Скачать 369.14 Kb.
|
Справка по углубленной работе в рамках приоритетного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения.В муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад общеразвивающего вида №110» г. Череповца реализуется основная общеобразовательная программа дошкольного образования с осуществлением приоритетного направления «экологическое развитие детей».
Деятельность дошкольного образовательного учреждения регламентируется следующими локальными актами: *Уставом *Правилами внутреннего трудового распорядка *Правилами приема, перевода и отчисления детей в муниципальные дошкольные *образовательные учреждения *Штатным расписанием *Положением о педагогическом совете *Положением об общем родительском собрании *Положением о родительском комитете *Положением об общем собрании трудового коллектива *Положением о материальном стимулировании работников *Положением об охране труда *Должностными инструкциями работников Учреждения *Инструкциями по охране труда *Приказами и распоряжениями заведующего *Коллективным договором другими локальными актами, не противоречащих Уставу Учреждения.
За период с 2003 по 2010 год педагогами нашего дошкольного учреждения наработаны методические материалы по следующей тематике:
В образовательной программе ДОУ отражена модель образовательного процесса по приоритетному направлению, прописаны формы работы (специально организованные занятия, совместная и самостоятельная деятельность) с детьми раннего и дошкольного возраста, прописано методическое обеспечение программы по приоритетному направлению. Задачи работы по приоритетному направлению вошли в модель реализации регионального компонента, определена роль воспитателя - эколога в модели деятельности специалистов по основным линиям развития ребенка. С учетом приоритетного направления деятельности разработана модель выпускника дошкольного учреждения. В мониторинг образовательной деятельности включена диагностика по программе «Первоцвет»; в образовательной программе представлена схема взаимодействия с социумом. В рамках программы по экологическому образованию детей дошкольного возраста «Первоцвет» разработано тематическое планирование на год для всех возрастных групп, конспекты занятий и планы экскурсий-походов, дидактические игры, наблюдения в природе, сценарии экологических праздников и спектаклей, разработано планирование экспериментально-исследовательской деятельности детей в средней, старшей и подготовительной к школе группах, представлен план работы экологического кружка «КРОВ» (К-кружок, Р-редкое, О-охраняемое, В-Вологодчины).
Материально-техническая база МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №110» соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования. В ДОУ создан, оснащен и пополняется «Экологический центр», в котором дети знакомятся с объектами живой природы (растениями, животными), организована мини-лаборатория для организации экспериментальной деятельности детей, оформлена библиотека познавательной и художественной литературы экологического содержания. В достаточном количестве имеется разнообразное оборудование, пособия, игры, макеты, схемы, модели, гербарии, коллекции и др. В «Экологическом центре» представлены 262 растения 63 видов, животные (4 водные черепахи, шпорцевая лягушка, 3 перепелки, сухопутная черепаха, 3 хомяка, 5 морских свинок, 11 попугаев, 5 аквариумов с рыбками). Место, организация, оснащение и санитарное состояние «Экологического центра» отвечают требованиям СанПиН. Закрепление знаний, полученных на занятиях в «Экологическом центре» осуществляется в совместной деятельности. Для этого в каждой группе имеются уголки природы. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время. Наполнение конкретными материалами соответствует возрасту детей, методическим требованиям, требованиям программы, СанПиН. На территории детского сада оформлены альпийская горка, цветники, огород, фруктовый сад, уголок леса, уголок нетронутой природы, разработаны маршруты по экологической тропе для детей разного возраста. Для осуществления образовательного процесса по приоритетному направлению в МДОУ имеются технические средства: 4 компьютера, многофункциональный центр (принтер, ксерокс, сканер, факс), мультимедийный проектор, принтеры, ксерокс, телевизоры, видеомагнитофоны, синтезатор, музыкальный центр, цифровой фотоаппарат, видеокамера, аудиомагнитофоны на всех возрастных группах. 4. Кадровое обеспечение. Дошкольное учреждение педагогами кадрами укомплектован полностью. Реализацию приоритетного направления образовательного процесса ДОУ осуществляет педагогический коллектив, в состав которого включены 26 штатных единицы, в том числе:
*Воспитатель-эколог Швецова Елена Сергеевна – освобожденный специалист, стаж работы 26 лет, квалификационная категория - высшая, автор программы по экологическому образованию детей «Первоцвет».
