Скачать 242.72 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Институт проблем развития среднего профессионального образования ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯТЕХНОЛОГИИ (ТРУДА)С КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ И ПРАКТИКУМОМ для специальности 0320 Коррекционная педагогика в начальном образовании среднего профессионального образования (повышенный уровень) Москва 2005 Примерная программа учебной дисциплины «Методика преподавания технологии (труда) с коррекционно-развивающими технологиями и практикумом». – М.: Издательский отдел ИПР СПО, 2005. – 22 с.
Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в ИПР СПО по адресу: 109316, Москва, Волгоградский пр-т, 43. ИПР СПО Рособразования, 2005. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная программа учебной дисциплины «Методика преподавания технологии (труда) с коррекционно-развивающими технологиями и практикумом» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0320 Коррекционная педагогика в начальном образовании (повышенный уровень) среднего профессионального образования и является единой для всех форм обучения: очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната, а также для всех типов и видов образовательных учреждений, реализующих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. Основная задача учебной дисциплины – познакомить студентов с видами, свойствами, производством и технологией обработки материалов, используемых в начальной школе на уроках трудового обучения и воспитания; сформировать общетрудовые умения и навыки; привить культуру труда для глубокого понимания содержания школьного курса по данному предмету и овладения методикой его преподавания с коррекционно-развивающими технологиями. Изучение теоретических основ позволяет студентам на должном уровне ориентироваться в выборе форм и методов обучения, структуры урока, видов наглядного материала, использовать коррекционно-развивающие технологии с учётом особенностей детей. Практикум предполагает овладение студентами всеми видами труда и технологией разработки и изготовления наглядных пособий в соответствии с программой трудового обучения и воспитания в начальной школе. В результате изучения учебной дисциплины студент должен иметь представление:
знать:
уметь:
Примерная программа служит основой для разработки образовательным учреждением рабочей программы учебной дисциплины. Рабочая программа рассматривается цикловой комиссией и утверждается заместителем директора по учебной работе. При разработке рабочей программы учебной дисциплины образовательное учреждение в зависимости от профиля и специфики подготовки специалистов может вносить изменения в содержание, последовательность изучения учебного материала и распределение учебных часов по разделам (темам), а также в перечень практических занятий, не нарушая логики изложения дисциплины и при условии выполнения государственных требований к уровню подготовки выпускников. В рабочей программе дисциплины наряду с практическими занятиями планируется самостоятельная работа студентов и указывается её тематика. В содержании учебной дисциплины по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям. По учебной дисциплине рекомендуется написание курсовых и выпускных квалификационных работ. При изложении материала необходимо соблюдать единство терминологии и обозначений в соответствии с действующими стандартами. Для проверки знаний студентов в рабочей программе рекомендуется указывать, по окончании изучения каких разделов следует проводить рубежный контроль. Форму и сроки проведения контроля по учебной дисциплине определяет образовательное учреждение. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ Студент должен иметь представление:
знать:
Место и роль учебной дисциплины в системе профессиональной подготовки студентов. Цели и задачи учебной дисциплины. Связь учебной дисциплины с другими дисциплинами. Раздел 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ (ТРУДА) В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ Студент должен знать:
уметь:
Тема 1.1 Цели, задачи и содержание трудового обучения и воспитания в начальных классах Цели и задачи трудового обучения и воспитания в начальных классах. Программы по трудовому обучению и воспитанию в начальной школе. Виды труда и содержание трудового обучения и воспитания по программам в начальной школе. Общетрудовые навыки и умения младших школьников. Значение трудового обучения и воспитания в общем развитии ребёнка и в коррекции психолого-педагогических недостатков. Практические занятия Анализ типовых и авторских программ по трудовому обучению и воспитанию в начальной школе. Определение их коррекционно-развивающей направленности. Тема 1.2. Значение трудового обучения и воспитания в общем развитии младших школьников и в коррекции психофизических недостатков Основные направления педагогической работы по коррекции дефицитных школьно-значимых функций:
