Конспект занятия учителя дефектолога
по развитию устной речи у детей VIII вида
(2 класс)
Учитель дефектолог Коробцова Н.А.
МБОУ Краснокаменская СОШ № 4
Тема занятия «Зима».
Лексическая тема: «Времена года».
Цель: закрепить знания о признаках зимы, расширение и активизация словаря.
Задачи:
Образовательные
1. Систематизировать знания детей о сезонных изменениях в природе.
2. Закреплять названия месяцев.
Коррекционно-развивающие
1. Развивать мышление: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы, составлять целое из частей, учить отгадывать загадки.
2. Развивать зрительное внимание и восприятие.
3. Развивать речь детей: развивать умение отвечать на вопрос полным предложением, развивать координацию речи с движением.
Воспитательные:
1.Создание положительного эмоционального фона, доброжелательности, умение видеть красоту природы.
2.Развивать коммуникативные навыки - желание совместно выполнять задания и получать результат.
3. Воспитывать заботливое отношение к природе и её обитателям.
Ход занятия
Орг. момент.
Дефектолог: Отгадайте загадку:
Снег на полях, Лёд на реках, Вьюга гуляет, Когда это бывает? (Зимой)
Дефектолог: Правильно, ребята. Все эти явления встречаются зимой. И тема нашего занятия «Зима».
Основная часть.
Дефектолог:
- Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие, но путешествие у нас будет необычное. Мы будем путешествовать по зимним месяцам.
- Сколько всего времён года? (Четыре)
- У каждого времени года по три месяца, а всего месяцев 12.
Месяцев двенадцать ровно
Составляют целый год.
И у всех них свой черед.
Только лишь один уходит,
Сразу же другой приходит.
- Зима год начинает и год заканчивает.
- Какой зимний месяц первым вступает в свои права? Чтобы это узнать, давайте отгадаем загадку:
Назовите-ка, ребятки, Месяц в этой вот загадке: Дни его – всех дней короче, Всех ночей длиннее ночи. На поля и на луга До весны легли снега. Только месяц наш пройдет, Мы встречаем Новый год (месяц декабрь).
Дефектолог: Правильно, ребята. Первый месяц зимы – декабрь. Давайте попробуем описать этот зимний месяц. Каким он бывает? (дети предлагают разные варианты прилагательных – морозный, холодный, снежный, вьюжный).
-Давайте теперь используя названные слова, составим предложение о первом зимнем месяце. (В декабре выпало много снега. Декабрь - холодный месяц. И др.)
Работа с раздаточным материалом.
Дефектолог: Ребята, перед вами в конвертах лежат разные картинки. Ваша задача найти картинки, которые подходят к нашей теме.
Игра «Что изменилось».
Ребята, вы знаете, что многие птицы улетают на юг. Я предлагаю вам определить, какая птица улетела, что изменилось на нашей картинке.
На доске закрепляется дерево, на нем разные птицы. Учащимся предлагается внимательно посмотреть на дерево, запомнить, какие птицы там сидят. Затем, последовательно убирая птиц, предложить детям узнать, что изменилось. Таким образом выяснить, какие птицы улетают, а какие остаются зимовать.
Дефектолог: А теперь давайте узнаем второй зимний месяц. Отгадайте загадку.
Щиплет уши, щиплет нос, Лезет в валенки мороз. Брызнешь воду – упадет Не вода уже, а лед. Даже птице не летится, От мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету. Что, скажи, за месяц это? (месяц январь)
Дефектолог: Правильно, ребята. Второй месяц зимы – январь. Дети, вы любите зиму? А за что вы ее любите? (Зимой можно кататься на санках и коньках, ходить на лыжах. Можно лепить снежную бабу и строить из снега горки. Зимой бывает наш любимый праздник – Новый Год и Дед Мороз приносит подарки).
- Сейчас ребята, вы сядете за стол и нарисуете то, что вам больше всего нравится делать зимой.
Физкультминутка.
Упражнение “Снеговик” (речь с движением)
Давай, дружок, смелей, дружок,
Кати по снегу свой снежок.
(Дети идут по кругу друг за другом, изображая, что катят перед собой снежок).
Он превратится в снежный ком
(Останавливаются, “рисуют” двумя руками ком).
И станет ком снеговиком.
(“Рисуют” снеговика из трех кругов разного размера).
Его улыбка так светла,
(Показывают руками на лице улыбку).
Два глаза, шляпа, нос, метла.
(Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу).
Но солнце припечет слегка,
(Медленно приседают).
Увы, и нет снеговика.
(Пожимают плечами, разводят руками). Дефектолог: А теперь давайте узнаем третий зимний месяц. Отгадайте загадку.
Снег мешками валит с неба, С дом стоят сугробы снега. То бураны и метели На деревню налетели. По ночам мороз силен, Днем капели слышен звон. День прибавился заметно. Ну, так что за месяц это? (месяц февраль)
- Молодцы ребята, теперь вы знаете все зимние месяцы. Каким бывает февраль? Какими словами мы можем его описать?(снежный, вьюжный, холодный). Давайте попробуем с этими словами составить предложения (Наступил вьюжный февраль. По ночам еще очень холодно, а днем светит яркое солнце.)
Игра «Путаница».
Дефектолог обращает внимание на странную картину, которую нарисовал художник. (Разрезной материал). Дети рассматривают картину.
- Всё ли правильно нарисовал художник?
Дефектолог предлагает исправить ошибки.
Итог занятия.
- Вот и закончилась наша экскурсия по зимним месяцам.
- Сколько всего зимних месяцев? Назовите их.
- Какой месяц начинает зиму? А какой заканчивает?
- Назовите признаки зимы.
|