На данный момент курсовую подготовку прошли 97% педагогов, воспитатель-эколог Швецова Е.С. прошла обучение на курсах всеобщего экологического образования Г.А.Ягодина; в 2005, 2008, 2010 году вместе с музыкальным руководителем Коптяевой М.Ю. (руководителем театрального кружка МДОУ) повышала квалификацию в Областной школе практической экологии. Приоритетным направлением в кадровой политике учреждения является профессиональное совершенствование педагогов. Работники дошкольного образовательного учреждения награждены: - нагрудным знаком «Почетный работник общего образования» - 3 человека; - Почетной грамотой Министерства образования – 1 человек; - Почетной грамотой Департамента образования-5 человек - лауреат премии имени И.А.Милютина – 5 человек; - Почетной грамотой мэра г. Череповца – 3 человека; -Благодарственным письмом мэра- 4 человека - Почетной грамотой управления образования – 13 человек;
Реализация приоритетного направления осуществляется через специально организованные занятия, совместную и самостоятельную деятельность. Модель образовательного процесса по приоритетному направлению деятельности.
В работе с детьми активно используются схемы, таблицы, модели, проблемные ситуации. Через беседы, наблюдения, поисковую деятельность до понимания дошкольников доводится зависимость жизни растений, их рост, развитие от основных факторов среды (воды, тепла, света, почвы). Активное использование моделирования (схем, условных значков-символов, графических моделей) помогает лучше усвоить материал, последовательно составлять рассказы об объектах живой и неживой природы, проводить сравнение. Дети не только пользуются готовыми символами, но и придумываю свои. Элементарные опыты являются частью системы экологического образования. В МДОУ разработана экспериментально-исследовательская деятельность детей по сезонам, начиная со средней группы и до подготовительной. Перспективное планирование состоит из двух разделов: знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений и выявление индивидуальных особенностей животных и действия органов чувств у животных. Метод проектов создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности дошкольников в достижении нового, стимулируя их природную любознательность и тягу к непознанному. В течение 3- х лет разработаны следующие проекты: «Снегирь» (гр. №3, 2007-2008 год), «Снежные мотивы» (гр. №8, 2007-2008 год), «Насекомые» (гр. №3, 2008-2009 год), «Картофель» (гр. №1, 3, 5, 7, 2008-2009 год), «Зимородок» (гр. №4, 2008-2009 год), «Огурец» (гр. №1, 5,7,8, 2009-2010 год), «Чибис» (гр. №3,7 2009-2010 год), «Капуста» (гр. №3,5,8,9 2010-2011 год). В основе программы «Первоцвет» заложен региональный компонент, в качестве объектов для экологического образования предлагаются объекты ближайшего окружения. Реализации регионального компонента в экологическом образовании способствует экологический кружок для детей и родителей «КРОВ» (К-кружок, Р-редкое, О-охраняемое, В-Вологодчины). Задачи экологического кружка: -привлечь внимание к проблемам охраны редких и исчезающих животных и растений Вологодской области; -отражать свои впечатления в продуктивной деятельности. За время функционирования кружка разработаны и реализованы экологические проекты: «Бобры», «Расомаха», «Скопа», «Цапля серая», «Жабы и лягушки», в 2007-208 году проходила работа над проектом «Чайка серебристая», 2008-2009 году - над проектом «Насекомые», в 2009-2010 учебном году над проектом «Охраняемые природные зоны Вологодчины», в рамках которого изучались национальный парк «Русский север», Дарвинский заповедник, дендропарк города Череповца. Учитывая, что игра является основным видом деятельности детей, в работе с детьми особое место занимают игровые приемы. Активизировать мыслительную деятельность детей, развивать наблюдательность помогают практические задания. На занятиях и в совместной работе проводятся продуктивные виды деятельности, которые помогают отразить впечатления детей, выразить эмоциональный отклик на красоту объектов природы. Обобщение знаний проводится в разных формах. Это викторины, брейн-ринги, конкурсы, разгадывание кроссвордов, загадок, театрализация, комплексные занятия. Все конспекты разработаны по авторским материалам. В работе с детьми активно используются настольно-печатные и дидактические игры, коллекции, наглядный материал, макеты. Воспитателем-экологом разработаны такие дидактические игры как «Экологическая тропинка леса», «Ароматная сказка», «Экологическое кольцо». «Экологическое кольцо» используется для закрепления знаний по темам «Живое - неживое», «Экологическая система» (луга, леса, водоема и т.д.), «Стадии роста и развития», «Времена года» и т.д. Успешная работа по экологическому развитию детей невозможна без эффективного взаимодействия всех специалистов и педагогов ДОУ. На протяжении многих лет воспитатель-эколог тесно сотрудничает с музыкальным руководителем. Семь лет воспитанники МДОУ успешно выступают на фестивале экологических театров «Зеленая волна» с авторскими спектаклями Швецовой Е.