Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 60.15 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.12.2013
Размер60.15 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
СООО Клуб «Бумеранг»

Заповедные территории Сахалинской области

ФОРМА: урок-презентация, посвящённый Особо охраняемым природным территориям Сахалинской области, либо факультативное занятие

ЦЕЛЬ: информирование населения о значимости Особо охраняемых природных территорий Сахалинской области; экологическое просвещение детей и молодёжи Сахалинской области.

ЗАДАЧИ:

  • воспитывать бережное отношения детей и молодёжи к природе,

  • познакомить учащихся с категориями охраняемых природных территорий России и ООПТ Сахалинской области,

  • познакомить учащихся с целями организации ООПТ и их значимостью для сохранения природы,

  • познакомить учащихся с охраняемыми объектами Сахалинской области,

  • познакомить учащихся с датами международного экологического календаря, связанными с защитой биразнообразия и охраняемыми природными территориями.

ВОЗРАСТ УЧАЩИХСЯ: 12-16 лет

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: от 45 мин (учитель регулирует объём материала в зависимости от формы работы)

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ: мультимедийное оборудование, презентация с комментариями, видеофрагмент, наклейки.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

1. Орг. момент – 2 мин.

2. Демонстрация презентации / беседа – 10-25 мин.

  • Историческая справка об ООПТ России.

  • Постановка проблемного вопроса о значимости ООПТ

  • Просмотр слайдов о категориях ООПТ России

  • Просмотр слайдов о Сахалинских ООПТ различных категорий

3. Просмотр видео – 10-30 мин.

4. Демонстрация презентации / беседа – 10 мин.

  • Постановка проблемного вопроса о сохранении биоразнообразия

  • Просмотр слайдов о Красной книге

  • Просмотр слайдов об организации Дней международного экологического календаря, посвящённых защите биоразнообразия и охраняемым природным территориям

5. Подведение итогов. Вручение учащимся памятных наклеек – 3 мин.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

1. Орг. момент – 2 мин.

Приветствие.

Постановка целей и задач занятия:

Сегодня мы узнаем:

  • что такое Особо охраняемая природная территория (ООПТ),

  • какие ООПТ есть в России и в Сахалинской области,

  • зачем они нужны;

  • узнаем некоторые способы охраны животных и растений Красной книги,

  • и, наконец, познакомимся с Международным экологическим календарём.

2. Демонстрация презентации / беседа – 10-25 мин.

2.1. Историческая справка об ООПТ России.

Заповедные территории устраивали издревле. Сначала возникли охотничьи заказники, целью которых являлась охрана охотничьих угодий от простолюдинов. Известная на весь мир Беловежская пуща (самый древний природный парк) стала заповедной еще восемь веков назад. В период царствования любителя охоты Алексея Михайловича Романова (1645–1676) было создано 4 охраняемых территории. Места царских охот охранялись казачьими конными сотнями и опытными егерями. И хотя в таких местах гибло много дичи, они, тем не менее, способствовали сохранению природы, так как перерывы между охотами были длинными и принимались особые меры для увеличения численности дичи. Птиц отлавливали только по особым разрешениям, охота и хозяйственная деятельность запрещались или сильно ограничивались.

Но не только царям обязаны мы в охране природы. Чукчи устраивали заказники моржей в арктических морях. Русские промышленники договаривались не бить зверя в определенных таежных урочищах. Тувинцы соблюдали запрет на добычу бобров в истоках Енисея. Все эти меры имели один и тот же принцип: сохранить ценные в промысловом отношении виды и среду их обитания. Уже очень давно охотники осознали, что если человек не сможет ограничить сам себя, то останется без объекта промысла. Однако такие меры были эффективны, пока человечество было сравнительно немногочисленно, а орудия охоты относительно несовершенны.

В период правления Петра Первого (1672–1725) государственные природоохранные мероприятия стали целенаправленными и систематическими. По указу царя были определены водоохранные леса, где запрещалась вырубка деревьев и выпас скота. Ограничивалась или запрещалась рубка корабельных сосновых лесов. Для охраны лесов царь создал специальную лесную стражу и установил суровые наказания за нарушения – вплоть до смертной казни. Кроме того, Петр начал регулировать рыболовство и охоту.

