Негосударственное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №82» открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
КОНСПЕКТ занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи
в старшей группе для детей с нарушениями речи
Тема: «Путешествие в осенний лес»
Подготовили:
Гусарова
Оксана Николаевна
учитель-логопед Сиротинская
Елена Александровна
воспитатель 2012 г.
Цель: формирование лексико-грамматических категорий языка, на основе закрепления знаний детей деревьев нашего края и их целебных свойств Задачи:
Образовательные: 1. Расширять и активизировать словарь по теме «Деревья»
2. Образовывать относительные прилагательные от существительных;
3. Практически употреблять уменьшительно-ласкательную форму существительных;
4. Закреплять знания детей о строении дерева;
5. Подбирать слова-антонимы;
6. Совершенствовать представления детей о целебных свойствах деревьев, уточнить значение слов: хвойный, смешанный, лиственный лес.
Коррекционно-развивающие: развивать длительный выдох, внимание, память,
логическое мышление, общую моторику.
Воспитательные:воспитывать бережное отношение к родной природе; умение
слаженно действовать в подгруппе, слушать товарищей и педагога; Оборудование:звукозапись с шумом леса, музыка «Падают, падают листья»
Интерактивная доска с ноутбуком; мяч; карточки с изображением девочек с насморком, температурой, зубной болью ( на каждого ребенка);
Карточки с изображениями деревьев, веточек деревьев (дуб, липа, сосна);
Контейнера с цветками липы, почками сосны, корой дуба.
Набор чайной посуды и чайных ложек для «приготовления» целебных средств детьми, салфетки.
Предварительная работа:
• Рассматривание картин, иллюстраций по темам «Деревья», «Я - человек».
• Беседы о многообразии деревьев и их целебных свойствах, о здоровье, о взаимосвязи человека и природы.
• Дидактические игры «Подбери семена», «Лесная аптека», «Посмотри и назови», «Чем отличаются и чем похожи».
• Создание стенгазеты «Прикоснись к природе сердцем!»
• Чтение художественной литературы о деревьях и том как люди заботятся о своём здоровье ( загадки, стихи, рассказы, энциклопедии для детей, поговорки и пословицы о пользе леса и здоровье человека ).
Создание книжек малышек о целебных свойствах деревьев.
• Экскурсия в лес, парк.
• Создание коллекции, плодов деревьев (желуди, шишки).
Проведение групповой выставки «Фантазии природы».
• Рассматривание плодов, листьев, веточек (экспериментальная деятельность).
Ход занятия.
Орг. момент.
- Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Мы сегодня с вами отправимся на прогулку, а куда, вы узнаете отгадав загадку: Город этот не простой, он дремучий и густой. (Лес)
- Правильно, мы отправимся в лес. - Чтобы все в лесу увидеть подготовим наши глазки, а наши руки нам помогают.
Зрительная гимнастика.
Вот стоит осенний лес!
В нем много сказок и чудес! (Выполняют круговые движения глазами).
Слева - сосны, справа – ели. (Выполняют движения глазами влево – вправо).
Дятел сверху, тук да тук. (Выполняют движения глазами вверх – вниз).
Глазки ты закрой – открой
Посмотри, какой покой!
(наИД доске лес: звучит магнитофонная запись – шум осеннего леса)
II. Сообщение темы занятия. - Вот мы в осеннем лесу. Посмотрите, какая красота! Послушайте, как поют птички. - А что растет в лесу? (В лесу растут деревья, кустарники, грибы, цветы, ягоды и травы) - Правильно, молодцы. Но мы сегодня поговорим только о деревьях, которые растут в наших лесах.
- Ребята, вспомните, а какие запахи у леса?
(В лесу пахнет деревьями, свежестью, дождем, кустарниками, грибами, травами)
- Представьте, что мы находимся в настоящем лесу, какой чистый воздух, вдохнитеглубоко (вдох носом).
- Садитесь красиво
- Назовите деревья, которые растут в нашем лесу.
(В нашем лесу растут ……)
- А вот и наш знакомый гномик. Он предлагает поиграть с нами в осеннем лесу. Гномик спрашивает:
- А как вы думаете, чего больше в лесу деревьев или берез? (В лесу больше деревьев, потому что береза тоже дерево)
III.Повторение частей дерева
- Посмотрите на экран, что это?
(НаИД изображены части дерева).
Какие части есть у любого дерева? (У дерева есть корень, ствол, а ветки и листья или иголки образуют крону дерева)
Соберите дерево из частей.
IV. Подбор слов-антонимов(игра с мячом)
- Какие вы молодцы! Гномик предлагает поиграть с мячом. Игра «Скажи наоборот»..
- Деревья все похожи, но чем-то отличаются. Ствол у березы светлый, а у клена …… (темный). Ствол у рябины кривой, а у сосны….(прямой.)
