Скачать 0.94 Mb.
|
«Электронные ресурсы музеев Сибири» Тематический план лекций для студентов магистратуры по специальности «История искусства: первобытное, традиционное и этническое искусство»
Введение. Преимущества и недостатки виртуальных музейных ресурсов Общие проблемы использования интернет в учебном процессе. Понятийный аппарат музейного интернета. Информационные технологии в музейной репрезентации. Музейные ресурсы интернета в преподавании историко-культурных дисциплин. Мир реальных музеев: актуальные проблемы. Миссия современной музейной репрезентации с позиций музееведческой науки. Экспозиционная репрезентация. Образовательная функция. Проблемы статуса. Организации и стандарты в создании музейных электронных ресурсов. IСОМ — IСОFОМ. АДИТ: «Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии». Центр ПИК. Лаборатория музейного проектирования. Музейные порталы. Признанные и наиболее интересные виртуальные музеи и музейные сайты. Проектирование виртуального музея. Музейные АИС. Тиражные АИС. Малотиражные АИС. Локальные разработки. Академические, университетские и школьные музеи в интернете. Понятие интерактивности. Принципы анализа контента музейных сайтов. Типы музеев Представление информации о музеях в сети Интернет приобретает все более важное значение как для успешного функционирования самих музеев, так и для культурного освоения пространства сети, которое до настоящего времени цивилизовано крайне слабо. Для совершенствования и развития способов представления музейной информации необходимо иметь четкое представление о том, что уже сделано в данном направлении. Процесс возникновения музейных ресурсов в сети пока является стихийным, практически никак не регулируемым, и тем более важно вовремя понять его основные тенденции, особенности, сильные и слабые стороны. Интеграционные процессы в деятельности музеев, установление все более тесных связей между музеями различных географических и предметных областей делает задачу освоения музеями виртуального пространства категорическим императивом. По аналогии с европейской и общероссийской ситуацией можно предположить, что количество и качество ресурсов сибирских музеев в сети постепенно будет меняться в сторону усложнения информационных моделей и увеличения аттрактивности. Ввиду большого разнообразия, отсутствия единства, разрозненности музейных ресурсов представляется целесообразным начать их исследование с базового деления музеев – держателей ресурсов по региону и статусу: государственные, ведомственные, частные. Наряду с государственными существенную роль в культурной жизни региона играют ведомственные музеи. Виртуальное пространство зачастую является наиболее реальным выходом для расширения сферы деятельности небольшого по площади вузовского или институтского музея. Музеи Сибирского отделения РАН находятся в начале этого процесса. Сектор частных музеев наименее полно представлен как в реальном, так и в виртуальном российском музейном пространстве. Эту нишу в настоящее время заполняют галереи, сайты которых которые в силу специфики галерейной деятельности не могут анализироваться по тем же параметрам, что и музейные ресурсы. Основные понятия
Государственные музеи Сибири в интернете Доступ к отечественным музейным ресурсам обеспечивается порталом «Музеи России». По данным портала «Музеи России» в Сибирском регионе (Алтайский край, Хакасия, Тува, Бурятия, Красноярский край, Кемеровская область, Иркутская область, Омская область, Томская область, Новосибирская область, Тюменская область) насчитывается 411 музеев. Каждый из них имеет свою страничку в портале, которая для большинства музеев является единственным Интернет ресурсом. Сорок два музея имеют свои представительства в Интернет помимо странички в портале. В число последних входят не только государственные музеи, но и ведомственные (академические, вузовские и школьные) и частные инициативы, подчас не имеющие отношения к музейному делу. Так, «Музей Автографов имени Императора Николая Второго» ( Новосибирск) – онлайн-магазин, предлагающий купить воспроизведение фотографий с автографами, а использование в меню сайта музейных терминов типа «запасники» является просто дизайнерским ходом. Сайты некоторых музеев (Новокузнецкий художественный музей и тюменский Музейный ресурсный центр) оказались недоступны для просмотра. В результате источниками исследования выступили 37 государственных музеев Сибирского региона, имеющие доступные для просмотра ресурсы помимо странички в портале «Музеи России». В основном это музейные сайты с описанием экспозиции, афишей, контактной информацией, небольшой характеристикой каждой коллекции с иллюстрацией, аналогичной характеристике экспозиции и фонда в целом. Крайне малое число музеев является держателями не одного, а нескольких ресурсов. Таков Омский государственный историко-краеведческий музей. Помимо официального сайта, хорошо структурированного, содержащего информацию по всем направлениям деятельности музея и описание коллекций, музей также имеет ресурсы «История и культура немцев Сибири» и « Русские укрепленные линии и сибирское казачье войско в XVII - начале XX вв.». Последний ресурс содержит практически онлайн-каталог музейных предметов, но не оснащенный средствами поиска. Описание экспонатов дается по полям, есть просмотр изображений