Скачать 90.64 Kb.
|
Конспект урока географии в 9 «а» классе Тема урока: "Состояние топливной промышленности на современном этапе, проблемы и перспективы развития". Цель урока: сформировать представление о ведущих отраслях топливной промышленности – нефтяной и газовой, состоянии на современном этапе, перспективах развития. Задачи: Образовательные: сформировать знания о территориально-производственной структуре нефтяной и газовой промышленности РФ; Развивающие: развивать умения работать самостоятельно с разными источниками географических знаний, анализировать данные, высказывать и аргументировать свою точку зрения, развивать самообразовательные навыки посредством активных методов обучения, развивать интеллект учащихся, воспитывать настойчивость в овладении знаниями (через осуществление отбора самого главного из информации, подкрепляя и иллюстрируя информацию картографическим и цифровым материалом), готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, прививать познавательный интерес к предмету география; Воспитательные: воспитывать в процессе работы на уроке чувство коллективизма и ответственности, толерантности – терпимости к чужому мнению, внимательному отношению к ответам и рассказам других детей. Ценностный компонент урока: значение топливной промышленности в хозяйстве страны, пути решения проблем топливной промышленности. Оборудование:
Ход урока. Вступительное слово учителя: Топливно-энергетический комплекс является важнейшим в обеспечении жизнедеятельности любой страны. Особенно для России, в силу ее северного географического положения. В одном из выступлений премьер министра В. В. Путина значение энергетики было приравнено к кровеносной системе всего организма. В настоящее время благодаря огромным размерам Россия полностью обеспечена топливно-энергетическим ресурсами, причем всеми его видами и в значительных размерах экспортирует свои энергоносители. Поэтому решающий критерий разработки полезных ископаемых – экономический, т.е. нужно решить, какие именно из имеющихся месторождений целесообразно и наиболее эффективно разрабатывать. XX век называли веком нефти. Можно ли с уверенностью утверждать, что нефть и газ в XXI веке будут рассматриваться в качестве составляющих топливной промышленности в России? СЛАЙД Какой из этих видов ресурсов может стать лидером в XXI веке? На эти вопросы мы попытаемся сегодня ответить. В ходе обсуждения мы заполним таблицу (работаете в парах) и путем сравнения выявим наиболее перспективную отрасль топливной промышленности - лидера XXI века. СЛАЙД Состояние топливной промышленности на современном этапе, проблемы и перспективы развития.
Учитель: Нефтяная промышленность – одна из ведущих отраслей ТЭК и всего хозяйства. Сырая нефть взрывоопасна и почти не используется. Но при переработке нефти получают не только высококачественное топливо, но и разнообразные соединения. Назовите эти соединения? (пластмасса, полимеры, химические волокна). СЛАЙД Доля России в мировых запасах топлива представлена на слайде:
Согласно российским официальным источникам по запасам нефти наша страна занимает 4 место в мире, а по добыче 1 место. Задание: Рассмотрите представленную на слайде динамику добычи нефти в России, в млн. тонн с 1985 по 2007 года. - Какая тенденция наметилась в добыче нефти? - с 1995 года наметилась тенденция увеличения добычи нефти. СЛАЙД Вопрос: Ребята, вспомните, в каких районах нашей страны находятся крупнейшие месторождения нефти? (Западная Сибирь, шельфовые моря Северного Ледовитого океана). Об основных нефтяных базах нашей страны нам расскажут представители компании «Роснефть». Выступление учащихся, презентация. Учитель: Ребята, давайте обобщим ту информацию, которой мы владеем. Заполним таблицу, колонку «Экономические плюсы отрасли». БЕСЕДА, ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.
