Скачать 91.13 Kb.
|
КОНСПЕКТ УРОКА ЧТЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ (4 класс КОУ VIII вида) Тема урока. Чтение и заучивание наизусть стихотворения О.Высотской «Осеннее утро». Цель: формирование навыков качественного чтения. Задачи:
Оборудование: клип «Осень», аудиозаписи «Времена года» А.Вивальди и «Фея осени» С.Прокофьева из балета «Золушка»; магнитная доска; осенние листья, наборы частей стихотворного текста в конвертах; сюжетная картина «Осеннее утро», словарные карточки (изморось, изморозь), текст стихотворения «Осеннее утро» на слайде; презентация к уроку «Осеннее утро». Ход урока. I. Организационный момент. - Напомните, пожалуйста, дату сегодняшнего дня. - А какой сегодня день недели? II. Дыхательная и артикуляционная гимнастика. 1. Упражнение «Эхо». - Помните, эхо повторяет слова сначала громко, потом тихо и затихает. а) повторение учащимися последнего слова строчки отрывка из стихотворения Ю.Коринец «Листопад».
б) повторение учащимися последнего слова строчки отрывка из стихотворения И.Бунина «Осень».
в) игра «Доскажи строчку» (Отрывок из стихотворения М.Ивенсена «Осень»)
2. Упражнение «Ветерок». - Повторяйте слова за мной на выдохе.
- К какому времени года относятся эти слова? - Какое сейчас время года? 3. Упражнение «Осенние листья». - Возьмите листики с осенних деревьев и положите перед собой на парте. (У каждого учащегося по одному листочку.) - По моей команде: «Слабо…» вы подуете на лист тихо, будто лёгкий осенний ветерок, так, чтобы листок едва закачался. Но если я скажу: «Сильно!», ваш лист должен словно подпрыгнуть от сильного осеннего ветра. (Упражнение повторить 3-4 раза.) III. Проверка домашнего задания. (Книга для чтения, стр.30-32) - Как называется рассказ, который читали на прошлом уроке? («В чудесной кладовой» М.Ильин, Е.Сегал) - Как авторы называют землю? - Когда отпирают и запирают чудесную кладовую? - Что находит хозяин в чудесной кладовой? - Кого слушается чудесная кладовая, а кого нет? - Прочитайте, как относится к своей чудесной кладовой хороший хозяин. - Теперь мы знаем, что во время уборки урожая чудесная кладовая хорошему хозяину даёт много, а плохому – мало. Но осень приносит нам не только плоды матушки-земли, но и необыкновенную красоту осенней природы. IV. Вступительная беседа. (На слайде картина «Осеннее утро») - Какую осень изобразил художник? - Какие признаки золотой осени вы здесь видите? - А какое время суток изображено на картине? - Почему вы так думаете? V. Изучение нового материала. 1. Первичное чтение стихотворения О.Высотской «Осеннее утро» учителем с целевой установкой: - Я прочту стихотворение Ольги Ивановны Высотской «Осеннее утро», вы внимательно послушаете и скажете, о каком времени суток говорится в стихотворении? (Учитель читает, учащиеся слушают и отвечают на поставленный вопрос.) - А какое настроение передаёт автор в стихотворении? 2. Проверка восприятия текста. Ответы учащихся на вопрос: - Какое настроение передаёт автор в стихотворении? - О каком времени суток говорится в нём? (Природа прощается с летом, всем грустно, всё вокруг чего-то ждёт.) 3. Повторное чтение стихотворения учителем. - Я ещё раз прочту стихотворение, вы внимательно следите и постарайтесь запомнить интонации и паузы. (Учитель читает, учащиеся следят.) 4. Чтение учеником I части стихотворения. - Куда смотрит клён? - Что он там видит? - Какое его отражение в озере? (Клён любуется своей красотой.) - Что автор подразумевает под словом «серебро»? (Осенний заморозок ещё можно назвать лёгким осенним инеем, а точнее – ИЗМОРОЗЬ.) (На доску выставить карточку «ИЗМОРОЗЬ».) 5. Словарная работа. - Прочтите слово ИЗМОРОЗЬ по слогам. А теперь – целиком. (На доску выставить слово «ИЗМОРОСЬ».) - Прочтите это слово. - Чем слово ИЗМОРОЗЬ похоже на слово ИЗМОРОСЬ? - Чем отличаются эти слова? - Как вы думаете, что значит слово «ИЗМОРОСЬ»? - Изморось – мелкий моросящий дождь. 6. Чтение учеником II части стихотворения. а) словарная работа: запоздалый, озябшая. - Как вы думаете, откуда на рыжике появились капли? (Растаяла изморозь.) 