в режиме увеличения, литература и источники оформлены так же, как экспонаты: описание, фото обложки. Тюменский областной музей изобразительных искусств со своего официального сайта (где представлена в основном информация о фондах музея) дает ссылку на проект «Культура и искусство Тюменской области», который по сути является порталом областного значения, ведущим к сайтам 14 музеев области и нескольким тематическим ресурсам, посвященным архитектуре, резьбе по дереву, музыкальной культуре Тобольска и других центров. Одна из наиболее проработанных информационных моделей представлена в портале «Музеи России» Музейным комплексом «Государственный музей Природы и Человека», г. Ханты – Мансийск. Это единственный ресурс государственного музея в портале, содержащий развитую систему гиперссылок. В ресурсе явно используется база данных сотрудников, публикаций, в начальной стадии разработки находится онлайн-каталог. Художественное оформление ресурсов (дизайнерское решение) в большинстве случаев не несет специфически музейной нагрузки. На этом фоне резко выделяется сайт Красноярского художественного музея. По результатам исследования, виртуальных музеев в полном смысле слова среди музейных ресурсов Сибири, отраженных в портале «Музеи России», нет. Все ресурсы являются музейными сайтами. Сайты не дублируют информацию музейной страницы в портале «Музеи России», а представляют гораздо более обширную информацию – это, безусловно, является положительным моментом. Крайне малое количество музеев использует элементы виртуального музея в своих ресурсах. Примером включения виртуальных форм в качестве атрактивных (и возникающих при этом технологических проблем) может служить сайт Новосибирского государственного художественного музея. На сайте музея есть раздел «онлайн», включающий подразделы «журнал», «лекторий», «выставки». Выставка реализована в форме 3D панорамы по выставочному залу. В лектории заявлена лекция И.К. Макарова «Портрет Муравьевой», которая, очевидно, должна быть в форме видеозаписи, но посмотреть ее невозможно. «Журнал» пока не выложен вообще. К сожалению, многие изображения на сайте не грузятся, есть проблемы с кодировкой, не очень хорошо продумана навигация. Это является общей проблемой нестандартно задуманных сайтов, где технологическая составляющая оказывается слишком слабой для реализации концепции. Практически все музеи стараются осветить экспозицию, но не выкладывать информацию о фондах, за исключением самого общего описания коллекций или просто их списка. Два случая разработки онлайн каталога приведены выше, и они являются исключением из правила. Целевая направленность музейных сайтов находится в области популяризации деятельности реального музея и привлечения средств. Показательно, что часто информация о просветительской работе подменяется информацией о коммерческих услугах – проведении праздников, мероприятий. Задача освоения виртуального пространства, кроме также приведенных выше примеров красноярского, новосибирского художественных музеев и ханты-мансийского Музея Природы и Человека, не ставится. Проработка информационного пространства касается в основном навигации, которая, как правило, отлажена в пределах концепции ресурса. Случаи грубых недоработок навигации достаточно редки. Использование внутримузейных баз данных очевидно только в Музее Природы и Человека, Красноярском краевом краеведческом музее, который также предлагает всем желающим музеям воспользоваться его разработкой, и научного проекта Омского государственного историко-краеведческого музея «Сибирское казачество». Ведомственные музеи Сибири в интернете Музейное пространство Сибирского отделения физически очень дискретно, его составляющие рассредоточены по огромной территории. Нужно также учитывать, что речь идет о собраниях совершенно разного статуса и масштаба. Это государственные музеи, мемориальные комнаты в институтах, памятники и архитектурные сооружения, наконец, огромное количество разрозненных частных архивов и коллекций, владельцы которых зачастую даже не задумываются о важности фотографий, писем, исторических документов, хранящихся в семье. Виртуальное музейное пространство СО РАН пока еще не столь разнообразно, но не менее разрозненно. Многие институты и музеи имеют представительства в Интернет, содержащие большое количество информации по истории науки в Сибири. Другие их не имеют и нуждаются в разработке собственных ресурсов. В последние годы осуществляются исследования в области интеграции музейных коллекций, разработки единых принципов создания электронного каталога. Хорошая организация виртуального пространства сегодня может существенно облегчить интеграцию реальных музеев. Совет по музеям пришел к идее о необходимости создания собственного портала, который позволил бы эффективно объединить деятельность сорока музеев и мемориальных комнат, а в перспективе и частных собраний, находящихся в зоне ответственности Совета. Учитывая разнообразие музейных ресурсов СО РАН, ММЦ НГУ и Музей СО РАН предлагают избрать в качестве «верхней» формы представления информации Интернет-портал, который с одной стороны, структурирует имеющиеся Интернет-ресурсы, с другой стороны, предоставит инструменты для создания собственного музейного ресурса, требующие от пользователя минимальной компьютерной грамотности. Первым