Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/7
Дата публикации09.01.2014
Размер0.94 Mb.
ТипТематический план
100-bal.ru > География > Тематический план
  1   2   3   4   5   6   7


«Электронные ресурсы музеев Сибири»

Тематический план лекций

для студентов магистратуры по специальности «История искусства: первобытное, традиционное и этническое искусство»




Раздел

дисциплины (изучаемые темы)

Виды и формы учебной работы

Формы промежуточного и итогового контроля

Лекции

Семинары

Самостоят. работа

1

Введение.

0,5










2

Типы музеев

0,5










3

Понятийный аппарат музейного интернета.


0,5










4

Государственные музеи

0,5










5

Ведомственные музеи

0,5










6

Музей НГУ


0,5

























Контрольно-тестовое задание



Введение. Преимущества и недостатки виртуальных музейных ресурсов
Общие проблемы использования интернет в учебном процессе. Понятийный аппарат музейного интернета. Информационные технологии в музейной репрезентации. Музейные ресурсы интернета в преподавании историко-культурных дисциплин. Мир реальных музеев: актуальные проблемы. Миссия современной музейной репрезентации с позиций музееведческой науки. Экспозиционная репрезентация. Образовательная функция. Проблемы статуса. Организации и стандарты в создании музейных электронных ресурсов.

IСОМ — IСОFОМ. АДИТ: «Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии». Центр ПИК. Лаборатория музейного проектирования. Музейные порталы.

Признанные и наиболее интересные виртуальные музеи и музейные сайты. Проектирование виртуального музея. Музейные АИС. Тиражные АИС. Малотиражные АИС. Локальные разработки. Академические, университетские и школьные музеи в интернете. Понятие интерактивности. Принципы анализа контента музейных сайтов.

Типы музеев
Представление информации о музеях в сети Интернет приобретает все более важное значение как для успешного функционирования самих музеев, так и для культурного освоения пространства сети, которое до настоящего времени цивилизовано крайне слабо. Для совершенствования и развития способов представления музейной информации необходимо иметь четкое представление о том, что уже сделано в данном направлении. Процесс возникновения музейных ресурсов в сети пока является стихийным, практически никак не регулируемым, и тем более важно вовремя понять его основные тенденции, особенности, сильные и слабые стороны.

Интеграционные процессы в деятельности музеев, установление все более тесных связей между музеями различных географических и предметных областей делает задачу освоения музеями виртуального пространства категорическим императивом. По аналогии с европейской и общероссийской ситуацией можно предположить, что количество и качество ресурсов сибирских музеев в сети постепенно будет меняться в сторону усложнения информационных моделей и увеличения аттрактивности.

Ввиду большого разнообразия, отсутствия единства, разрозненности музейных ресурсов представляется целесообразным начать их исследование с базового деления музеев – держателей ресурсов по региону и статусу: государственные, ведомственные, частные.

Наряду с государственными существенную роль в культурной жизни региона играют ведомственные музеи. Виртуальное пространство зачастую является наиболее реальным выходом для расширения сферы деятельности небольшого по площади вузовского или институтского музея. Музеи Сибирского отделения РАН находятся в начале этого процесса.

Сектор частных музеев наименее полно представлен как в реальном, так и в виртуальном российском музейном пространстве. Эту нишу в настоящее время заполняют галереи, сайты которых которые в силу специфики галерейной деятельности не могут анализироваться по тем же параметрам, что и музейные ресурсы.
Основные понятия


  • интернет-ресурс – любая самостоятельная (имеющая собственный URL) форма представления информации о музее в Интернет, от музейной страницы до виртуального музея;

  • музейная страница – сведения о музее, размещенные в информационном портале, представляющие собой стандартный набор полей в рамках одной веб-страницы;

  • сайт музея - веб-сайт, оптимизированный для углубленного представления информации о работе музея. Каждому направлению работы соответствует определенный раздел сайта. Может включать отдельные элементы виртуального музея: виртуальный тур, интерактивные программы и т.д.;

