Скачать 35.04 Kb.
|
Методические рекомендации для специальных педагогов области (олигофренопедагогов, сурдопедагогов, тифлопедагогов), готовящихся или осуществляющих повышение квалификации. Цель: содействие оптимизации образовательного процесса в рамках самообразования. Специальным педагогам (олигофренопедагогам, сурдопедагогам, тифлопедагогам) предлагается следующая тактика: • внимательно изучите программы дисциплин (модули); • оцените степень полезности освоения каждой данной учебной дисциплины для профессиональной педагогической деятельности; • изучите методические материалы по дисциплине (тематическое содержание программ, методические рекомендации, составьте планы сопровождение занятий, составьте индивидуальный план выполнения различных видов работы по каждому учебному элементу (примите во внимание тот факт, что каждый учебный элемент оценивается отдельно); • изучите материалы для самостоятельной работы и сопоставьте предложенные задания с имеющимися у вас ресурсами (выполненные ранее работы по близкой теме, знакомство с конкретной технологией во время практики, наличие литературы по проблеме, предложенной в качестве предмета исследования, и т. д.); • заведите электронную папку для электронных и Интернет-ресурсов, найденных Вами при подготовке к занятиям, соотнесите темы электронных материалов с контрольными вопросами; выберите из проблемного поля курса интересующую вас тему для углубленного изучения (она может быть связана с вашей практической и исследовательской деятельностью); • найдите партнеров из числа коллег для выполнения групповых учебных заданий (организуйте малую референтную группу); • в конце изучения каждого учебного модуля постарайтесь оценить результаты своей деятельности и сформулировать пожелания преподавателю по совершенствованию образовательного процесса. При подготовке к тестовой контрольной работе по учебным элементам дисциплины (модуля «Нормативно-правовые основы и приоритетные направления современного образования») желательно придерживаться следующих положений и рекомендаций: 1. Когда анализируешь русский текст международного документа, встречаешь много трудностей, противоречий, непривычен язык, не всегда сразу понятен смысл статьи. 2. Необходимо вычленить те ценности и смыслы, которые позволяют видеть нормы жизни цивилизованного общества. 3. Читая статью того или иного закона, надо соотнести ее содержание с реальной действительностью, подумать о путях ее реализации, о системе контроля за выполнением, об актуальности, значимости тех или иных сведений для конкретных лиц, возрастных групп. 4. Важно не только знать, в каком нормативном документе дано разъяснение по тому или иному вопросу, но и как использовать эти знания при проектировании технологий социальной работы разного уровня. 5. Самостоятельная разработка глоссария (где даются определения из законодательных и нормативных актов), предполагает использование разнообразных источников информации, однако следует учесть, что некоторые понятия раскрыты в законах (например, понятие «реабилитация инвалидов» - в ст. 9 гл. III Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») и их формулировки в глоссарии не должны противоречить формулировкам, данным в нормативно-правовых документах. Рекомендации анализа Интернет-источников: анализ электронных и интернет-источников может быть проведен по следующей схеме: • название Интернет-ресурса; • уровень источника (ИР – информационный ресурс, ЭОРЭ- электронный информационный ресурс, ЭИУН- электронное издание учебного назначения или ЭСУН – электронное средство учебного назначения); • с какой целью может быть использован; • краткая аннотация источника; • связь с другими источниками (есть ли ссылки); • краткий электронный конспект. Составление конспектов-схем (блок-схем) как один из вариантов учебной деятельности предполагает графическое отражение взаимосвязей понятий, а также выделение разных уровней того или иного процесса или явления. Конспект-схема должен быть кратким и отражать суть обозначенной темы. Написание реферата-резюме предполагает: • обоснование выбора темы, • анализ не менее восьми источников по выбранной теме, • обнаружение противоречий или различий в трактовке тех или иных понятий, • выявление их сущности на основе проведенного анализа, • предложение (вывод, резюме) об использовании различных подходов к исследованию выбранного процесса или явления, • для получения консультации при выполнении того или иного задания слушатель может лично обратиться к преподавателю во время проведения практического (семинарского или выездного) занятия или отсроченной консультации, • выполнение данной работы предполагает использование письменной речи, а значит, требует от слушателя повышенного внимания к стилю речи, ее грамотности и т. п., это рассматривается как особый вид учебной деятельности. Методические рекомендации по составлению тезисов сводятся к следующим действиям: • ознакомьтесь с содержанием материала (статьи, параграфа, учебника, электронного или Интернет-ресурса и пр.); • обратите внимание на шрифтовые выделения (если таковые имеются в тексте материала); • составьте план текста (разбив его на смысловые части); • сформулируйте суть (главную мысль) каждого пункта плана (смысловой части); • проследите за тем, чтобы логика авторских рассуждений была соблюдена (укажите автора и источник). |