Место, роль и значение трудового обучения и воспитания в коррекции психофизических недостатков младших школьников. Практическое занятие Анализ заданий по коррекции дефицитных школьно-значимых функций. Тема 1.3 Оборудование учебного процесса по трудовому обучению в начальной школе с коррекционно-развивающими технологиями Кабинет трудового обучения в начальной школе: оборудование и оформление. Требования к его организации. Материалы и инструменты. Особенности комплектования учебно-материальной базы для классов коррекционно-развивающего обучения. Организация рабочего места учителя и ученика классов КРО. Культура труда. Практическое занятие Составление схемы оформления и организации рабочего места учителя и ученика классов КРО. Тема 1.4 Наглядные пособия и их место на уроках труда в начальных классах с коррекционно-развивающими технологиями Виды наглядных пособий в организации учебного процесса по трудовому обучению и воспитанию. Принципы отбора изделий для изготовления на уроках. Место технологических заготовок (коробочки, гофрированный картон, флаконы и т.д.) в деятельности детей, нуждающихся в коррекционном развитии. Разработка и изготовление наглядных пособий для проведения уроков трудового обучения и воспитания. Внесения изменения в наглядный материал для работы с младшими школьниками в классах коррекционно-развивающего обучения. Инструкционные карты. Виды, методика их применения. Значение их использования в классах коррекционно-развивающего обучения. Требования к содержанию и оформлению. Практическое занятие Подбор и анализ наглядных пособий к уроку труда в соответствии с его типом, темой. Тема 1.5 Формы, методы и организация трудового обучения и воспитания младших школьников с коррекционно-развивающими технологиями Формы организации детей на уроках труда: индивидуальные, групповые, фронтальные. Их место в классах коррекционно-развивающего обучения. Классификация методов трудового обучения. Специфика методов трудового обучения и воспитания в классах КРО: операционного диктанта, анализа образца, сообщение технико-технологических сведений, инструктажей. Преимущества и недостатки операционного диктанта. Место и время его использования в структуре урока. План анализа образца и его значение в обучении планированию работы учащихся в ходе изготовления изделия. Роль совместной деятельности учителя с детьми. Методика сообщения технико-технологических сведений (материалы, инструменты, деятельность человека и конечный продукт) на уроках трудового обучения младшим школьникам в классах коррекционно-развивающего обучения. Вводный, текущий и заключительный инструктаж. Правила и способы инструктирования детей в классах коррекционно-развивающего обучения. Оценка и проверка знаний и умений на уроках труда в начальной школе, работающей по коррекционно-развивающим технологиям. Практическое занятие Определение и подбор методов, используемых на разных этапах урока (по готовому конспекту, по схеме, по плану конспекта). Тема 1.6 Урок как основной тип организации трудового обучения и воспитания в начальной школе в классах коррекционно-развивающего обучения Типы уроков трудового обучения и воспитания, их особенности. Этапы уроков. Требования к современному уроку. Подготовка учителя к уроку: предварительная и непосредственная. Приёмы активизации учащихся на различных этапах урока. Виды планирования уроков по трудовому обучению и воспитанию в начальной школе: конспект и план; их структура. Урок-практикум как основной тип урока. Его структура и специфика в классах коррекционно-развивающего обучения. Влияние темы и цели урока на выбор его структуры. Урок наблюдений и опытов, его место, роль и значение в коррекционно-развивающем обучении. Видеоурок и его значение в обучении и воспитании младших школьников. Практические занятия Анализ уроков труда в начальных классах КРО по видеоматериалу. Структура и схема записи разных видов и типов урока. Практическое занятие Демонстрация и анализ фрагментов урока трудового обучения в младших классах КРО. Тема 1.7 Воспитательная работа на уроках трудового обучения в общеобразовательной начальной школе в классах коррекционно-развивающего обучения Современные формы организации внеклассной работы и их особенности в классах КРО. Развитие интереса к моторной и интеллектуальной деятельности у детей с проблемами в обучении. Праздники труда, кружки, экскурсии, способы и специфика их организации и проведения в классах КРО. Практическое занятие Составление и анализ конспекта внеклассного занятия по труду. Практическое занятие Демонстрация и анализ фрагментов внеклассного занятия по труду в начальной школе классов КРО. Раздел 2 ПРАКТИКУМ С МЕТОДИКОЙ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КЛАССОВ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ РАБОТЕ С РАЗНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ Студент должен знать:
