№
п/п
| Раздел
| Тема урока
| Кол
во
часов
| Элементы содержания
| Характеристика
Деятельности
учащихся
|
1.
| Давайте познакомимся (3ч)
| Как работать с учебником. Я и мои друзья.
| 1
| Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям. Знакомство с соседом по парте, сбор информации о круге его интересов, осмысление собственных интересов и предпочтений и заполнение анкеты.
| -сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия;
-осваивать критерии изготовления изделия и навигационную систему учебника (систему условных знаков);
-осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, отбирать, обобщать полученную информацию и переводить её знаково- символическую систему (рисунок- пиктограмму).
|
2.
|
| Материалы и инструменты. Организация рабочего места.
| 1
| Знакомство с понятиями: материалы и инструменты. Рабочее место. Подготовка рабочего места, размещение инструментов и материалов. Уборка рабочего места.
| -находить и различать инструменты и материалы;
-устанавливать связи между видом работы и используемых материалов;
-организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, правильно размещать инструменты и материалы;
-убирать рабочее место.
|
3.
|
| Что такое технология
| 1
| Знакомство со значением слова «технология» (название предмета и процесса изготовления изделия). Осмысление освоенных умений. Понятие: технология.
| -объяснять значение слова «технология»;
-осуществлять поиск информации в словаре из учебника;
-называть основные виды деятельности;
-соотносить их с освоенными умениями, прогнозировать результат своей деятельности.
|
4.
| Человек и земля (21ч).
| Природный материал. Изделие: «Аппликация из листьев».
| 1
| Виды природных материалов. Подготовка природных материалов к работе, приёмы и способы работы с ними. Сбор, сортировка, сушка под прессом и хранение природного материала. Выполнение аппликации по заданному образцу.
| -исследовать, наблюдать, сравнивать природные материалы;
-осваивать правила сбора и хранения природного материала;
-осмысливать значение бережного отношения к природе;
-выполнять практическую работу из природных материалов с опорой на слайдовый план;
-соотносить план с собственными действиями.
|
5.
|
| Пластилин. Изделие: «Ромашковая поляна».
| 1
| Знакомство со свойствами пластилина, инструменты при работе, приёмы работы с пластилином. Выполнение аппликации из пластилина. Понятия: «эскиз, сборка».
| -исследовать свойства пластичных материалов;
-осваивать способы и правила работы с пластилином;
-анализировать изделие, планировать последовательность его изготовления;
-оценивать выполняемое изделие на основе рубрики «Вопросы юного технолога».
|
6.
|
| Пластилин. Изделие: «Мудрая сова».
| 1
| Изготовление изделия из природного материала с использованием техники соединения пластилином. Составление тематической композиции. Понятие: композиция.
| -планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов;
-сравнивать свойства различных материалов;
-осваивать приёмы соединения природных материалов с помощью пластилина;
-составлять композицию из природных материалов;
-осмысливать значение бережного отношения к природе.
|
7.
|
| Растения. Изделие: «Получение и сушка семян».
| 1
| Использование человеком растений. Знакомство с частями растений, профессиями, связанными с земледелием. Получение и сушка семян. Понятие: земледелие.
| -актуализировать знания об овощах;
-осмысливать значение растений для человека;
-выполнять практическую работу по извлечению семян из плода и их сушка, оформлять пакетик для хранения семян.
|
8.
|
| Проект «Осенний урожай». Изделие: «Овощи из пластилина».
| 1
| Осмысление этапов проектной деятельности. Использование рубрики «Вопросы юного технолога» для организации проектной деятельности. Отработка приёмов работы с пластилином, навыков использования инструментов. Понятие: проект.
| -подбирать цвета пластилина для изготовления изделия;
-осваивать первичные навыки работы над проектом пол руководством учителя;
-анализировать план работы над изделием, сопоставлять с ними свои действия и дополнять недостающие этапы изготовления изделия.
|
9.
|
| Бумага. Изделие: «Волшебные фигуры».
