Скачать 83.79 Kb.
|
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО УЧЕБНИКУ «МИР ВОКРУГ НАС» АВТОРА А.А.ПОГЛАЗОВА ПРОГРАММА «ШКОЛА РОССИИ» 3 КЛАСС ТЕМА: «ПОЧВА» ЦЕЛЬ: 1. Познакомить с процессом образования почвы. Показать значение почвы для растений и живых организмов. Выделить основное свойство почвы - плодородие. ЗАДАЧИ: 1.Дать представление о составе и видах почвы. Показать значение перегноя. 2. Развивать познавательный интерес к предмету, внимание, наблюдательность. 3. Развивать умение ставить простейшие опыты, на их основании делать выводы. 4. Воспитывать бережное отношение к национальному достоянию – почве, коммуникативные качества, сотрудничество; в процессе постановки опытов – аккуратность. ОБОРУДОВАНИЕ: -посылка (срез почвы); - плакат «Федор студеный»; - планирование; - карточки с текстом «Минеральные соли»(24 шт.); - контрольный лист «Состав почвы», «Виды почв» (24 шт.) - образцы почв (раздаточный материал 12 шт.); - стеклянные стаканы (12 шт.); - стеклянные палочки (24 шт.); - плакат «Телеграмма»; - виды почв (таблица) - коробочки; - штатив; - лупы; - сухое горючее; - чашка фарфоровая; - демонстрационный столик; - толковый словарь; - карточки для домашнего задания; ХОД УРОКА. I. Организационный момент. - Представьте, что вы работаете в некой учебной лаборатории. В связи с этим сегодня на уроке вы не просто ученики, а научные сотрудниками. - Поэтому будьте внимательны, наблюдательны, аккуратны. -Какое сегодня число? - Откройте календарь погоды. Дайте характеристику погоды на 22 ноября. - Ребята, существует много народных примет, по которым люди определяют какое будет лето, урожай. - В календарях погоды обведите 24 ноября. - Этот день по народной примете называется «Федор студеный» (внимание на плакат). Федора студеного начинает морозить и студить. Федор студит - землю студит. - Как Вы понимаете эту народную примету? (выслушиваются ответы детей) В народе примечали: если в этот день температура воздуха от 0 до – 5, то зима ожидается без сильных морозов, а если температура воздуха ниже -5, то ждать зиму с крепкими морозами. II. Планирование. Целеполагание. 1.- В нашу лабораторию пришла посылка (передают сверток). - Интересно, что это? (показ среза земли, взятого с обрыва) - Ребята поступила просьба изучить данный материал. - Как Вы считаете, что же это? (выслушиваются высказывания учащихся, в ходе которых звучит слово «Почва») -Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке? - Действительно, тема урока - «Почва» (на доску вывешивается карточка «Почва») - Научные сотрудники работают по плану. - Я предлагаю и Вам составить план работы на уроке. - Согласны? - С чего начнем? (Выслушиваются ответы детей. Если ученики затрудняются в формулировке первого пункта плана, учителю следует задать вопрос) - Знаете ли Вы, что такое почва? - Итак, прежде всего, надо дать научное определение почве. (На доске появляется табличка «Что такое почва?») - Что еще хотели бы узнать о почве? - Какими свойствами она обладает? ( На доску вывешивается следующая табличка «Свойство почвы») - Как Вы считаете, везде ли почвы одинаковые? (Нет) - Значит, с чем познакомимся? - Кто догадался? - Правильно. - С видами почв. (Ниже вывешивается табличка «Виды почв») - А знаете ли Вы, зачем человеку почва и как он ее использует? (Выслушиваются ответы детей, и в результате на доске появляется следующая табличка «Почва человеку») «Что такое почва?» «Свойства почвы «Виды почв» «Почва человеку» - Зачем человеку нужны знания о почве? (Выслушиваются ответы детей) 2. - Приступим к работе, следуя составленному плану. - Так, что же такое почва? - Как Вы думаете, что поможет ответить на этот вопрос? - Правильно. Посылка. - Внимательно рассмотрите верхний слой. - Какого он цвета. - Сделайте вывод. - Верхний, темный, рыхлый слой земли называют почвой. (На доску вывешивается вывод, сделанный детьми «Почва – это верхний, темный, рыхлый слой земли») -Ответили на первый пункт плана? (Да) III. Свойство почвы. - Переходим к выполнению следующего пункта плана. - С какими свойствами почвы Вы познакомились ранее? (Способность пропускает воду) - Рассмотрите еще раз верхний слой почвы. - Что увидели? (траву, растения, деревья) - Что вызревает осенью на деревьях? (Плоды) - Как Вы думаете, каким же важным свойством обладает почва? - Это - плодородие. (Появляется на доске еще одна табличка со словом «Плодородие») - Как Вы понимаете смысл этого слова? (Выслушиваются ответы детей) -Что поможет узнать точное определение слова «плодородие»? -Правильно. Словарь. - Прочитаем значение этого слова в толковом словаре. - Итак, какое же основное свойство почвы? (Плодородие) - Что, по вашему мнению, делает почву плодородной? (Выслушиваются ответы детей.) IY. Проведение опытов. - Проверить ваши предположения нам помогут опыты. - Сейчас каждый из Вас будет выполнять очень важную исследовательскую работу, результаты которой будите записывать в таблицу. (У каждого ученика на парте лежит таблица) ( приложение № 3) 1 опыт. - Через лупу рассмотрите почву. - Запишите свои наблюдения в таблицу. - Какие частицы вы увидели? (Песок, Глина, остатки листьев, корешки, части насекомых) - Кто знает, как это называется одним словом? -Это перегной. Он накапливается в верхнем слое почвы и придает ей темный цвет. Чем больше перегноя в почве, тем она плодороднее. (Дети записывают в таблицу «перегной») 2 опыт. - Бросьте в воду комочек почвы и понаблюдайте за ней. - Что заметили? - Пузырьки. - Сделайте вывод. - В почве есть воздух. - Впишите еще одно свойство почвы в таблицу. 