уметь:
Тема 2.1 Работа с бумагой и картоном Производство, виды, свойства и область применения. Виды разметки: с помощью чертёжно-измерительных инструментов, сгибанием, по шаблону, трафарету, на просвет, через копировальную бумагу, «на глаз», по эскизу, по опорным точкам, по клеткам, по месту. Их особенности. Место и приёмы использования. Операции по обработке бумаги: скручивание, сгибание, резание, разрыв, склеивание, сшивание, торцевание, сушка, тиснение, окрашивание. Возможности применения. Безопасные приёмы работы с инструментами, материалами и приспособлениями. Правила и способы инструктирования. Скрепляющие материалы. Критерии выбора (декоративность, скрытность, прочность) и способы соединения деталей из бумаги и картона. Изделия из бумаги и картона: плоские и объёмные. Технология их изготовления. Разработка и изготовление демонстрационных образцов (в сборе и в деталях), инструкционных карт (предметных и изобразительных) и других наглядных материалов из бумаги и картона. Оформление изделий. Раздаточный материал. Разработка и приёмы его изготовления. Методические особенности проведения уроков по обработке бумаги и картона и изучение их свойств. Принципы отбора объектов труда в соответствии со спецификой работы с младшими школьниками классов КРО. Практические занятия Изучение и отработка различных приёмов резания бумаги. Создание композиции с использованием нескольких способов резания. Практические занятия Изучение и отработка различных способов складывания бумаги. Создание композиции с использованием одного из способов складывания. Практические занятия Изучение и отработка различных способов сгибания и скручивания бумаги. Создание композиции с использованием одного из способов обработки бумаги. Практическое занятие Создание мозаичных композиций способами нарезания, разрыва бумаги, торцеванием и др. Практические занятия Изучение и отработка различных способов окрашивания бумаги. Создание композиции с использованием различных приёмов окрашивания. Практическое занятие Изготовление объёмных изделий из бумаги и картона по схеме, шаблонам, развёрткам, инструкционным картам, эскизам. Практическое занятие Изучение технологии изготовления демонстрационных образцов (в деталях и в сборе), инструкционных карт и др. дидактических материалов из бумаги и картона с учётом специфики работы с младшими школьниками классов КРО. Тема 2.2 Работа с текстильными материалами Виды текстильных материалов. Область их применения. Классификация текстильных материалов и их свойства. Виды переплетений нитей в ткани. Способы определения изнаночной и лицевой стороны ткани. Подбор материала для изделия. Разметка ткани, особенности, область их применения. Основные виды разметки на ткани: по продёрнутой нити, по выкройке. Составление простейших выкроек, их чтение. Раскрашивание ткани на выкройке. Приёмы работы с иглой, ножницами и нитками. Приёмы обработки ткани: шитьё, вышивание, продёргивание нитей. Аппликация как вид художественной техники работы с тканью. Изготовление изделий из ткани: прихватки, панно (вышивка, аппликация), салфетки. Приёмы работы. Оформление. Изготовление изделий из ниток путём наматывания, плетения, вязания, витья, завязывания. Методика проведения уроков по обработке текстильных материалов, изучение их свойств и области применения. Принципы отбора объектов труда. Практические занятия Изучение и отработка навыков продёргивания нитей (бахрома, мережка) и вышивания ткани. Изготовление салфеток с использованием перечисленных приёмов. Практические занятия Изучение и отработка навыков выполнения аппликаций из тканей, тесьмы, лент и др. материалов. Составление композиции и её изготовление. Техника выполнения коллажа. Практическое занятие Изучение и отработка технологии изготовления изделий из ниток путём наматывания, плетения, вязания, витья, завязывания. Практическое занятие Составление объёмных изделий из текстильных материалов (прихватки, мягкая игрушка, сувениры из лент и тесьмы). Практическое занятие Изучение технологии разработки и изготовления демонстрационных образцов (в сборе и в деталях), инструкционных карт и др. наглядных материалов из текстильных материалов с учётом специфики работы с младшими школьниками классов КРО. Тема 2.3 Работа с природными материалами Природные материалы. Виды, свойства