Перед нами две двери. Чтобы пройти дальше нам нужно распределить глаголы в два столбика: Что хорошо, а что плохо?
трудиться, лениться
ссориться, мириться
чистить, пачкать
терять, находить
смеяться, грустить
плакать, веселиться
дружить, враждовать
печалиться, радоваться
любить, ненавидеть
заболеть, выздороветь - Прочитайте слова. Что можно о них сказать? - Как понять «противоположные»?
- Верно, это слова - спорщики.
- Как по-другому их можно назвать? (антонимы).
- Что такое антонимы? - Молодцы, хорошо ориентировались, значит запомнили.
(Антонимы – слова, противоположные по смыслу – надпись на слайде). - Сейчас мы будем играть в игру
«Перестрой фразы наоборот». У: Я буду говорить Дети: Мы будем молчать. У: Я буду стоять. Дети: Мы будем сидеть. У: Я буду открывать. Дети: Мы будем закрывать.
У: Я буду работать. Дети: Мы будем отдыхать.
| Выставка готовых рисунков. СВЕТЛОЕ, ЛЕГКОЕ, РАДОСТНОЕ, ВОЗВЫШЕННОЕ, ВЕСЕННЕЕ.
Удачное расположение на листе, правильно подобраны цвета, композиция правильная. ( Методика недосказанного предложения)
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
| |