  • виртуальный музей – созданная с помощью компьютерных технологий модель музея, реального или существующего ис­ключительно в виртуальном пространстве. Виртуальный музей воспроизводит некоторые составляющие реального музея: каталоги «коллекций», «экспозицию» и т.п. Как правило, отлича­ется возможностью обратной связи с посе­тителями сайта, широко представленными воспроизведениями «музейных предметов», наличием трехмерных «виртуальных экспо­зиций», дающих возможность виртуального путешествия по «экспозиции» и ее са­мостоятельного моделирования.


Государственные музеи Сибири в интернете
Доступ к отечественным музейным ресурсам обеспечивается порталом «Музеи России». По данным портала «Музеи России» в Сибирском регионе (Алтайский край, Хакасия, Тува, Бурятия, Красноярский край, Кемеровская область, Иркутская область, Омская область, Томская область, Новосибирская область, Тюменская область) насчитывается 411 музеев. Каждый из них имеет свою страничку в портале, которая для большинства музеев является единственным Интернет ресурсом. Сорок два музея имеют свои представительства в Интернет помимо странички в портале. В число последних входят не только государственные музеи, но и ведомственные (академические, вузовские и школьные) и частные инициативы, подчас не имеющие отношения к музейному делу. Так, «Музей Автографов имени Императора Николая Второго» ( Новосибирск) – онлайн-магазин, предлагающий купить воспроизведение фотографий с автографами, а использование в меню сайта музейных терминов типа «запасники» является просто дизайнерским ходом. Сайты некоторых музеев (Новокузнецкий художественный музей и тюменский Музейный ресурсный центр) оказались недоступны для просмотра. В результате источниками исследования выступили 37 государственных музеев Сибирского региона, имеющие доступные для просмотра ресурсы помимо странички в портале «Музеи России».

В основном это музейные сайты с описанием экспозиции, афишей, контактной информацией, небольшой характеристикой каждой коллекции с иллюстрацией, аналогичной характеристике экспозиции и фонда в целом.

Крайне малое число музеев является держателями не одного, а нескольких ресурсов. Таков Омский государственный историко-краеведческий музей. Помимо официального сайта, хорошо структурированного, содержащего информацию по всем направлениям деятельности музея и описание коллекций, музей также имеет ресурсы «История и культура немцев Сибири» и « Русские укрепленные линии и сибирское казачье войско в XVII - начале XX вв.». Последний ресурс содержит практически онлайн-каталог музейных предметов, но не оснащенный средствами поиска. Описание экспонатов дается по полям, есть просмотр изображений в режиме увеличения, литература и источники оформлены так же, как экспонаты: описание, фото обложки.

Тюменский областной музей изобразительных искусств со своего официального сайта (где представлена в основном информация о фондах музея) дает ссылку на проект «Культура и искусство Тюменской области», который по сути является порталом областного значения, ведущим к сайтам 14 музеев области и нескольким тематическим ресурсам, посвященным архитектуре, резьбе по дереву, музыкальной культуре Тобольска и других центров.

Одна из наиболее проработанных информационных моделей представлена в портале «Музеи России» Музейным комплексом «Государственный музей Природы и Человека», г. Ханты – Мансийск. Это единственный ресурс государственного музея в портале, содержащий развитую систему гиперссылок. В ресурсе явно используется база данных сотрудников, публикаций, в начальной стадии разработки находится онлайн-каталог.

Художественное оформление ресурсов (дизайнерское решение) в большинстве случаев не несет специфически музейной нагрузки. На этом фоне резко выделяется сайт Красноярского художественного музея.

По результатам исследования, виртуальных музеев в полном смысле слова среди музейных ресурсов Сибири, отраженных в портале «Музеи России», нет. Все ресурсы являются музейными сайтами. Сайты не дублируют информацию музейной страницы в портале «Музеи России», а представляют гораздо более обширную информацию – это, безусловно, является положительным моментом.