этими инструментами воспользуется Научный совет по музеям СО РАН, который с их помощью представит информацию по всем музеям и мемориальным комнатам, находящимся в его ведении. С этой целью инициирована паспортизация музеев СО РАН. Но не следует забывать и о необходимости использовать материал электронных коллекций в других, весьма разнообразных целях – просвещения, популяризации истории науки, создания имиджа СО РАН для привлечения новых ресурсов. Мультимедиа центр НГУ и Музей СО РАН, разрабатывая именно это второе направление «электронного музееведения», предлагают уйти от простых видов организации информации, типичных для Web-музеев, и развить широкий спектр специальных форм представления: виртуальную экспозицию, виртуальную экскурсию и виртуальную лекцию, мультимедийную лекцию. Особенностями этих форм являются динамичность и интерактивность в сочетании с использованием аудио и видео материалов. На базе разработок ММЦ НГУ решается задача максимально разнопланового использования информационного массива: автоматически создавать мастер диски CD-ROM и файлы оригинал макетов каталогов виртуальных и реальных выставок, различной полиграфической продукции с презентационными, информационными, методическими материалами. Создание виртуальных форм представления музейных коллекций является перспективным развитием экспозиционной деятельности современного музея, и здесь специалисты-информатики видят свою задачу в том, чтобы предложить музейному работнику простой и эффективный набор инструментов для творчества. Возможности новых информационных технологий позволяют использовать разные экспозиционные методы для представления одной и той же коллекции. Систематический метод, ориентированный в первую очередь на исследователей, может органично сочетаться с тематическим (иллюстративным), ориентированным на лекторов, учителей, широкий круг интересующихся историей науки. Одновременно могут решаться задачи воссоздания атмосферы эпохи. Апробация разрабатываемых форм представления информации ведется на базе экспозиционно-выставочного комплекса «Пять десятилетий в истории Сибирского отделения РАН», созданного в Музее СО РАН на протяжении 2004-2007 г. и отражающего развитие науки в Сибири в 1957 – 2007 гг. Музей СО РАН является динамичной развивающейся системой и должен стать ядром виртуального пространства, оформленного в виде музейного портала. Виртуальный музей истории НГУ Одной из важных задач музея в интернет-пространстве является представление научных коллекций и предоставление исследователю информации и инструментария для научной работы. В последнем университетские музеи Сибири пока опережают государственные музеи. Среди вузовских музеев интересен опыт Кемеровского университета, помимо музейного сайта с полной информацией о коллекциях разработавшего виртуальный музей первобытного искусства. Сайты музеев Казанского университета представляют разнообразные виртуальные ресурсы, базы знаний и виртуальные экскурсии. Хотелось бы подробнее представить опыт Музея истории НГУ, воспользовавшегося инструментальной системой для создания виртуального музея, разработанной в Мультимедиа центре НГУ. Музей НГУ уже четвертый год осуществляет публикацию своих фондов в форме онлайн-каталога, выступающего основой виртуального музея ( http://www.nsu.ru ). Для хранения и представления материалов виртуального музея была построена развитая модель данных, отражающая различные стороны музея как информационного ресурса и социального института. Модель данных настраивается на конкретный музей и предметную область, например, за счет различных атрибутов для разных типов музейных предметов. Виртуальный ресурс Музея НГУ многофункционален, он активно используется преподавателями и студентами различных факультетов, пресс-службой университета, служит источниковой базой для научной работы. Сайты сибирских музеев
Литература Шелегина О.Н. Музеи Сибири. Очерки создания, развития, адаптации. Новосибирск, 2010. ICOFOM Study Series. Музеология, музеи в меняющемся мире: сборник материалов международного симпозиума, Барнаул, 2008. Казаков В.Г., Панина Н.Л., Шелегина О.Н. Музеи Сибири в Интернет // Научно-исторический и культурно-образовательный потенциал сибирских музеев. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 2010. —С.161-168. Казаков В.Г., Панина Н.Л., Шелегина О.Н. Виртуальное музейное пространство СО РАН: принципы и подходы // ICOFOM Study Series. Музеология, музеи в меняющемся мире: сборник материалов международного симпозиума, Барнаул, 2008, с. 69-70. Панина Н.Л., Воробцова Л.Н. Виртуальный музей Новосибирского государственного университета // Академические и вузовские музеи: роль и место в научно-образовательном процессе: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Томск, 7-10 декабря 2008 г. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2009. – С. 296-300. Панина Н.Л., Емельянов П.Г., Шелегина О.Н. Портал музеев СО РАН // 12-я международная конференция EVA 2009. URL: http://conf.cpic.ru/eva2009/rus/reports/report_1813.html Федотов А.М., Фет Я.И., Пищик Б.Н., Казаков В.Г., Панина Н.Л., Алексеева Т.Е., Казаков В.В. Виртуальный музей «Наследие основателя отечественной кибернетики и программирования Алексея Андреевича Ляпунова». Свидетельство о гос. регистрации БД №2012620450 от 21 мая 2012 г. |