7. Чтение учеником III части стихотворения. - Почему лоси осторожные? - Лоси – крупные животные, но, несмотря на свои большие размеры, умеют ходить очень тихо, бесшумно, тихо. осторожно. 8. Словарная работа. *Тревожная тишина – лес с тревогой ждёт, что будет дальше, какие произойдут изменения. *Чутко – любой шум, даже совсем незначительный, может разбудить бор. * Гложут – едят, грызут. 9. Чтение учеником IV части стихотворения. - Что поэтесса назвала красными бусами? (Кисти или грозди рябины.) - Почему она говорит, что рябина празднует? (А праздник-то называется золотая осень!) 10. Физминутка «Осенние листья». Листья осенние тихо кружатся, Листья нам под ноги тихо ложатся. И под ногами шуршат, шелестят, Будто опять закружиться хотят. (Дети произносят слова и имитируют движения.) - Сейчас мы поиграем. Во время ветра все деревья в парке или в лесу раскачиваются и поют одну и ту же песню: «Ы-Ы-Ы». Вот только поют они эту песню разными голосами. Внимание!!! Вокруг себя повернитесь, в дуб превратитесь. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулаки. Сильный ветер едва-едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: «Ы-Ы-Ы». Вокруг себя повернитесь, в берёзы превратитесь. Берёзы раскачивает даже лёгкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Берёзы поют высоким голосом: «Ы-Ы-Ы». Вокруг себя повернитесь, в осинки превратитесь. Осины дрожат даже тогда, когда ветра совсем нет. Покажите, как вы это представляете. А осины поют ещё более высоким голосом: «Ы-Ы-Ы». Вокруг себя повернитесь, в четвероклассников превратитесь. Присядьте на место. 11. Чтение учеником всего стихотворения О.Высотской «Осеннее утро». - Читай стихотворение не торопясь, соблюдая паузы и ударение. 12. Работа с деформированным текстом. - Закройте учебники, откройте конверты, которые лежат на ваших партах. Достаньте тест стихотворения, разрезанный на части, и соберите его в таком порядке, в каком мы читали в учебнике. (В конце выполнения задания ученики поднимают осенний листок.) - Прочитайте собранное стихотворение. (Ученик читает стихотворение целиком, остальные – проверяют.) 13. Сопоставление фрагментов картины и строк стихотворения. - Фрагмент – часть картины. Сейчас я буду показывать фрагменты осенней картины, а вы- подберёте подходящие по смыслу строки. (Учитель показывает по порядку: рябину, птиц, гриб, клён, лосей, изморозь. Дети читают подходящие по смыслу строки из стихотворения.) VI. Закрепление и обобщение знаний, полученных на уроке, осуществление межпредметных связей. 1.Чтение и изобразительное искусство. - Красоту, которую вы видели на экскурсии в парке, создала необычная художница- осень… Осень на опушке Краски разводила, По листве тихонько Кистью проводила. Пожелтел орешник, И зарделись клёны. В пурпуре осинки, Только дуб зелёный. Утешает осень: Не жалейте лета! Посмотрите, осень В золото одета. З.Федоровская - Тёплые или холодные краски любит художница-осень? (Тёплые.) - Да, я с вами согласна. Осень любит тёплые оттенки цвета, цвета, похожие на цвет огня и солнца. - Назовите эти краски. - Какие тёплые тона осень использовала в стихотворении «Осеннее утро»? (Жёлтый, красный.) 2. Чтение и музыка. - В это замечательное время года поэты, художники и композиторы создавали свои лучшие произведения. Посмотрите клип «Осень» и послушайте два музыкальных отрывка. - Какой музыкальный отрывок по характеру больше похож на стихотворение «Осеннее утро»? (А.Вивальди «Времена года» (концерт «Осень», 2-ая часть; С.Прокофьев «Фея осени» из балета «Золушка».) - Почему второй отрывок больше напоминает стихотворение О.Высотской «Осеннее утро»? VII. Домашнее задание. - Выучите стихотворение О.Высотской «Осеннее утро» наизусть. (Слабые ученики должны выучить 2 четверостишия; очень слабые учащиеся – выразительно читать.) VIII. Итог урока. Рефлексия «Моё настроение». - Оцените своё настроение в конце урока. Покажите красный круг, если вам сейчас хорошо и весело, было интересно на уроке; синий круг – вам грустно и у вас плохое настроение, на уроке было неинтересно. |