3 опыт. Нагревание почвы. При выполнении этого опыта учителю следует помнить о правилах техники безопасности, работая с сухим горючим и огнем. Опыт проводит учитель на демонстрационном столике. Дети внимательно наблюдают. На стекле появляются капли воды и белый налет. - Что же это такое? - Вода и минеральные соли. - О роли минеральных солей для растений прочитайте на карточке. (Приложение№2) - Что интересного узнали о роли минеральных солей? Y. Производственная гимнастика. Yi. Виды почвы. 1.- Над чем будем работать сейчас?(Обращаемся к плану) - Правильно. Познакомимся с видами почв. - Рассмотрите образцы почвы, которые находятся у вас на парте. - Что заметили? -Правильно, почва, находящаяся в пакетиках разного цвета. - А как вы считаете, одинаково ли эти почвы будут называться? (Нет) - Откройте учебник на странице 66 и прочитайте третий абзац.. - О каких видах почвы прочитали? (На доске появляется таблица с видами почв « Черноземная, песчаная, торфяная, подзолистая») - Подзолистые почвы находятся в лесной полосе. - Как Вы думаете, почему они так называются? - Верно, потому что цветом почва похожа на золу. 2.- Ребята вам пришла телеграмма следующего содержания ТЕЛЕГРАММА Подумайте, в чем причина такого явления? Песчаная почва быстро пропускает воду и плохо ее удерживает. 1. В чем причина такого явления?
- Прочитайте текст телеграммы и в парах обсудите варианты ответов. - Так в чем же причина такого явления? (Выслушиваются варианты ответов, делается вывод) - Песок – отдельные частицы. Они не связаны между собой. Поэтому вода быстро уходит, и растения погибают от недостатка влаги. В такой ситуации требуется обильный полив и применение удобрений. - Замечательно. YIi. Практическая работа. 1.- Еще раз рассмотрите образцы почв, лежащие у вас на парте. - В парах обсудите, какая почва находится в каждом пакете. - Результаты занесите в контрольный лист «Виды почвы». (Учащиеся самостоятельно выполняют данную работу.) - Итак, каковы результаты? - Какая почва находится в первом пакете? - Черноземная. - Почему? Докажите. (Цвет черный, жирная, если трогать руками) - Во втором пакете? - Подзолистая. - Почему? Докажите. (Цвет похож на золу) - В третьем пакете? - Глинистая. - Почему? Докажите. ( Цвет желто – красный. Скатывается в комок) - В четвертом пакете? - Песчаная. - Почему? Докажите. ( Преобладает песок. Цвет серый.) -Какой признак стал основным и помог Вам определить вид почвы. 2. Оценивание работы. - А сейчас, предлагаю оценить правильность выполнения практической работы. (На доске правильный вариант ответа) - Если Вы правильно определили вид почвы, не допустили ошибок – поставьте «5»; - Если допустили 1 – 2 ошибки – поставьте «4»; YII . Домашнее задание - Наш рабочий день подошел к концу. - На все ли пункты плана ответили? (Нет) - Поэтому часть работы предлагаю взять домой. - Вам предлагается два варианта работы. 1. Подготовить ответ на вопрос: Как человек использует почву и ее охраняет? 2. Почва и ее состав. Подумайте, в чем причина такого явления? Глинистая почва в дождливое лето удерживает много воды, которая заполняет в почве все промежутки. Как это влияет на развитие растений? Что в таких случаях должен делать человек? Почему пахотное поле, находящееся даже на небольшом понижении, распахивать необходимо поперек склона? - Поднимите руки те, кто выбрал 1 задание; второе задание. YIII. Итог. - Что узнали о почве. Сделайте вывод. Ученик делает вывод, опираясь на определения, сделанные во время урока. - Почва – это верхний, темный, рыхлый слой земли. Основное свойство почвы – плодородие. Виды почв: черноземная, подзолистая, песчаная, глинистая. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.1 ПЛАНИРОВАНИЕ ЧТО ТАКОЕ ПОЧВА? СВОЙСТВО ПОЧВЫ СОСТАВ ПОЧВЫ ВИДЫ ПОЧВЫ ПОЧВА – ЧЕЛОВЕКА ПРИЛОЖЕНИЕ 3.2 МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ. Перегной при гниении превращается в минеральные соли, которые нужны растению. Вода, попадая в почву, растворяет минеральные соли, а корни с водой всасывают их в растения и подают их с водой в листья. Минеральные соли – пища растений. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.3 КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ СОСТАВ ПОЧВЫ. ВИДЫ ПОЧВЫ 1. 2. 3. 4. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.4 ВИДЫ ПОЧВ ЧЕРНОЗЕМНАЯ ГЛИНИСТАЯ ПЕСЧАНАЯ ПОДЗОЛИСТАЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 3.5 ТЕЛЕГРАММА Подумайте, в чем причина такого явления: Песчаная почва быстро пропускает воду и плохо ее удерживает. 1. В чем причина такого явления? 2. Как это влияет на растения? 3. Что в такой ситуации должен делать человек? |