МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра гражданского права и гражданского процесса
«УТВЕРЖДАЮ»
Начальник кафедры
гражданского права и
гражданского процесса
полковник полиции
__________ И.В. Петров
Дисциплина: Экологическое право
Специальность: 030501.65 – Юриспруденция ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИИ Тема 8. «Правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов».
Обсуждена и одобрена на
заседании кафедры
Протокол № ____
от «___» ____________ 20__ г.
|
| Подготовил:
преподаватель кафедры
ст. лейтенант полиции
А.И. Макаренко ___________
|
Краснодар
20__
Режим особо охраняемых территорий и объектов регулируется главой 9 Федерального закона «Об охране окружающей среды», Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», отдельными постановлениями Правительства РФ. В настоящее время принято Положение о государственных природных заповедниках, а также Положения о заказниках, национальных природных парках, памятниках природы, о Красной Книге РФ.
Особо охраняемые территории и объекты по видам значения классифицируются на федеральные, региональные и местные.
К особо охраняемым территориям и объектам федерального значения относятся государственные природные заповедники, включая биосферные и национальные парки.
Государственные природные заповедники представляют собой природоохранные, научно-исследовательские и эколого-просветительские учреждения, созданные с целью консервативной охраны окружающей среды, сохранения и изучения естественных природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1991 г. № 48 утверждено Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации.
Государственными природными заповедниками объявляются изъятые навсегда из хозяйственного оборота и не подлежащие изъятию ни для каких иных целей особо охраняемые законом природные комплексы (земля, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как эталоны естественной окружающей среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растений и животных.
На начало 1999 г. в России официально действовало 99 государственных природных заповедников общей площадью более 33 млн га, в том числе морской акватории - более 6 млн га. Это составляет 1,55 % всей территории России. Пять российских заповедников находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия (1988 г.), девять - Рамсарской конвенции «О водоболотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц».
На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:
- сохранение биологического разнообразия и поддержание в естественном состоянии охраняемых природных комплексов;
- проведение экологического мониторинга, в том числе путем ведения Летописи природы;
- проведение научных исследований;
- содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды; пропаганда экологических знаний;
- участие в государственной экологической экспертизе проектов строительства, реконструкции и расширения хозяйственных объектов, а также схем их размещения и развития в данном регионе. Существует специальный порядок образования заповедников. На первом этапе идет экологическое обоснование необходимости создания заповедника. Экспертизу проводит Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) совместно с научными и научно - исследовательскими учреждениями Российской академии наук. На втором - оформляется изъятие и отвод земель под территорию заповедника. Выделяются две категории земель: территории заповедника и охранные зоны. Постановление об образовании природных заповедников принимается Правительством РФ по представлению МПР России при условии согласия субъекта Федерации на отнесение его территории к объектам федеральной собственности.
Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, входящие в международную систему соответствующих резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. Международный статус биосферных резерватов имеет 21 российский заповедник.
К сожалению, развитие заповедного дела в стране зачастую сопровождается несоблюдением норм и положений, касающихся порядка образования, режима особой охраны, функционирования и финансирования ООПТ. Так, с 1995 по 1998 г.г. привлечены к административной ответственности 13108 человек, к уголовной - 227, удовлетворено исков решениями судов - 82.
Национальные парки - это природоохранные, научно-исследовательские и рекреационные учреждения, территории которых содержат природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность.
Система национальных парков России начала формироваться сравнительно недавно: первый национальный парк («Сочинский») был создан в 1993 г. Всего в Российской Федерации к началу 1999 года функционировали 34 национальных парка, суммарная официально установленная площадь которых составляла 6784,6 тыс. га, а к началу 2000 г.
