Скачать 49.77 Kb.
|
Конспект комплексного занятия по экологии в старшей группе Куприянова Н.В., воспитатель, МДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления № 190» г.Саратов Тема: «Что мы знаем о белом медведе» Программное содержание: Дать детям новые знания о белом медведе: внешнем виде, образе жизни, повадках и способах охоты зимой и летом, о пользе и вреде белых медведей. Формировать представления об образе жизни зверей на Северном полюсе, о приспособлении к среде обитания. Способствовать формированию экологической воспитанности ребёнка, т.е. гуманно-целостному отношению к природе: доброжелательности к живым существам; эмоциональной отзывчивости на их состояние, интереса к природным объектам, желание заботиться о живом, создавать необходимые для жизни условия. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы. Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, творческое воображение. Учить точному употреблению слов, активизировать словарь детей. Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ. Расширять кругозор детей, воспитывать любознательность. Способствовать развитию социальных навыков: воспитывать выдержку, умение слушать товарищей, умение работать в группе. Словарная работа: обогащение словаря словами: «Арктика», «Перси», «хищник»; активизация словаря: «добыча», «жир», «прозрачная», «шерсть», «нюх», «гребёт», «рулит», «передние», «задние», «лапы», «берлога», «тюлень». Предварительная работа: Чтение и рассматривание иллюстраций о белых медведях в журнале о жизни дикой природы «Твои весёлые друзья зверята», выпуск № 10 и в журнале «Дошкольное воспитание» №10 (2001 г.); просмотр мультфильма «Умка»; чтение рассказа Ю.Яковлева «Умка»; просмотр фильма «Белый медведь Перси»; прослушивание аудиозаписей «Колыбельная медведицы» (из мультфильма «Умка») и «Голоса зверей и птиц»; рассматривание картин с изображением белых медведей; сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»; рисование по трафаретам белых медведей. Материалы для занятий: магнитола; DVD-плеер; телевизор; видеокассета с фильмом «Белый медведь Перси»; аудиокассета с песней А.Ведищевой из кинофильма «Кавказская пленница»; «Детская карта мира»; магнитная доска; модели: существенные признаки зверей (тело покрыто шерстью, четыре ноги (лапы), есть пасть, кормит детёнышей молоком, модель обитания белого медведя – льды и д.р.); карточки с заданиями викторины; карточки с заданием «найди лишнего» (см. Приложение) и набор цифр от 1 до 8 –на каждого; жетоны с изображением медведей для викторины; медали для награждения победителей викторины; «сладкий приз»; плакат с изображением силуэтов мамы и медвежонка Умки на фоне льдов из мультфильма «Умка»; клей ПВА, белая шерстяная пряжа, кисточки клеевые и ножницы - по количеству детей, темные бусинки для глаз, салфетки; 5-6 старых газет большого формата. Ход занятия: (Дети стоят на ковре вокруг «Детской карты мира») - Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. А вот, о ком мы будем сегодня говорить на занятии, вы догадаетесь, отгадав загадки: 1. (музыкальная загадка) звучит аудиозапись с отрывком из песни А.Ведищевой из кинофильма «Кавказская пленница». 2. (загадка-описание) Крупный зверь, белый зверь, Хитрый зверь, сильный зверь. (Белый медведь) - О ком эти загадки? (ответы детей) - Сегодня мы с вами поговорим о белом медведе и его образе жизни. Очень хорошо видны на карте места, окрашенные белым цветом, покрытые льдом, где всегда мороз, там и живут белые медведи. Это Север, Северный Ледовитый океан, Арктика. Какой фильм о белом медведе мы с вами смотрели? (ответы детей) - Я предлагаю вам присесть на стульчики и просмотреть отрывок (3 минуты) из фильма о жизни белого медвежонка Перси и вспомнить всё, что мы знаем о белом медведе. После просмотра задаю вопросы: - Где живёт? (ответы детей) - Что спасает его от холода? (ответы детей) - Умеет ли плавать? (ответы детей) - Как добывает себе пищу? (ответы детей) - Что помогает ему охотиться? (ответы детей) - Давайте подберём модели, которые подойдут белому медведю. (Дети по очереди подходят к магнитной доске и вывешивают модели, подходящие к белому медведю, это карточки-схемы: «бутылка молока», «шерсть», «пасть», «четыре ноги», «перечеркнутый домик», «льды».) Обобщаю и закрепляю знания детей: - Почему выбрали карточку-схему, на которой нарисована бутылка молока? (ответы детей – своих медвежат медведица кормит молоком); - Почему выбрали схему с нарисованной шерстью? (ответы детей – теплая пушистая шерсть спасает медведей от лютой зимы); - Почему выбрали схему с четырьмя палками? (ответы детей – у медведей четыре лапы, две передние и две задние) и т.д. - Молодцы, хорошо справились с заданием. Так, как белые медведи питаются тюленями, давайте поиграем в игру «Тюлени на островах». Ход игры: (Газеты разворачиваются и раскладываются по всей группе.) - Ребята, я вам предлагаю превратиться в «тюленей» и поплавать «в море» между «островами» (газетами). По моему сигналу каждый «тюлень» должен выбраться на отдельный «остров». Каждый раз, пока «тюлени» плавают, я буду убирать один «остров». Так будет происходить до тех пор, пока не останется единственный «остров», на котором все соберутся в одну тесную компанию. (По окончании игры, обнимаю всех детей и хвалю «дружную семью тюленей») - А сейчас, давайте пройдём за столы и поиграем в игру-викторину «Насколько ты сообразителен и внимателен?» Вопросы:
(За каждое правильное выполненное задание игроку дается жетон.) -Предлагаю всем вместе выполнить большую коллективную работу - аппликацию «Медвежонок Умка и его мама». Мы будем осваивать новый приём аппликации – выклеивание силуэта мелко нарезанными нитями, передавая эффект «пушистой шерстки». Порядок работы: Дети все вместе делают коллективную работу, согласовывают свои действия с действиями других: мелко нарезают нитки; на основу силуэтов равномерно, тонким слоем, наносят клей и приклеивают обрезки ниток; выполняют из темных бусинок глазки. Когда работа будет готова и дети полюбуются результатами коллективного труда, отмечаю дружбу и взаимопомощь во время работы. - В заключении подведем итоги викторины «Насколько ты сообразителен и внимателен». (Подсчитывается количество жетонов у каждого игрока. Победители награждаются медалями. Все получают сладкий приз конфеты «Мишка на Севере»). |