Управление образования Альметьевского муниципального района
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
“Новонадыровская средняя общеобразовательная школа”
Рассмотрено Согласовано: Утверждаю:
на заседании ШМО Зам. Директора поУВР Директор
Протокол № 1 от _____________/Г.А.Газизова/ МБОУ “Новонадыровская СОШ”
“_____”_______2012г “_____”_______2012г. _____________И.М.Миназов
______________/А.С Якупова/ “_____” _________2012
Рабочая учебная программа
география
6 класс Составитель
учитель истории и обществознания
I кв.категории Мусина Р.Г.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №1 от “31”августа 2012г. 2012 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии в 6 классе разработана в соответствии:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии
Примерной программы основного общего образования по географии (приказ МОиН России от 09.03. 2004 № 1312)
Образовательной программы МБОУ «Новонадыровская СОШ».
Базисного учебного плана РТ.
Учебного плана МБОУ «Новонадыровская СОШ» на 2012/2013 учебный год. Приказ №122 от 31.08.2012г.
Положения школы «О рабочей программе педагога».
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования
Цель
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения географии:
формирование представлений о Земле, как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях.
формирование у подростков географической картины единого мира как составной части ноосферы Земли.
формирование географической культуры и обучение географическому языку.
прививать навыки самостоятельной работы со справочной, научной литературой, другими источниками информации.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
способствовать формированию географического мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
передать учащимся сумму систематических знаний по географии, овладение которыми поможет им ориентироваться в современном мире;
овладение способами деятельностей: познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.
освоение компетенций:ключевых, общепредметных и предметных (коммуникативной, учебно-познавательной и рефлексивной).
Требования к уровню подготовки ученика 6 класса
знать/понимать
основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
особенности размещения основных видов природных ресурсов,
уметь
определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных объектов, процессов и явлений;
применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов;
сопоставлять географические карты различной тематики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета;
понимания географической специфики крупных природных географических оболочек.
описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической экспертизы;
понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.
Учебно-методическое обеспечение
УМК для учащихся:
1 Учебник:Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии – М.: Дрофа, 2006
2.Географический атлас: 6 класс. – М.: Дрофа, 2006. Дополнительная литература:
Герасимова Т.П. «Методические пособия по физической географии». М. «Просвещение» 1991 г.
Крылова О.В. Интересный урок географии: Книга для учителя, - М.: Просвещение 2000.
Куприн А.М. «Умей ориентироваться на местности». Москва 1972 г.
Ладилова Н.Н. Физическая география 6 кл., Дидактические материалы, М. «Просвещение» 1998 г.
Левицкий И.Ю. «Решение задач по географическим картам». М. «Просвещение» 1996 г.
Новенко Д.В. Школьный практикум. География: Практические работы на местности 6-9 кл. М.: Дрофа, 1997.
Петрова Н.Н., Новенко Д.В. География: Примерное поурочное планирование с применением аудиовизуальных и интерактивных средств обучения. (6-9 кл.). – М.: Школа – пресс, 1999.
. Петрова Н.Н «Тесты по географии 6-10 класс». М. «Дрофа» 1998 г.
Сиротин В.И. Практические и самостоятельные работы учащихся по географии, 6-10 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1997.
Сухов В.П. Физическая география Начальный курс, М. «Просвещение» 2001 для учащихся:
Наумова А.С. От урока к экзаменам Сборник задач, Москва, «Просвещение», 1999
Петрова Н.Н. Тесты. География 6-10 классы Москва, «Дрофа», 1998
Энциклопедия для детей. Т.3. география. Гл. ред. М.Д. Аксеенова. – М.: Аванта+, 2001
Энциклопедия для детей. Т.4. Геология. Гл. ред. М.Д. Аксеенова. – М.: Аванта+, 2001
Сто великих мореплавателей. Е.Н. Авдяева, Л.И. Зданович. М. «Вече», 2000
Весь мир. – Мн.: литература, 1998 (Энциклопедический справочник).
За страницами учебника географии. М. Просвещение 1989 г.