- 35 парков общей площадью 6956 тыс. га (0,4% всей территории страны). На национальные парки возлагаются следующие задачи:
- сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;
- сохранение памятников истории, культуры и других объектов культурного наследия;
- создание условий для регулируемого экологического туризма и отдыха в природных условиях;
- организация экологического просвещения населения; разработка и внедрение научных методов охраны природного и культурного наследия;
- осуществление экологического мониторинга. Участки земли, ее недр и водного пространства со всеми находящимися в их пределах природными и историкокультурными объектами передаются национальным паркам в бессрочное (постоянное) пользование. Сочетание природоохранных и рекреационных задач обусловливает выделение в пределах территории национального парка различных функциональных зон со специальным режимом:
- заповедной - в ее пределах запрещена любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;- особо охраняемой - с ее помощью обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов; здесь допускается строго регулируемое посещение;
- познавательного туризма - предназначенной для экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями парка;
- рекреационной - предназначенной для отдыха;
- охраны историко-культурных объектов - обеспечивающей условия сохранения комплексов и объектов культурного наследия;
- обслуживания посетителей - предназначенной для размещения, ночлега, палаточных лагерей, бытового, информационного обслуживания посетителей;
- хозяйственного назначения - в пределах которой ведутся необходимые производственно-хозяйственные работы. В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, допускается выделение зон традиционного природопользования. Здесь по согласованию с дирекцией парка развивается традиционная хозяйственная деятельность, кустарные народные промыслы и связанное с ними использование природных ресурсов.
Правовое положение национальных парков определено Законом «Об особо охраняемых природных территориях» и Положением о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденным постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 10 августа 1993 г. № 769. Каждый национальный парк действует на основании положения о нем, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специальным государственным органом России в области охраны окружающей среды.
К особо охраняемым территориям и объектам регионального значения относятся природные парки — природоохранные, рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Федерации, территории которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность.
На природные парки возлагаются следующие задачи:
- сохранение окружающей среды, природных ландшафтов;
- создания условий для отдыха (в том числе массового) и сохранения рекреационных ресурсов;
- разработка и внедрение эффективных методов охраны окружающей среды и поддержания экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков. Правовое положение природных парков устанавливается национальным законодательством (как федеральным, так и субъектов Федерации), а также нормами международных соглашений. Например, Хасанский природный парк подпадает под действие трех международных соглашений об охране перелетных птиц и птиц, находящихся под угрозой исчезновения, а также среды их обитания6.
На начало 1998 г. в России насчитывалось около 20 природных парков. Так, Московской областной Думой был принят Закон Московской области от 19 февраля 1997 г. № 5/121 «О природных парках Московской области», Постановлением правительства Москвы от 21 июля 1998 г. № 564 образованы особо охраняемые природные территории регионального значения - природный парк «Тушинский» и природно-исторические парки «Измайлово», «Царицын», «Покровское-Стрешнево».
Однако существуют территории и объекты, которые могут быть отнесены к территориям и объектам либо федерального, либо регионального значения - государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.
Государственные природные заказники представляют собой территории, учреждения, образованные для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса.
На конец 2000 года в России насчитывалось 67 заказников федерального значения и более 4000 заказников регионального значения.
Приказом Минприроды России от 16 января 1996 г. № 20 утверждены примерные положения о государственных природных заказниках и памятниках природы.
Задачами объявления природных комплексов государственными природными заказниками являются: сохранение природных комплексов в естественном состоянии; сохранение, воспроизводство и восстановление природных ресурсов; поддержание экологического баланса.
В зависимости от конкретных задач охраны окружающей среды и природных ресурсов заказники могут иметь различный профиль, в том числе могут быть:
- ландшафтными (комплексными), предназначенными для сохранения и восстановления особо ценных или типичных (эталонных) природных ландшафтов и их составных частей;
- биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для охраны и воспроизводства ресурсов растительного и животного мира;
- палеонтологическими, предназначенными для охраны мест находок и скоплений остатков или окаменелых образцов ископаемых животных и растений, имеющих особое научное значение;
- гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими и т.д.);
- геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы (торфяников, месторождений минералов и т.п.).
