Скачать 34.54 Kb.
|
Учитель физики МОУ Уральская СОШ Сырова Ирина Васильевна урок физики 7 класс (авт. уч. А.В. Пёрышкин , Москва, Дрофа 2010 год) Тема: Сообщающиеся сосуды. Цель урока: продолжить формирование понятия давления жидкости на дно сосуда и изучение закона Паскаля на примере однородных и разнородных жидкостей в сообщающихся сосудах; формировать умения анализировать, сравнивать, находить примеры сообщающихся сосудов в быту, технике, природе; уметь решать задачи на расчёт давления жидкости. Оборудование: стеклянные трубки, соединённые резиновой трубкой с зажимом, штативы, сообщающиеся сосуды разной формы, бытовые приборы (чайник, кофейник, лейка), таблицы «Водопровод», «Шлюзы» и др. План урока: I. Организационный момент. II. Изучение нового материала: исследование зависимости уровня жидкости в сообщающихся сосудах. III. Применение сообщающихся сосудов в быту, технике, природе. IV. Решение задач. V. Итоги урока. Домашнее задание. ХОД УРОКА: I.Орг. момент. Раздаются тетради с итогами самостоятельной работы. Запись темы урока. Сообщение о целях уроках. II. Обращается внимание на отличительную особенность всех подготовленных к демонстрации приборов: они соединены в нижней части. Определение: сосуды, соединённые друг с другом в нижней части, называются сообщающимися (напр.лейка, чайник, кофейник) /запись в тетрадь/. Первая учебная проблема: как поведёт себя жидкость, если один из сосудов заполнить и открыть зажим? (рис 107 (а) учеб.) Жидкость по соединительной трубке частично перейдёт во вторую трубку (рис 107(б)). Обращается внимание на то, что как только жидкость успокоится, её уровни в обоих сосудах становятся одинаковыми. Далее опыт видоизменяется: одну трубку поднимают (рис 107(в)), опускают, наклоняют. На основании опыта делается вывод: однородная жидкость в сообщающихся сосудах устанавливается на одном уровне. /запись в тетрадь/ Вторая учебная проблема: Зависит ли положение уровня жидкости в сообщающихся сосудах от формы сосуда? (рис 109 учеб.) Продемонстрировать опыт с сосудами разной формы и сделать вывод: в сосудах любой формы однородная жидкость устанавливается на одном уровне. /запись в тетрадь/ Третья учебная проблема: как устанавливаются в сообщающихся сосудах жидкости разной плотности? Один сосуд заполняется водой, другой (аккуратно) керосином или бензином (рис 110). Почему жидкости в сообщающихся сосудах установились не на одном уровне? (необходимо обратиться к таблице 3 «Плотности некоторых жидкостей» стр. 51) Мы знаем, что давление жидкости на дно сосуда прямо пропорционально высоте столба и плотности жидкости. А в этом случае плотности жидкости различны, поэтому и высоты столбов этих жидкостей будут различны. Приходим к выводу: высота столба жидкости большей плотности меньше, чем высота столба жидкости меньшей плотности. /запись в тетрадь/ III. Закон сообщающихся сосудов люди используют в разных технических устройствах. а) водопровода с водонапорной башней (сл 6) б) фонтанов; (сл 7) в) шлюзов; (сл 8) г) водомерного стекла; д) артезианских колодцев; е) гидравлического пресса. IV. Решение задач: 1. Площадь дна кастрюли равна 0,13м2. Вычислите, на сколько увеличилось давление кастрюли на стол, если в неё налили воду объёмом 4 л. Дано: «СИ» Решение: S=0,13 м2 V=4 л 0,004 м3 р== ; m=pV p= р-? P==307,7 Па Ответ: р=307,7 Па. 2.В аквариум высотой 32 см, длиной 50 см и шириной 20 см налита вода, уровень которой ниже края на 2 см. Рассчитайте вес воды. Дано: «СИ» Решение: h1=32 см 0,32 м Р=mg т.к. m=pV V=abh h=h1-h2 , a=50 см 0,5 м b=20 см 0,2 м P=pab(h1-h2)g h2=2 см 0,02 м P=1000кг/м3*0,5м*0,2м*(0,32м-0,02м)*9,8Н/кг=300 Н. P-? Ответ: Р=300 Н 3. На какой глубине находится станция метро, если барометр на платформе станции показывает 763 мм.рт.ст., а при входе в метро -760 мм.рт. ст. Дано: Решение: р1=763 мм.рт.ст. 1 мм.рт.ст. – 12 м р2=760 мм.рт.ст. (763-760)мм.рт.ст. – h м Пользуясь основным свойством пропорции найдём h: h-? h==36 м Ответ: h=36 м. 4. Какое значение атмосферного давления больше: а) 100 кПа или 700мм.рт.ст.; б) 1000мм.рт.ст. или 1000 Па а) 100 кПа=100000 Па, т.к. 1 кПа=1000 Па 700мм.рт.ст.=93310 Па, т.к. 1мм.рт.ст.=133,3 Па 100000 Па>93310 Па, значит 100кПа>700мм.рт.ст. б) 1000мм.рт.ст.=133300 Па, т.к. 1мм.рт.ст.=133,3 Па 133300 Па>1000 Па, значит 1000мм.рт.ст.>1000 Па V. Фронтальный опрос: 1. Определение сообщающихся сосудов 2. Примеры сообщающихся сосудов 3. Упр 16 (4) (ответ: нет, от формы сосуда положение жидкости не зависит) Домашнее задание: § 39, Упр.16(3п), Задание 9(у). |