Бумага. Изделие: «Закладка из бумаги».
| 1
| Знакомство с видами и свойствами бумаги. Приёмы и способы работы. Правила безопасной работы с ножницами. Знакомство с правилами разметки при помощи шаблона и сгибанием, соединение деталей при помощи клея. Составление симметричного орнамента из геометрических фигур. Понятия: шаблон, симметрия, правила безопасной работы.
| -исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять свойства бумаги, определять виды бумаги по цвету и толщине;
-осваивать приёмы работы с бумагой, правила работы с ножницами, разметки деталей по шаблону и сгибанием, правила соединения деталей при помощи клея;
-выполнять на основе шаблона симметричные фигуры из цветной бумаги, создавать полуобъёмную аппликацию;
-планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов;
-сопоставлять эти виды планов.
|
11.
|
| Насекомые. Изделие: «Пчёлы и соты».
| 1
| Знакомство с видами насекомых. Использование человеком продуктов жизнедеятельности пчёл. Составление плана изготовления изделия по образцу на слайдах. Изготовление изделия из различных материалов.
| -использовать различные материалы при изготовлении изделий (природные, бросовые и др.);
-соотносить форму и цвет природных материалов с реальными объектами и находить общее;
-осваивать приёмы соединения природных материалов при помощи пластилина;
-самостоятельно планировать и корректировать свою деятельность;
-оценивать качество изготовления работы.
|
12.
|
| Дикие животные. Проект «Дикие животные». Изделие: «Коллаж».
| 1
| Виды диких животных. Знакомство с техникой коллаж. Изготовление аппликации из журнальных вырезок в технике коллаж. Знакомство с правилами работы в паре.
| -осваивать приёмы создания изделия в технике коллаж;
-отбирать материал для изготовления изделия по тематике, цвету, размеру, самостоятельно составлять композицию;
-использовать правила работы с бумагой, ножницами, клеем;
-оформлять изделие.
|
13.
|
| Новый год. Проект «Украшаем класс». Изделия: «Украшение на ёлку, окно».
| 1
| Освоение проектной деятельности: работа в парах, распределение ролей, представление работы классу, оценка готового изделия. Изготовление ёлочной игрушки из полосок цветной бумаги.
| -использовать умения работать над проектом под руководством учителя;
-выбирать необходимые материалы, инструменты и приёмы работы;
-создавать собственное изделие на основе заданной технологии и приведённых образцов;
-оформлять класс.
|
14.
|
| Домашние животные. Изделие: «Котёнок».
| 1
| Виды домашних животных, их значение в жизни человека. Изготовление фигурок домашних животных из пластилина. Закрепление навыков работы с пластилином.
| -использовать приёмы работы с пластилином: скатывание, сплющивание, вытягивание;
-анализировать форму и цвет реальных объектов, соблюдать их при изготовлении изделий;
-планировать и осуществлять работу на основе слайдов учебника и текстовых планов;
-определять и использовать приёмы работы с пластилином.
|
15.
|
| Такие разные дома. Изделие: «Домик из веток».
| 1
| Знакомство с видами домов и материалов, применяемых при их постройке. Практическая работа по определению свойств гофрированного картона. Изготовление макета дома с использованием гофрированного картона и природных материалов. Понятия: макет, гофрированный картон.
| -исследовать, наблюдать, сравнивать различные виды домов;
-знакомство со свойствами гофрированного картона;
-создавать макет дома из природных материалов и картона;
-осваивать приёмы работы с шаблоном и соединение деталей при помощи пластилина;
-контролировать и корректировать выполнение работы на основе слайдового плана.
|
16.
|
| Посуда. Изделия: «Чашка, чайник, сахарница».
| 1
| Знакомство с видами посуды и материалами, из которых её изготавливают. Использование посуды. Изготовление разных изделий по одной технологии из пластилина.
| -создавать разные изделия на основе одной технологии, самостоятельно составлять план их изготовления;
-использовать приёмы при работе с пластилином;
-анализировать форму, цвет и размер реальных объектов.
|
17.
|
| Посуда. Проект «Чайный сервиз».
| 1
| Сервировка стола для чаепития. Работа в группах при изготовлении изделий для чайного сервиза.
| -использовать умения работы над проектом под руководством учителя;
-использовать правила сервировки стола для чаепития при создании композиции «Чайный сервиз»;
-осваивать правила поведения за столом.
|
18.
|
| Свет в доме. Изделие: «Торшер».
| 1
| Знакомство с разнообразием осветительных приборов в доме. Сравнение старинных и современных способов освещения жилища. Изготовление модели торшера, закрепление навыков вырезания окружности. Знакомство с правилами безопасной работы с шилом.