На особо охраняемых территориях государственных природных заказников устанавливается особый режим: запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам, в том числе:
- распашка земель;
- рубки главного пользования и другие виды рубок, заготовка живицы, сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор грибов, ягод, орехов, плодов, семян, лекарственных и иных растений, другие виды пользования растительным миром;
- промысловая, спортивная и любительская охота, рыболовство, добывание животных, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, другие виды пользования животным миром;
- сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, а также палеонтологических объектов;
- предоставление земельных участков под застройку, а также для коллективного садоводства и огородничества;
- проведение гидромелиоративных и ирригационных работ, геологоразведочные изыскания и разработка полезных ископаемых;
- строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций;
- применение ядохимикатов, минеральных удобрений, химических средств защиты растений и стимуляторов роста;
- сплав леса;
- взрывные работы; - проезд и стоянка автомототранспорта, судов и иных плавучих транспортных средств, устройство привалов, бивуаков, туристических стоянок и лагерей, иные формы отдыха населения;
- любые иные виды хозяйственной деятельности, рекреационного и другого природопользования, препятствующего сохранению, восстановлению и воспроизводству природных комплексов. Памятники природы - это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.
Приказом Минприроды России от 25 января 1993 г. № 15 утверждено Положение о памятниках природы федерального значения. Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:
- участки живописных местностей;
- эталонные участки нетронутой природы;
- участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи);
- места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных;
- лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;
- природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;
- уникальные формы рельефа и связанные с ним природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, группы пещер, ледниковые цирки и торговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, гигантские наледи, гидролакколиты);
- геологические обнажения, имеющие особую научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых);
- геолого-географические полигоны, включая классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;
- места нахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;
- участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды;
- природные гидроминеральные комплексы;
- терминальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей;
- береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты);
- отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья- долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты).
На каждый памятник природы заводится паспорт, оформляемый специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды и утверждаемый в установленном порядке. В паспорте памятника природы указываются:
- его наименование;
- место нахождения;
- краткое описание;
- описание границ и его охранной зоны;
- площадь, занимаемая им и его охранной зоной (раздельно);
- режим охраны;
- допустимые виды использования;
- установленный режим охранной зоны;
- наименование и юридический адрес собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, на которых он расположен, и его охранная зона, а также наименование и юридический адрес физических и юридических лиц, взявших на себя обязательство по охране памятника природы и обеспечению установленного для него режима. В паспорте должны содержаться фотографии, иллюстрирующие на момент составления паспорта состояние памятника природы и его наиболее ценных участков или отдельных объектов, а также карта-схема, позволяющая ясно представить границы и место нахождения памятника природы и его охранной зоны.
Памятники природы и их охранные зоны обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ. Информационное содержание этих знаков согласовывается со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды.
Дендрологические парки и ботанические сады - природоохранные учреждения, создающие специальные коллекции растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществления научной, учебной и просветительской деятельности.
По правовому статусу дендрологические парки и ботанические сады могут быть юридическими лицами, состоящими на государственном бюджете, входить в состав научно-исследовательского или учебного учреждения и состоять на их балансе, а также отнесены в установленном порядке к числу научных учреждений.
В дендрологических парках и ботанических садах организуются функциональные зоны: - экспозиционная - ее посещение специально разрешается администрацией;
- научно-экспериментальная - в нее входят коллекции, экспериментальные участки, питомники; право допуска в эту зону имеют только научные сотрудники парка (сада), а также специалисты с разрешения администрации;
- административная;
- заповедная - она состоит из уникальных или типичных участков ненарушенной флоры как эталона естественной растительности; посещение этой зоны запрещено, если это не связано с проведением научных наблюдений. В состав территории дендрологического парка или ботанического сада могут входить особо охраняемые водные объекты, на которых расположены коллекции водных растений.Территории, которые могут иметь федеральное, региональное или местное значение, это лечебно-оздоровительные местности и курорты, представляющие собой территории, пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами.
Природными лечебными ресурсами могут быть минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов, озер, лечебный климат и другие условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха (Федеральный закон от 23.02.1995 г. № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»). Их лечебные свойства признаются на основании научных исследований, многолетней практики и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами здравоохранения.
Лечебно-оздоровительная местность - территория, обладающая лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения.
Курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
Курортный регион - территория с компактно расположенными на ней курортами, объединенная общим округом санитарной охраны.
Охраняются природные лечебные ресурсы, лечебно-оздоровительные местности, а также курорты путем установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны трех зон. Режим зон охраны определяется в соответствии со ст. 16 Закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».
Постановлением Правительства РФ от 02.02.1996 г. № 101 утверждена Федеральная целевая программа «Развитие курортов федерального значения». Целью Программы является сохранение и развитие курортов, лечебно-оздоровительных местностей федерального значения, рациональное использование природных лечебных ресурсов России для укрепления здоровья граждан.
В России ведется Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий (федерального, регионального и местного значения), представляющий собой совокупность сведений о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, о режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Государственный кадастр ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов (см. Постановление Правительства РФ от 19.10.1996 г. № 1249). Правила ведения Государственного кадастра особо охраняемых природных территорий утверждены приказом Госкомэкологии России от 04.07.1997 г. № 312.
Рекомендуемая литература:
Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 дек.: СЗ РФ. 2005. №242. СТ.4212.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: от 30 ноября 1994 г. N251-ФЗ (в ред. от 27 июля 2006 г.) // СЗ РФ. 1994. №2 32. Ст. 3301; 2001. N217. Ст. 1644; 2002. №2 12. Ст. 1903; 2006. №22. Ст.171; №23. Ст. 282; №2 31 (ч.1). Ст. 3437; СПС «Гарант». 2007.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: от 26 января 1996г. №14-ФЗ (в ред. от 2 февраля 2006 г.) // СЗ РФ. 1996. №5. Ст. 410; 2003. №52 (ч.l). Ст. 5034; 2005. №1 (ч.1). Ст. 15,45; СПС «Гарант». 2007. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ (в ред. от 13 мая 2008 г.) // СЗ РФ. 1996. №25. Ст. 2954; 1999. №7. Ст. 871, 873; 2005. №1 (ч.l). Ст. 1; 2006. №2. Ст. 176; № 31 (ч.l). Ст. 3452; 2007. №50. Ст. 6246, 6248.
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ (в ред. от 16 мая 2008 г.) // СЗ РФ. 2002. №1. (ч.l). Ст. 1; №18. Ст. 1721; №30. Ст. 3029; №10. Ст. 762, 763; 2006. №1. Ст. 4, 10; №2. Ст. 172, 175; 2007. №1. Ст. 21, 25,29, 33; №7. Ст. 840; №15. Ст. 1743; №16. Ст. 1824, 1825; №17. Ст. 1930; №20. Ст. 2367; №21. Ст. 2456; №26. Ст. 3089; №50. Ст. 6246.
Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. №191·ФЗ (в ред. от 30 июня 2006 г.) // СЗ РФ. 2002. №1. (ч.l). Ст. 3; 2005. №13. Ст. 1209; №19. Ст. 1752; 2006. №27. Ст. 2878; 2007. №1. Ст. 34; №17. Ст. 1930; №49. Ст. 6070.
Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 января 2002 г. №2 7-ФЗ (в ред. от 24 июня 2008 г.) // СЗ РФ. 2002. №2. Ст. 133; 2006. №21. Ст. 10; 2007. №7. Ст. 834; №27. Ст. 3213; Рос. газ. от 28.06.2008.
О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. №14: БВС РФ.1999. №1.
Экологическое право России: Учеб. пособие // Под ред. Н.В. Румянцева. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007.
Экологическое право: Учебник. / Отв. ред. Быстров Г.Е., Жаворонкова H.F., Краснова И.О. - М.: Изд-во Проспект. 2007.
Экологическое право. Конспект лекций. / Боголюбов С.А, Кичигин Н.В., Сиваков Д.О. - М.: Изд-во Проспект. 2007.
Ергашев Е.Р., Мирошниченко М.Н. К вопросу о средствах прокурорского реагирования в сфере экологического законодательства. / / Экологическое право. 2007. № 5.
Ефимова Е.И. Развитие института юридической ответственности за экологические правонарушения в эколого-правовых исследованиях. // Экологическое право. 2007. №3.
Журавский И.М. Основания и особенности юридической ответственности за нарушение законодательства о растительном мире // Государство и право. 2007. № 11 (35).
Журавский И.М. Составы экологических правонарушений и ответственно6ть юридических лиц // Государство и право. 2007. № 3 (27).Ивакин В.И. Понятие и состав экологического правонарушения // Государство и право. 2007. № 11 (35).
Пушкарев В.Г. К вопросу о системе экологических преступлений (критический анализ современных научных позиций) // Экологическое право. 2007. № 3.
|