Скачать 35.13 Kb.
|
Конспект урока литературного чтения А.Н.Майков «Ласточки» Цели и задачи урока: - познакомить учащихся с произведением А.Н.Майкова «Ласточки» - отработка навыков выразительного чтения произведения с осмыслением элементов словесно-художественной структуры и пониманием идейно-эстетического замысла произведения - в диалоге: читатель - художественный текст- автор раскрыть нравственные, эстетические, познавательные ценности, позволяющие ребенку сформулировать свое ценностное отношение к жизни в мире познания и поступка -обогащение ученика эмоциями через сопереживание 1.Организационный момент. 2.Проверка домашнего задания. -Какие вы выучили отрывки из произведений К.Д.Ушинского «Осень», в которых он рассказывает о жизни птиц осенью? -Мы видим, с каким вниманием, любовью, нежностью Ушинский наблюдает за изменениями в родной природе, отлетом птиц. 3.Новый материал. -Многих русских поэтов природа в разные периоды времени не оставляла равнодушными. И сегодня мы познакомимся с произведением Аполлона Николаевича Майкова «Ласточки». -Сведения об авторе: ранние детские годы А.Майкова проходят в селе Никольское под Москвой. Еще тогда Майков полюбил природу деревенского пейзажа. Семья переезжает в Петербург. Врачи обнаруживают у А.Майкова ухудшение зрения, ему запрещают рисовать. Что делать? Ведь это было его любимым делом. И тогда Майков начинает писать стихи. То, о чем рассказывает поэт, может увидеть каждый, но для этого надо уметь видеть и уметь слышать, надо жить одной жизнью с природой. Майкова волнуют самые обычные, всем знакомые события: приход весны, гроза, летний дождь, наступление осени, отлет птиц… Учитель читает стихотворение. -Кому показалось это стихотворение необычным? Чем? -Что вам увиделось или услышалось в этом стихотворении? -Осмыслить данное стихотворение – это верно понять смысл, задумку автора, необходимо ваше сотворчество, ребята. 4.Аналитическое чтение стихотворения Чтение 1 строфы учеником вслух - О каком времени года идет речь? - Чьими глазами нам видится сад? - Каким он предстает перед нами? - Кто видел, как цветет настурция? - Почему Майков выделяет этот цветок? Чтение 2 строфы - Расскажите, какая здесь осень? - Красиво? -Какой свет солнце посылает на землю? - На чем остановил свой взгляд Майков? - А какое чувство поэта прорывается? -Чем оно усилено в тексте? Чтение 3 строфы - Является ли эта строфа логическим продолжением 2? - О чем здесь говорит Майков? - Впервые ли взор автора упал на гнездо? - Где ласточка вьет свое гнездо? Чтение 4 строфы - Можно ли сказать, что поэт – хозяин времени? - В какое время года он нас перенес так быстро? - Как можно позой сказать то, о чем говориться в этой строфе? - Почему Майков нам так подробно об этом рассказывает? - Чему Майков придает большое значение? Чтение 5 строфы -Является ли данная строфа логическим продолжением 4? - Для чего же им нужен был дом? - Какими чувствами наполнена строфа? Чтение 6 строфы - Как называет Майков ласточек? - О чем могут ласточки говорить? - Жалеет ли автор, что редко видел этих птиц? Чтение 7 строфы - Это сова осень? Что это значит «гнездо одиноко»? -Где же сейчас ласточки? - Зачем же человеку крылья? -Майков упорно работал над своими стихами, тщательно подбирая каждое слово. Нам важно понять внутренние переживания автора, его чувства, его мысли, его мир. Попробуем найти основную мысль поэта в стихотворении, найти кульминационный момент. Работа в парах: - экспозиция (1 и 2 строфы) - завязка (3 строфа) - развитие ( 4 строфа) - кульминация (5 строфа) - развязка ( 6 и 7 строфы) - Что же больше всего волновало в момент написания стихотворения автора? - Для кульминации присуща сбивка ритма «..Как любо им было, когда Пять маленьких быстрых головок Выглядывать стали с гнезда» (фотография дочери Майкова ) Работа над выразительностью чтения. Художественные тропы - Теперь поговорим о тех оборотах речи, которые передают внутренний мир Майкова. - Какие худ. тропы использует автор, чтобы более точно выразить конкретную мысль ( олицетворение, метафора, эпитет, сравнение) Дети работают с текстом, находя в нем худ. тропы. - Обратим внимание на ритм и рифму в стихотворении. - Ритм в стихотворении – в чередовании рифм, в том, что каждая из 7 строф – законченное четверостишие в правильном распределении пауз между строк и внутри их. - Читая, помним «закон строки». - А какая рифма в стихотворении? -Что это значит? - Назовите пример мужской и женской рифмы. - Теперь мы можем прочитать выразительно стихотворение «Ласточки»? - Почему? Дети читают стихотворение. 5. Домашнее задание - Какое хотели бы домашнее задание? Задача поэзии – сказать как можно короче, но в то же время, как можно объемнее, более раскрыто о добре и зле, о верности, о жизни, о любви. |