| -на основе иллюстраций учебника составлять рассказ о старинных и современных способах освещения жилищ;
-анализировать конструктивные особенности торшера;
-осваивать правила работы шилом и подготавливать рабочее место;
-выполнять раскрой деталей при помощи шаблона и соединение деталей при помощи пластилина и клея.
|
19.
|
| Мебель. Изделие: «Стул».
| 1
| Знакомство с видами мебели и материалами, которые необходимы для её изготовления. Освоение правил самообслуживания. Изготовление модели стула из гофрированного картона. Отделка изделия по собственному замыслу.
| -планировать и осуществлять свою работу на основе слайдов учебника и текстового плана;
-использовать способы работы с бумагой, выполнять раскрой деталей по шаблону;
-оформлять изделие по собственному эскизу;
-осваивать правила ухода за мебелью и уборки квартиры;
|
20.
|
| Одежда, ткань, нитки. Изделие: «Кукла из ниток».
| 1
| Знакомство с видами одежды, её назначением и материалами, из которых её изготавливают. Виды тканей, нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве. Создание разных видов кукол из ниток по одной технологии. Понятия: выкройка, модель.
| -исследовать текстильные и волокнистые материалы;
-определять под руководством учителя виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение;
-определять инструменты и приспособления , необходимые для работы;
-осваивать умения наматывать, связывать и разрезать нитки;
-планировать и осуществлять свою работу на основе слайдов учебника;
-осмысливать способы изготовления одежды и её назначение.
|
21.
|
| Учимся шить.
| 1
| Знакомство с правилами работы иглой. Освоение строчки прямых стежков, строчки стежков с перевивом змейкой, строчки стежков с перевивом спиралью.
| -осваивать правила безопасной работы иглой при изготовлении изделий;
-осваивать виды стежков их способы выполнения;
-осуществлять выбор ниток;
-организовывать рабочее место.
|
22.
|
| Учимся шить. Изделие: «Закладка с вышивкой».
| 1
| Использование разных видов стежков для оформления изделия.
| -осваивать правила безопасной работы иглой при изготовлении изделия;
-организовывать рабочее место;
-планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов.
|
23.
|
| Учимся шить. Изделие: «Медвежонок».
| 1
| Пришивание пуговиц с двумя и четырьмя отверстиями. Оформление игрушки при помощи учителя.
| -сравнивать различные виды пуговиц (пуговицы с ушком, пуговицы со сквозными отверстиями);
-способы пришивания пуговиц;
-осуществлять выбор ниток и пуговиц для изготовления изделия по контрасту;
-осваивать правила экономного расходования ниток и ткани при выполнении работы.
|
24.
|
| Передвижение по земле. Изделие: «Тачка».
| 1
| Знакомство со средствами передвижения в различных климатических условиях. Значение средств передвижения в жизни человека. Знакомство с конструктором, его детали и приёмы соединения деталей. Изготовление из конструктора модели тачки.
| -осваивать приёмы работы с конструктором;
-конструировать изделие на основе предложенного плана;
-применять приёмы работы с конструктором- завинчивание и отвинчивание гайки при сборке и разборке моделей;
-осваивать разные виды соединения деталей (подвижное и неподвижное);
-планировать и осуществлять работу на основе представленных слайдов в учебнике.
|
25.
|
| Вода в жизни человека, растений. Изделие: «Проращивание семян».
| 1
| Осмысление значимости воды для человека и растений. Выращивание растений и уход за комнатными растениями. Правила ухода за комнатными растениями. Проведение эксперимента по определению всхожести семян. Проращивание семян. Понятие: рассада.
| -исследовать значение воды в жизни человека, животных и растений;
-сравнивать информацию, полученную из различных источников, делать выводы и обобщения;
-проращивать семена, исследовать всхожесть семян, наблюдать и фиксировать результаты;
-в практической деятельности осваивать правила ухода за комнатными растениями.
|
26.
|
| Питьевая вода. Изделие: «Колодец».
| 1
| Изготовление модели колодца из разных материалов (бумага и природные материалы). Анализ конструкции изделия, создание модели параллелепипеда при помощи шаблона развёртки и природного материала (палочек). Создание композиции на основе заданного в учебнике образца.