Начальный курс географии (6 класс) номенклатура Тема «Литосфера»: равнины:Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Великая Китайская, Великие равнины (Северная Америка); Среднесибирское, Аравийское, Декан, Бразильское; плоскогорья, горы:Гималаи, гора Джомолунгма, Анды, Кордильеры, Альпы, Кавказ, Уральские, Скандинавские, Аппалачи; вулканы:Везувий, Гекла, Кракатау, Ключевская Сопка, Орисаба, Килиманджаро, Котопахи; места распространения гейзеров: острова Исландия, Новая Зеландия, полуостров Камчатка, Кордильеры. Тема «Гидросфера»: моря:Черное, Балтийское, Баренцево, Средиземное, Красное, Охотское, Японское, Карибское; заливы: Бенгальский. Мексиканский, Персидский, Гвинейский; проливы: Берингов, Гибралтарский, Магелланов, Дрейка, Малайский; острова: Гренландия. Мадагаскар, Гавайские, Большой Барьерный риф, Новая Гвинея; полуострова: Аравийский, Скандинавский, Лабрадор, Индостан, Сомали; течения: Гольфстрим, Северо-Тихоокеанское, Лабрадорское, Перуанское; реки:Нил, Амазонка, Миссисипи с Миссури, Конго, Енисей, Волга, Лена, Амур, Обь; озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Ладожское, Аральское, Виктория, Танганьика, Верхнее; области оледенения: Антарктида, Гренландия; ледники Гималаев и Кордильер, Аляски.
Содержание программы
Согласно примерной программе на изучение географии в 6 классе отводится 35 часов; по учебному плану МБОУ «Новонадыровская СОШ» выделяется 35 часов, 1 час в неделю. Исходя из этого, предполагается следующее распределение часов
Раздел. Источники географической информации (8 часов)
География как наука. Введение (1 часа)
Элементы обязательного минимума образования
Требования к уровню подготовки
обучающихся
Знать
Уметь
Источники получения знании о природе Земли. Глобус. Карта. План местности, их основные параметры и элементы( масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сетка
Предмет изучения географии.
Называть основны
объекты природы, населения и хозяйственной деятельности.
Географические модели (7) Глобус(2 часа)
Элементы обязательного минимума образования
Требования к уровню подготовки
обучающихся
Знать
Уметь
Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение топографического плана местности. Описание маршрута.
Содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности.
Определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план местности.
План местности (2 часов)
-
Элементы обязательного минимума образования
| Требования к уровню подготовки
обучающихся
| Знать
| Уметь
| Ориентирование и измерение расстояний на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Определение высоты точки на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение топографического плана местности. Описание маршрута.
| Содержание понятий: план местности, масштаб, особенности различных видов изображения местности.
| Определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу; направления, расстояния; читать план местности.
| Географическая карта( 1 час)
-
Элементы обязательного минимума образования
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Знать
| Уметь
| Географическая карта — особый источник информации. Легенда карты. Условные знаки. Масштаб и его виды. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Определение абсолютных высот по карте.
| Форму и размеры Земли. Определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт.
| Определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор. Определять на карте полюса, направления, описывать по плану карту полушарий и России; определять географические координаты, абсолютные высоты и глубины.
| Методы изучения земли(2 часа)
| космический, картографический, статистический, полевой, геоинформационный. Значение каждого из них для получения, обработки, передачи и представления географической информации. Работа географа в полевых условиях. Использование новых геоинформационных систем.
| Методы изучения земли
| определять значение каждого из них для получения, обработки, передачи и представления географической информации
| Раздел. Природа Земли и человек. (27 часов) Земля как планета(2 часа)
| Элементы обязательного минимума образования
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности.
Возникновение и геологическая история земли. Земля – планета Солнечной системы. Солнце — источник жизни на Земле. Земля — одна из девяти планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. Луна — спутник Земли, их взаимодействие. Форма и размеры Земли. Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года в обоих полушариях. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.
| Знать
| Уметь
| основные географические понятия и термины
Солнечная система,
Движение Земли вокруг Солнца, времена года как следствие наклона земной оси, Луна её воздействие на Землю
| Объяснять развитие географических знаний человека о Земле. Возникновение и геологическую историю земли
| Земная кора и литосфера (5 часов)
-
Элементы обязательного минимума образования
| Требования к уровню подготовки
Обучающихся
| Знать
| Уметь
| Земная кора и литосфера. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора; ее строение под материками и океанами. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения. Изменение температуры горных пород с глубиной.
Литосфера — твердая оболочка Земли. Подвижные участки земной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма на Земле. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений; правила обеспечения личной безопасности.
Рельеф Земли. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Изображение рельефа Земли на карте. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Образование и развитие оврагов. Сели: правила по обеспечению личной безопасности. Деятельность человека, преобразующая рельеф.
Минеральные ресурсы литосферы; их виды, добыча и транспортировка. Шахты, карьеры, скважины как объекты рационального использования. Воздействие хозяйственной деятельности людей на литосферу, ее последствия.
Меры по сохранению и рациональному использованию ресурсов литосферы. Природные памятники литосферы.
| Основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара,
Основные понятия: литосфера, рельеф, горные породы, полезные ископаемые.
| Объяснять образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.
Описывать горы, равнины земного шара по типовому плану.
Работать с контурной картой.
|
| |