Скачать 49.5 Kb.
|
Геометрия 8 класс "Симметрия" Конспект урока. Учитель математики Колзикова Ирина Валентиновна Цели урока: актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личную значимость учебного материала; создать содержательные и организационные условия для развития умений строить симметричные фигуры, находить оси симметрии в различных геометрических фигурах; создать условия для творческой самореализации личности. Задачи урока:
Ожидаемые результаты урока:
Описание необходимых ресурсов для урока: На уроке используются следующие ресурсы: специально разработанная POWER POINT-презентация, которая включает основные моменты хода урока , электронные ресурсы, интерактивная доска, компьютер, раздаточные материалы, рисунки, рефераты, гербарии растений, обладающих свойствами симметрии, изображения архитектурных ансамблей. Образовательные технологии -личностно - ориентированный родход. Для осуществления поставленных на урок задач выбраны следующие методы и формы обучения: Методы - наглядный, словесный, частично-поисковый, метод экспрессии в творческой ситуации, дискуссия. Формы - общеклассная, индивидуальная, групповая. Оформление кабинета: На доске написана тема урока "Симметрия". Кабинет украшается высказываниями великих людей о симметрии и об ее роли в нашей жизни: "Симметрия является той идеей, посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство" - Герман Вейль; "Математика выявляет порядок, симметрию и определенность, а это - важнейшие виды прекрасного" - Аристотель. На стенах висят выставка рисунков, гербариев, рефератов учащихся, выставка предметов, обладающих тем или иным видом симметрии. Учащиеся разбиваются на 5 групп по интересам: математики, ботаники и зоологи, архитекторы и строители, транспортная группа, филологи. План урока: Орг.момент - 2 мин. Изучение нового материала - 18 мин. Выступление групп - 15 мин: Математики - рассказывают основные определения и свойства различных фигур, связанных с осевой и центральной симметрией, а также учитель предлагает ребятам выполнить задачи, позволяющий закрепить имеющиеся у учащихся знания по данной теме. Физкультминутка - 2 мин. Ботаники и зоологи - представляют науку ботанику и явления осевой и центральной симметрии, отраженные в ней, рассматривают, как связаны животный мир и симметрия, а также об ассиметричных животных. Архитекторы и строители - рассказывают о связи науки, техники и искусства в архитектуре. Филологи-рассматривают симметрию в алфавите и в стихах. Транспортная группа - рассказывает о том, что с развитием науки и техники стремление человека к симметричности форм сохраняется. Подведение итогов выступления групп - 4 мин. Заключительное слово учителя. Выставление оценок - 2 мин. Домашнее задание - 2 мин. 1. Орг.момент: Учитель сообщает тему урока, ее цель, проверяет готовность класса к уроку. 2. Изучение нового материала: Учитель: (Слайд 1) Сегодня у нас необычный урок, урок - конференция: "Симметрия". По окончании урока нам предстоит с вами ответить на вопрос "Есть ли будущее у симметрии?" Уважаемые участники конференции, несомненно, вы узнаете много нового в течении этого урока. Вы разделились на группы по интересам, вами собран богатый материал в той или иной области знаний по симметрии и, наверное, можете сейчас сказать, что человечество на заре своей культуры уже имело представление о симметрии и осуществляло её в рисунке и в предметах быта. Надо полагать, что применение симметрии в производстве определялось не только эстетическими мотивами, но в известной мере и уверенностью человека в большей пригодности для практики правильных форм. "Принцип симметрии в двадцатом веке охватывает всё новые области. Из области кристаллографии, физики твёрдого тела он вошёл в область химии, в область молекулярных процессов и в физику атома. Нет сомнения, что его проявления мы найдём в ещё более далёком от окружающих нас комплексов мире электрона и ему подчинены будут явления квантов" (В. И. Вернадский) "Почему природа столь близка к симметрии? По этому вопросу ни у кого нет никакой разумной мысли. Единственное, что я могу предложить вам, - это старое японское предание. В японском городе Никко есть ворота, которые японцы называют самыми красивыми воротами страны. Они были построены в период большого влияния китайского искусства. Это необычайно сложные ворота, с множеством фронтонов, изумительной резьбой и большим количеством колонн, на основании которых вырезаны драконьи головы, божества: Но, приглядевшись, можно заметить, что в сложном и искусном рисунке на одной из колонн некоторые из его мелких деталей вырезаны вверх ногами. В остальном рисунок полностью симметричен. - Для чего это было нужно? Как говорит предание, это было сделано для того, чтобы боги не заподозрили человека в совершенстве. Ошибка была сделана намеренно, дабы не вызвать зависти и гнева богов. Мы можем, вообще говоря, подхватить эту мысль и сказать, что истинное объяснение приблизительной симметрии мира состоит в следующем: боги сотворили свои законы только приближенно симметричными, чтобы мы не завидовали их совершенству! (Ричард Фейнман) (Создаются условия для положительного настроя учащихся на учебное занятие. Создается атмосфера заинтересованности). Весь материал, подготовленный вами к этому уроку, расширил ваш кругозор, культуру и формирует собственный взгляд на жизнь. С симметрией вы сталкиваетесь при изучении и других школьных дисциплин. Кроме эстетической ценности симметрии, мы видим и практическую сторону этого свойства, а именно симметричность это важнейшее свойство, которыми должны обладать здания (для того, чтобы быть устойчивыми), транспорт (для того, чтобы обладать максимальными параметрами качества), растения и животные (для того, чтобы вести здоровый образ жизни). Таким образом, знания симметрии и ее видение необходимо представителям самых различных профессий. |