Многие из дворян были людьми высокообразованными и прогрессивно мыслящими, поэтому они начали создавать заповедники на своих землях.

Однако, несмотря на столь глубокие исторические корни, первые настоящие заповедники в России начали возникать только в конце 19 века. Современная система ООПТ берет начало с создания в США первого в мире национального парка «Йелоустон» (1872). В России одним из первых был Баргузинский заповедник, основанный на Байкале в 1916 году.

2.2. Постановка проблемного вопроса о значимости ООПТ

Во время беседы педагог стремится актуализировать знания детей и привлечь внимание в проблеме занятия.

Просмотр слайдов №№ 1-3. Учитель для объяснения использует комментарии к презентации.

Вопрос: Зачем нужны особо охраняемые природные территории?

Попробуем дать несколько ответов:

1) на ООПТ охраняются участки, имеющие большое значение для сохранения культурного, природного наследия и здоровой среды для жизни людей,

2) ООПТ вносят существенный вклад в развитие науки, экологического просвещения населения и развитие экологического туризма,

3) на этих территориях сохраняют живую природу, спасают от вымирания разнообразные виды животных и растений.

2.3. Просмотр слайдов о категориях ООПТ России

Просмотр слайдов №№ 4-6. Учитель для объяснения использует комментарии к презентации.

2.4. Просмотр слайдов о Сахалинских ООПТ различных категорий

Просмотр слайдов №№ 7-49.

3. Просмотр видео – 10-30 мин.

Мы предлагаем для просмотра два варианта:

  • фильм «Остров Топорков» (студия «Дар», 2006) об острове, входящем в состав Командорского заповедника (видовой состав и природа сходны с Сахалинской областью);

  • фильм «Территории Всемирного природного наследия в России» (Гринпис, 2007).

Оба фильма длятся по 30 минут, но педагог на своё усмотрение может выбрать фрагмент любой длительности.

Учитель приводит комментарии к фильму, демонстрируя слайд 50 или 51.

4. Демонстрация презентации / беседа – 10 мин.

4.1. Постановка проблемного вопроса о сохранении биоразнообразия

Вопрос: Для чего нам надо сохранять такое разнообразие  биологических видов? А что особенного произойдет на Земле, если какой-то вид исчезнет?

Ответы: Во-первых, такая постановка вопроса опасна в этически-нравственном отношении:  не человек создал этот мир и не ему решать, кому в нем жить, а кому нет.

Во-вторых, с экосистемных позиций в природе все взаимосвязано, и уничтожение  одного звена может вызвать катастрофические последствия.

В-третьих, здесь присутствует чисто утилитарный, прагматический момент: мы пока еще не знаем, как сможем использовать тот или иной организм в своих целях.

И, наконец, эстетический  принцип: природа так хороша, разумна и  гармонична, разве захочется кому-то жить в окружении  лишь тараканов, крыс, ворон? Поэтому мы должны сохранять абсолютно все  биологические виды, живущие на Земле.

4.2. Просмотр слайдов о Красной книге

Просмотр слайдов №№ 53-73. Учитель для объяснения использует комментарии к презентации.

4.3. Просмотр слайдов об организации Дней международного экологического календаря, посвящённых защите биоразнообразия и охраняемым природным территориям

Просмотр слайда 74.

5. Подведение итогов. Вручение учащимся памятных наклеек – 3 мин.

Учитель предлагает детям дать ответы на вопросы «Зачем нужны ООПТ? Какие категории ООПТ они знают? Какие сахалинские заповедники, заказники и памятники природы запомнили»

Учащимся раздаются памятные наклейки, на которых изображены редкие птицы и животные Сахалинской области, фотографии, названия и изображения Сахалинских ООПТ, названия и даты экологических праздников.

Макеты наклеек прилагаются к занятию – их можно распечатать в нужном количестве на самоклеящейся бумаге.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск