Скачать 72.26 Kb.
|
Муниципальное учреждение дополнительного образования детей «Дома творчества детей и юношества» Урмарского района Чувашской Республики План – конспект занятия дополнительного образования детей «Введение в образовательную программу» Педагог дополнительного образования Кузьмина Н.И. - учитель биологии МОУ «УСОШ №1 им. Г.Е.Егорова» УРМАРЫ – 2008 Дата: 14.02.2008 Тема: «Введение в образовательную программу» Цели: Обучающая: познакомить учащихся с работой и организацией кружка; ознакомить с разнообразием растений, отличающихся по внешнему виду. Развивающая: формировать у учащихся исследовательской способности, интерес к окружающему миру и стремление беречь природу. Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к окружающему нас миру. Наглядные пособия и материалы: ММП, компьютер, слайды к занятию, раздаточный материал (шишки, ветки хвойных растений), гербарий и др. План занятия: 1.Организационный момент. Проверка готовности к занятию. 2.Теоритическая часть.
3.Практическая часть.
4.Анализ выполненной работы. Подведение итогов занятия. Ход урока 1.Организационный момент. 2.Теоретическая часть. Беседа: «Что изучает экология? Для чего проводят исследования в природе? Учитель: Ребята, здравствуйте! Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Надежда Ильинична, я работаю учителем биологии и экологии в Урмарской СОШ №1, а также руковожу экологическим кружком «Исследователи природы». (Слайд1) Я вам расскажу о своем кружке, но в начале, давайте, расшифруем «что такое экология?». Может кто-то из вас знает? (Слайд2) Ученики: отвечают на поставленный вопрос. Учитель: Наука экология изучает наш дом – планету Земля, на которой мы с вами живем, и то, как надо жить в этом доме. Экология – наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой, был предложен Эрнестом Геккелем в 1866г. Можно говорить об экологии растений и животных, об экологии человека и общества, об экологии города и культуры. - Как вы считаете, могут ли растения, животные, воздух, вода существовать отдельно друг от друга и от Солнца? (Все в нашем доме взаимосвязано, все зависят друг от друга: если погаснет Солнце, все замерзнет и покроется мраком; если исчезнет воздух и вода – нечем будет дышать, и нечего будет пить; если исчезнут растения – нечего будет, есть животным и человеку…) Поэтому человек должен задумываться о сохранении окружающей среды, т.е. той местности, где он живет. Человек изучает, наблюдает за природой и предполагает, что может произойти, если ее загрязнять и уничтожать, т.е. проводит исследования. Демонстрация слайдов - экологического кружка «Исследователи природы». В нашей школе ведется экологический кружок и называется «Исследователи природы». (Слайд3) Цели кружка – активное участие школьников по изучению, сохранению и преобразованию природной среды родного края. Развитие экологической культуры и грамотности. Руководителем кружка я являюсь с 2002 года, за это время с ребятами провели много интересных занятий. Ребята изучают, исследуют природу; проводят экскурсии; (Слайд4) занимаются озеленением территории школы, пос. Урмары; (Слайд5) участвуют в посадке семян, саженцев хвойных и лиственных растений совместно с членами МЭД ЧР с 2002 года (на базе клуба «Эткер»); старшеклассники проводят беседы среди младших классов об экологическом состоянии окружающей среды. (Слайд6) Самое главное направление кружка – это проведение научно-исследовательских работ, с этими работами ребята выступают на научно-практических конференциях в районе и республике, занимая призовые места. (Слайд7)
Проведено около 16 экологических работ с 2000 по 2008 год, и все они заслуживают большого внимания. Получив навыки научно-исследовательской работы, многие выпускники, поступили в вузы, где изучается экология и биология, т.е. в кружке ребята получают навыки будущей профессии. Это мой новый, дружный коллектив; продолжаем исследования парка, который начали выпускники (2005г) (Слайд8) Давайте, и мы с вами проведем исследования. Лес – составная часть биосферы. Лес – один из многих типов природных сообществ, существующих на нашей планете. Изучение его – одно из важнейших задач экологии. (Слайд9) «А почему именно лес?» – вы можете спросить. Этому есть несколько причин: 1) Лес – один из составных типов растительного покрова Земли. 2) Он оказывает огромное влияние на окружающую среду. 3) Значение леса в жизни человека очень велико и неоценимо. Лес – это легкие планеты, которые производят кислород. По-другому его еще называют лесной фабрикой. Давайте разберемся, сколько же этажей (ярусов) имеет эта фабрика, и кто в ней живет. (Слайд10) Ярусность – это вертикальное, разделение растительности, позволяющие полно использовать производительность данных условий местообитания. 3.Практическая часть. Раздать карточки и рисунок широколиственного леса, на каждую парту по одному экземпляру. Ребята должны найти карточки и поставить на соответствующий ярус, и дать название растений и записать в тетрадях. 1-й этаж (ярус) – большие деревья (древостой). Назовите их. 2-й этаж (ярус) – небольшие, молодые деревья (подрост). 3-й этаж (ярус) – кустарники (подлесок). 4-й и 1-й этаж (ярус) – мохово-лишайниковый. Сюда можно и включить - травы, цветы, грибы, кустарнички, упавшие стволы деревьев, ветки сучьев, листья. Первую исследовательскую работу мы с вами провели, давайте проведем – вторую. Итак, 1-й ярус занимают хвойные и лиственные деревья. - Знаете ли вы, чем они отличаются друг от друга? (У хвойных листья – иголки, а у лиственных – широкая листовая пластинка; у лиственных происходит каждый год – листопад, а у хвойных – нет) Раздать гербарии хвойных растений (сосна, ель) - Чем отличаются хвойные деревья друг от друга? (Формой или кроной дерева, окраской и строением хвоинок.) (Слайд11) Когда вы ходите в поход, иногда обнаруживаете разные шишки. А чья шишка или хвоинка - задумываетесь. И так чтобы это узнать, сами проведите - третье исследование. Перед вами имеются шишки, семена ели и сосны, а также веточки с хвоинками. (Слайд12) - Сравните строение шишек, хвоинок, семян у ели и сосны. Раздать шишки, ветки ели и сосны (ребята определяют особенности строения и заполняют таблицу). «Сравнительная характеристика шишек, хвоинок ели и сосны».
У ели иголки растут по одной, а у сосны – по две, как сестры-близняшки. Замена иголок у хвойных деревьев происходит не сразу, а постепенно, и срок жизни иголок зависит от породы дерева. У сосны, хвоя живет 2-3 года, у ели 5-7 лет, у пихты дольше 10-12 лет. Ну а теперь очень простой вопрос: «Человек для леса друг или враг?» (Слайд13) Ответы учащихся. -Знаете ли вы правила поведения человека в лесу? Главные правила: 1.Не рви цветы, не ломай деревья. 2.Не разоряй гнезда и муравейники. 3.Оберегай растения и животных, занесенных в Красную книгу. 4.Не жги весной травы, так как от неё может, загорится лес. 5.Не вырывай с корнем и не обламывай ягодные кусты. 6.Не устраивай мусорных куч, все пустые банки и бутылки вместе с другим мусором унести с собой из леса и выбросить в специально оборудованные для этого места или закопай. 7.Жги костры только в специально оборудованных местах: костер должен быть удален от деревьев, место костра очищено от травы и обложено камнями или землей; для костра использовать сухой валежник или специально запасенные дрова; перед уходом костер залей водой и засыпь землей. 8.Не шуми и не тревожь обитателей леса. 9.Не разрушай грибницу грибов. 10.Устрой домики и кормушки для птиц и других животных. Учитель: Много есть на свете кроме России хороших стран и земель, но одна у человека родная мать и одна у него – РОДИНА. И ваша РОДИНА нуждается в вас, ребята, в ваших умных руках, добром сердце. Берегите и любите свою РОДИНУ (Слайд 14) 4.Подведение итогов занятия. Литература: 1.Данилова М. Занимательная экология // Воспитание школьников.-2005,- №5. Стр.25 2.Вронский В.А. Экология человека на рубеже веков // Биология в школе.- 2003, - №4. 3.Смакова В.А. Мы изучаем лес. Задания для проектов. Учителю экологии // Биология в школе.- 2003,- №7; 2004,- №1, 3,4 4.Технология исследовательской деятельности по полевой биологии. // Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. - 2003. №2 |