| -отбирать материалы, инструменты и приспособления для работы по иллюстрации учебника;
-самостоятельно анализировать образец и конструировать макет колодца;
-составлять и оформлять композицию по образцу или собственному замыслу;
-использовать различные виды материалов для создания композиции и её оформление.
|
27.
|
| Передвижение по воде. Изделие: «кораблик из бумаги», «Плот».
| 1
| Знакомство со значением водного транспорта для жизнедеятельности человека. Проект: «Речной флот». Знакомство со способами и приёмами изготовление изделий в технике оригами. Сравнение способов изготовления плавательных средств (кораблика и плота) из различных материалов. Понятие: оригами.
| -осваивать новые способы соединения деталей, технику работы с бумагой – оригами;
-составлять и оформлять композицию по образцу;
-исследовать различные материалы на плавучесть;
-использовать умения работы над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»;
-анализировать свою деятельность.
|
28.
|
| Использование ветра. Изделие: «Вертушка».
| 1
| Осмысление способов использования ветра человеком. Работа с бумагой. Изготовление макета по шаблону. Рациональное размещение материалов и инструментов. Изготовление модели флюгера из бумаги. Понятие: флюгер.
| -осуществлять поиск необходимой информации об использовании ветра, о полётах человека, летательных аппаратах;
-приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения;
-осваивать технологию моделирования в практической деятельности при изготовлении вертушки;
-выполнять оформление изделия по собственному замыслу.
|
29.
|
| Полёты птиц. Изделие: «Попугай».
| 1
| Знакомство с видами птиц. Закрепление навыков работы с бумагой. Способ создания мозаики с использованием техники «рваная бумага». Выполнение аппликации. Понятие: мозаика.
| -осваивать новый способ изготовления мозаики, техника «рваная бумага»;
-подготавливать рабочее место, закреплять навыки работы с клеем и бумагой;
-изготавливать по образцу в соответствии с планом аппликации из бумаги;
-выполнять заготовки для мозаики в группе.
|
30.
|
| Полёты человека. Изделия: «Самолёт, парашют».
| 1
| Знакомство с видами летательных аппаратов. Моделирование. Изготовление модели самолёта и парашюта. Закрепление умений работать с бумагой в технике оригами. Оформление изделия по собственному замыслу. Понятие: летательный аппарат.
| -сравнивать современные и старинные летательные аппараты;
-подготавливать рабочее место, соблюдать технику безопасности;
-использовать навыки работы с бумагой, правила работы с ножницами и клеем;
-самостоятельно создавать изделие по слайдовому плану, использовать технику оригами;
-проводить эксперимент, определять прямую зависимость (чем тяжелее груз, тем скорость падения парашюта выше).
|
31.
| Человек и информация (3ч).
| Способы общения. Изделия: «Письмо на глиняной дощечке, зашифрованное письмо».
| 1
| Изучение способов общения и получения информации. Закрепление способов работы с бумагой, картоном, глиной. Создание рисунка на пластичном материале при помощи продавливания. Перевод информации в разные знаково – символические системы (пиктограммы).
| -осуществлять поиск информации, анализировать и сравнивать способы общения и передачи информации;
-осваивать способы работы с глиной, нанесение на неё рисунка с помощью стеки;
-самостоятельно анализировать образец, определять недостающие элементы;
-определять необходимые для изготовления материалы и инструменты по слайдовому плану.
|
32.
|
| Важные телефонные номера. Правила движения. Изделие: «Важные телефонные номера».
| 1.
| Знакомство со способами передачи информации. Перевод информации в знаково – символическую систему. Осмысление значения дорожных знаков для обеспечения безопасности. Определение безопасного маршрута от дома до школы, его графическое изображение.
| -ориентироваться в дорожных знаках, объяснять их значение;
-составлять таблицу важных телефонных номеров, маршрута передвижения от дома до школы;
-рисовать простой план местности, размещать на нём дорожные знаки, определять маршрут.
|
33.
|
| Компьютер.
| 1.
| Изучение компьютера и его частей. Освоение правил пользования компьютером. Понятия: компьютер, Интернет.
| -осуществлять поиск информации о компьютере, его составных частях, сферах применения;
-осваивать правила использования компьютера;
-осваивать правила работы на компьютере: включать и выключать его, называть и показывать части компьютера;
-находить информацию в Интернете с помощью взрослого.
|