Ствол у ели тонкий, а у дуба ….. (толстый)
Ствол у липы темный, а у березы…..(светлый)
Ветки у сосны толстые, а у березы….(тонкие). Ветки у рябины прямые, а у дуба…... (кривые) Динамическая пауза.
- Ребята посмотрите на экран.
- Как называется явление природы, когда опадает много листьев? (Это называется листопад.) - В какое время года опадают листья? (Листья опадают осенью) - Почему опадают листья? (Потому что мало солнца, тепла)
Осень с листьями играет,
Листья с веток обрывает,
Листья желтые летят,
Прямо на руки ребят.
Образование относительных прилагательных
- Присаживайтесь, у Гномика готова уже новая игра для нас.
«С какого дерева веточка» (НаИД изображены деревья и ветки вразброс).
- Посмотрите, как много разных веточек. Выберите одну ветку, подберите дерево с которого она упала. Какая это ветка?(Этоветка с липы.Она липовая.) (Каждый ребенок подводит свою веточку к дереву.Называет какая она)
Практическое употребление уменьшительно-ласкательной формы существительных
- Ребята посмотрите, это домик нашего Гномика. Он возле своего домика тоже посадил разные деревья. Нажмите на картинку, узнайте деревцо и назовите его ласково. (Гномик посадил рябинку, сосенку, кленочек, елочку, дубочек, березку)
Итог
- Ребята, Гномик прощается с нами. Вам понравилось в лесу играть с Гномиком? Что вы делали? Где еще можно увидеть деревья? (в парке, на улице, в сквере).Пора возвращаться в детский сад, но вас ждет еще один сюрприз. Закройте глазки.
Ход НООД:
Воспитатель:Один – два – три – четыре – пять, вот вы садике опять.
Я ребят зову, в кружок, выходи смелей дружок. -Давайте улыбнемся друг другу и споем по листопад песенку. «Падают, падают листья»- (обратить внимание на осанку детей).
Дети поют и выполняют движение. - Ребята, вы сегодня были в лесу.Вспомните, какие бывают леса:
(хвойные, лиственные, смешанные.)
- Посмотрите внимательно на карточку. Назовите, какой лес обозначает это символ?
Вспомнитев каком лесу самый целебный воздух?
(в хвойном лесу) - Скажите, что значит слово - целебный? - Сейчас мы с вами поговорим о том, как деревья помогают человеку.
Раздается стук.
Воспитатель вносит посылку. На посылке надпись «Детям от тетушки Совы» - Давайте откроем посылку и узнаем, что в ней лежит .
Достают содержимое посылки (коробочки с дубовой корой, цветками липы, сосновыми почками)
- Подходите, пожалуйста, к столу( воспитатель раздает по одной коробочке.)
- Дети, откройте коробочку и рассмотрите, что в ней лежит. Воспитатель, поочередно обращаясь к каждому ребёнку:
-Оля, скажи, что лежит в твоей коробочке? Дети называют:
цветки липы
кора дуба
почки сосны.
Воспитатель: поочередно спрашивает детей,
- Какое целебное средство можно приготовить из цветков липы,
коры дуба,
почек сосны?
Ответы детей: отвар из коры дуба, чай из цветков липы, настой из почек сосны. - Дети, отвар из коры дуба, чай из цветков липы, настой из почек сосны - это всё целебные средства,они нужны, чтобы сохранить здоровье.
Для кого готовят целебный отвар? - Ребята, я приготовила необычные карточки. Возьмите себе по однойКакое настроение у девочек? Почему? - Дети, давайте поможем девочкам, приготовим для них целебное средство. Каждый из детей имитирует приготовление отвара или чая, воспользовавшись предложенным набором посуды, и салфетками. - Вася, что беспокоит девочку на твоей картинке?
- Оля, какое целебное средство ты приготовила для девочки?
( ответы дети дают перекрёстно, поочередно) - Вот так наши целебные средства помогли девочкам. Спасибо вам за помощь. Но эти целебные средства, ребята, надо принимать, посоветовавшись с врачом. - Ребята, как вы думаете, помогает природа человек сохранить свое здоровье?
- Конечно, ребята лес помогает человеку, а человек всегда должен помнить, что он частичка природы, которую надо беречь и охранять.
Растения – нам добрые братья,-
Былинка и дуб исполин,
Планеты зеленое платье
Давайте, друзья, сохраним!
- Ребята, давайте выйдем к нашим гостям и пожелаем им крепкого здоровья.
Дети: Будьте здоровы!
- Уважаемые гости, примите от нас с ребятами в подарок целебные мешочки.
Пусть наши небольшие подарки придадут вам сил и бодрости, помогут вам сохранить ваше здоровье. |