и сбор. История применения в художественных целях. Предварительная обработка каждого вида, особенности хранения. Область применения. Особенности технологии изготовления изделий. Критерии выбора определённой техники обработки исходного материала. Многообразие композиций из природного материала. Клеевое и другие виды соединений в работе с природными материалами. Инструменты. Приёмы работы с ними при обработке природных материалов. Организация рабочего места для работы с природными материалами. Тематическое планирование уроков трудового обучения и воспитания по обработке природного материала в начальных классах для детей, нуждающихся в коррекции. Значение этого вида деятельности для развития психики ребёнка и его творческих способностей. Особенности изготовления наглядных пособий и образцов для урока. Методика проведения уроков по обработке различных природных материалов для детей. Особенности коррекционно-развиваю-щей подготовки к уроку, его организации и проведения. Практическое занятие Изготовление панно в технике аппликация из природного материала. Практическое занятие Составление объёмных композиций из природного материала. Тема 2.4 Работа с пластическими материалами Виды пластического материала: пластилин, глина, техническое тесто, бумажная масса. Их свойства. Особенности подготовки каждого материала. Область применения. Инструменты, приёмы работы. Техника безопасности. Технология изготовления изделий из разных видов материала. Способы и приёмы лепки. Создание образа. Оформление изделий. Окраска, роспись, рисование пластилином. Изготовление образцов и наглядного материала для уроков труда в классах КРО. Методика обучения младших школьников лепке из глины, пластилина и других масс. Значение работы с пластическим материалом в развитии положительных эмоций, мелкой моторики пальцев и творчества младших школьников классов КРО. Практические занятия Овладение приёмами лепки и их терминологиями на примере изготовления простых изделий. Изготовление круглой скульптуры и рельефа с использованием различных приёмов лепки. Тема 2.5 Работа с вторичным (бросовым) материалом Виды вторичного (бросового) материала: картонные и пластиковые коробочки, поролон, пенопласт, гофрированный трёхслойный картон, проволока, фольга. Их технологические возможности. Разработка конструкции будущего изделия. Разметка и заготовка деталей. Подбор сопутствующих материалов. Техника безопасности при работе с инструментами и материалами. Технология изготовления изделий из разных видов вторичного материала. Методические особенности уроков трудового обучения и воспитания по обработке вторичных материалов для младших школьников классов КРО. Место изделий в игровой и учебной деятельности ученика. Практическое занятие Знакомство с видами сырья и их технологическими возможностями. Практическое занятие Изготовление изделий из вторичного материала по выбору. Тема 2.6 Техническое моделирование Конструкторы для технического моделирования. Виды конструкторов. Их особенности и технические возможности. Номенклатура деталей конструктора. Подвижные и неподвижные соединения. Работа с инструкцией по использованию конструктора. Конструирование моделей статичных и с подвижными соединениями. Методика обучения младших школьников конструированию и моделированию в классах КРО. Практические занятия Создание моделей и композиций из разных типов конструкторов. Анализ технологии изготовления моделей и композиций по инструкционным картам. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная Геронимус Т. Методическое пособие к комплекту учебников- тетрадей по трудовому обучению в 1 – 4 классах. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. Гусакова М.А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников. – М.: Academia, 1999. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Academia, 2001. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Academia, 2001. Щеблыкин И.К., Романина В.И. Аппликационные работы в начальных классах. – М.: Просвещение, 1990. Дополнительная Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению. – М.: Academia, 1999. Гусакова А.М. Рукоделие в начальных классах. – М.: Просвещение, 1985. Перевертень Г.И. Самоделки из текстильных материалов. – М.: Просвещение, 1990. Рожнев Л.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М.: Просвещение, 1988. Романина В.И. Дидактический материал по трудовому обучению. – М.: Просвещение, 1987. СОДЕРЖАНИЕ
Примерная программа учебной дисциплины Методика преподавания технологии (труда) с коррекционно-развивающими технологиями и практикумом для специальности 0320 Коррекционная педагогика в начальном образовании среднего профессионального образования (повышенный уровень)
|