С.. Взаимодействие с музыкальным руководителем помогает формировать у детей эмоционально-нравственное отношение к окружающему миру, эстетические чувства, чувство единства с природой, чувство ответственности за свои действия в окружающей среде. Формирование эстетических чувств - это развитие способности видеть, ценить, понимать, творить прекрасное. В решении данной задачи и помогает театрализованная деятельность, театрализованные игры. Широко используются авторские игры-имитации разной тематики. Опираясь на краеведческий принцип, совместно с музыкальным руководителем работа строится на доступном детям материале («День прилёта птиц», «День рождения Грея», «Сказка о потерянном слове» и другие). Реализация принципа научности позволяет расширить знания детей о животных других стран (праздник «Львы, обезьяны, жирафы, слоны- животные Африки, жаркой страны»). Принцип системности и непрерывности позволяет осуществлять взаимосвязь в работе «Экологического центра» и театрального кружка: прежде, чем дети начнут обучаться на музыкальных занятиях передаче образов животных и растений, в экологическом центре даются предварительные знания о них. Также, совместно с музыкальными руководителями, проводятся экологические праздники («День птиц», «День воды», «День земли», «День защиты окружающей среды», викторины, брейн-ринги по временам года, КВН). Согласно тематике экологических дат разрабатываются сценарии занятий, праздников, развлечений, направленные на бережное отношение к природе и природным ресурсам. Экологическое воспитание дошкольников тесно связано с задачами по сохранению и укреплению их здоровья. Одним из факторов оздоровления воспитанников ДОУ является создание здоровьесберегающей среды, в том числе использование фитомодулей. Кроме этого, в занятия по экологическому развитию включаются вопросы о правильном, здоровом питании, оказании первой помощи, профилактике желудочно-кишечных заболеваний, о лекарственных растениях. Также эти вопросы освещаются на встречах с родителями. Воспитатель-эколог проводит активную работу в рамках движения «Дети России образованны и здоровы», реализует целевую программу детского сада «Здоровый ребенок». Совместно с инструктором по физической культуре воспитатель-эколог организует экскурсии-походы за пределы детского сада. При данной форме организации дети не только получают новые знания об окружающем мире, но и укрепляют здоровье на свежем воздухе, участвуя в соревнованиях. Этот вид деятельности способствует развитию у дошкольников организованности и дисциплинированности, формированию дружбы и взаимопомощи, смелости, выдержки, ответственности, а так же зарождению и развитию у дошкольников интереса к знаниям, мотивации учения, расширению кругозора детей, обучению рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнению их между собой, умению обобщать и делать выводы. Разработанные конспекты экскурсий – походов имеют познавательный характер, в основе их лежит краеведческий принцип и учитывается задача оздоровительного плана. Эффективность работы в данном направлении подтверждается стабильно низкой заболеваемостью воспитанников. Пропуск по болезни одним ребенком за год составляет 14,6, что значительно ниже общегородского (19,3). «Экологический центр» служит и местом психологической разгрузки. В период адаптации совместно с педагогом-психологом организуется посещение «Экологического центра» детьми, вновь пришедшими в дошкольное учреждение. Положительные эмоции, спокойная расслабляющая атмосфера создают положительный настрой, снижают риск заболеваний, облегчают прохождение адаптационного периода. Педагог-психолог также оказывает помощь в проведении разнообразных мероприятий экологического содержания. Работа по экологическому воспитанию детей осуществляется в тесном контакте с педагогами групп. Педагогам даются рекомендации по оформлению и наполнению уголков природы в группе, цветников на групповых участках, проводится знакомство с разными методами и приемами закрепления полученных знаний у детей. По результатам диагностики большинство воспитанников показывают средний уровень усвоения программного материала, это определяется спецификой данного направления, так как детям даются основы научных знаний с опорой на региональный компонент. Высокий уровень освоения программы за три года в среднем показывают 16% детей, низкий уровень освоения незначителен и составляет в среднем 5%. Это достаточно высокие результаты, учитывая то, что с основами экологических знаний детей знакомят, начиная с раннего возраста. Диаграмма. Уровень усвоения экологических знаний воспитанниками по состоянию на конец учебного года (с 2007 по 2010 годы). Углубленная работа по экологическому образованию помогает развивать у дошкольников познавательный интерес, расширяет кругозор. Данные диагностики показывают стабильно высокий уровень познавательного развития детей, низкий уровень составляет 1-2%. Диаграмма. Познавательное развитие воспитанников на конец учебного года (с 2007 по 2010 годы). Воспитатель-эколог ДОУ принимает активное участие во всестороннем развитии воспитанников. Модель деятельности воспитателя-эколога по основным линиям развития ребёнка
|