Учитель: В нефтяной промышленности нашей страны существуют и серьезные проблемы. Предлагаю вам поработать с учебником, страница 81 третий абзац. Прочитайте и выделите главные проблемы развития этой отрасли промышленности. Давайте заполним таблицу колонку № 3 «Экономические проблемы данной отрасли». БЕСЕДА, ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ. 1.Недостаточные объемы геологоразведочных работ из-за отсутствия средств. 2.50% уже пробуренных скважин по разным причинам не эксплуатируются (отсутствие оборудования, средств на ремонт и пр.). 3.Из-за отсутствия современного оборудования значительная часть запасов теряется в недрах и не может быть извлечено на поверхность. Учитель: Но добыча нефти создает ряд экологических проблем для государства и его граждан. Слово предоставляется группе «Экологов». А ваша задача заполнить таблицу, колонку «Экологические проблемы отрасли». Выступление учащихся, презентация. БЕСЕДА, ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ. 1.Тотальное загрязнение пресных подземных и поверхностных вод. 2.Аварии на магистральных нефтепроводах, связанные с попаданием нефти в водные объекты. 3.Аварии танкеров. Учитель: Давайте поразмышляем о том, какие перспективы имеет нефтяная отрасль . БЕСЕДА, ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.
Учитель: Ребята, рассмотрите диаграмму, представленную на слайде и сделайте вывод о месте России в мире по запасам природного газа. Определите тройку лидеров. СЛАЙД (27 % мировых запасов). Газовая промышленность – единственная отрасль, которая последние 10-15 лет стабильно развивается, в которой производство не снижается, а наоборот, за 30 лет возросло в 6 раз (показать на графике динамики добычи газа). СЛАЙД Газ - это самый дешевый (добыча в 2 раза дешевле нефти) и экологичный вид топлива, так как меньше всех загрязняет атмосферу по сравнению с другими видами топлива, да и самый высококалорийный. Учитель: Об основных газодобывающих базах нашей страны нам расскажут представители компании «Газпром». Выступление учащихся, презентация. Учитель: ВОПРОС КЛАССУ: Ребята, подумайте какое значение в хозяйстве страны имеет природный газ? БЕСЕДА
Транспортировка газа осуществляется по системе газопроводов (показать на схеме) на запад, которые имеют общие центры управления, что позволяет менять направления передачи газа и обеспечивать равномерную подачу газа (например, зимой газа требуется больше). СЛАЙД Давайте сделаем выводы и заполним таблицу, колонку «Экономические плюсы отрасли». БЕСЕДА, ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.
Учитель: Итак, в развитии газовой промышленности прослеживается та же закономерность, что и в нефтяной: для поддержания уже достигнутого уровня добычи, а тем более его увеличения, необходимо осваивать месторождения все более удаленные, находящиеся во все более суровых природных районах и поэтому менее эффективные, так как требуют больших затрат на освоение и охрану природы. Надо помнить о невозобновимости этих ресурсов и стараться использовать их с максимальной эффективностью. Учитель: А сейчас заполним таблицу «Газовая промышленность». Какие проблемы имеет газовая отрасль?
БЕСЕДА, ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ. Учитель: Ребята, а что вы знаете о влиянии на экологию добычи природного газа? Предприятия по добыче и переработке газа загрязняют атмосферу углеводородами, главным образом в период разведки месторождений (при бурении скважин). Иногда эти предприятия, несмотря на то, что газ экологически чистое топливо, загрязняют открытые водоемы, а также почву. Загрязнение приземного слоя атмосферы при добыче газа происходит часто во время аварий, а также продуктами сгорания.
БЕСЕДА, ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ. СЛАЙДЫ Учитель: Как вы считаете, какие перспективы имеет эта отрасль? БЕСЕДА, ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.
СЛАЙД Учитель: Ребята, давайте ответим на вопросы, которые мы обозначили в начале урока. СЛАЙД Сравните нефтяную и газовую отрасль и ответь на главный вопрос: Какой из этих видов ресурсов станет лидером в XXI веке и почему? Заслушиваются ответы учащихся, обсуждение вопросов о состоянии ТЭП на современном этапе развития. ВЫВОД: Перспективной отраслью ТЭП следует считать газовую. Не случайно, принятая Правительством России в ноябре 2009 года «Энергостратегия-2030» предусматривает, наряду с увеличением добычи газа до 880–940 миллиардов кубометров в год, еще и инвестиции в газовую отрасль России в размере 60 триллионов рублей. Ребята, спасибо за работу на уроке! А теперь я предлагаю оценить вам свой вклад в урок. Поднимите треугольник того цвета, который соответствует критерию вашей самооценки, СЛАЙД.
Домашнее задание: §19. Для размышления вопрос № 2 стр.89 |