Крайне малое количество музеев использует элементы виртуального музея в своих ресурсах. Примером включения виртуальных форм в качестве атрактивных (и возникающих при этом технологических проблем) может служить сайт Новосибирского государственного художественного музея. На сайте музея есть раздел «онлайн», включающий подразделы «журнал», «лекторий», «выставки». Выставка реализована в форме 3D панорамы по выставочному залу. В лектории заявлена лекция И.К. Макарова «Портрет Муравьевой», которая, очевидно, должна быть в форме видеозаписи, но посмотреть ее невозможно. «Журнал» пока не выложен вообще. К сожалению, многие изображения на сайте не грузятся, есть проблемы с кодировкой, не очень хорошо продумана навигация. Это является общей проблемой нестандартно задуманных сайтов, где технологическая составляющая оказывается слишком слабой для реализации концепции.

Практически все музеи стараются осветить экспозицию, но не выкладывать информацию о фондах, за исключением самого общего описания коллекций или просто их списка. Два случая разработки онлайн каталога приведены выше, и они являются исключением из правила.

Целевая направленность музейных сайтов находится в области популяризации деятельности реального музея и привлечения средств. Показательно, что часто информация о просветительской работе подменяется информацией о коммерческих услугах – проведении праздников, мероприятий. Задача освоения виртуального пространства, кроме также приведенных выше примеров красноярского, новосибирского художественных музеев и ханты-мансийского Музея Природы и Человека, не ставится. Проработка информационного пространства касается в основном навигации, которая, как правило, отлажена в пределах концепции ресурса. Случаи грубых недоработок навигации достаточно редки. Использование внутримузейных баз данных очевидно только в Музее Природы и Человека, Красноярском краевом краеведческом музее, который также предлагает всем желающим музеям воспользоваться его разработкой, и научного проекта Омского государственного историко-краеведческого музея «Сибирское казачество».
Ведомственные музеи Сибири в интернете
Музейное пространство Сибирского отделения физически очень дискретно, его составляющие рассредоточены по огромной территории. Нужно также учитывать, что речь идет о собраниях совершенно разного статуса и масштаба. Это государственные музеи, мемориальные комнаты в институтах, памятники и архитектурные сооружения, наконец, огромное количество разрозненных частных архивов и коллекций, владельцы которых зачастую даже не задумываются о важности фотографий, писем, исторических документов, хранящихся в семье.

Виртуальное музейное пространство СО РАН пока еще не столь разнообразно, но не менее разрозненно. Многие институты и музеи имеют представительства в Интернет, содержащие большое количество информации по истории науки в Сибири. Другие их не имеют и нуждаются в разработке собственных ресурсов. В последние годы осуществляются исследования в области интеграции музейных коллекций, разработки единых принципов создания электронного каталога.

Хорошая организация виртуального пространства сегодня может существенно облегчить интеграцию реальных музеев. Совет по музеям пришел к идее о необходимости создания собственного портала, который позволил бы эффективно объединить деятельность сорока музеев и мемориальных комнат, а в перспективе и частных собраний, находящихся в зоне ответственности Совета.

Учитывая разнообразие музейных ресурсов СО РАН, ММЦ НГУ и Музей СО РАН предлагают избрать в качестве «верхней» формы представления информации Интернет-портал, который с одной стороны, структурирует имеющиеся Интернет-ресурсы, с другой стороны, предоставит инструменты для создания собственного музейного ресурса, требующие от пользователя минимальной компьютерной грамотности. Первым этими инструментами воспользуется Научный совет по музеям СО РАН, который с их помощью представит информацию по всем музеям и мемориальным комнатам, находящимся в его ведении. С этой целью инициирована паспортизация музеев СО РАН.

Но не следует забывать и о необходимости использовать материал электронных коллекций в других, весьма разнообразных целях – просвещения, популяризации истории науки, создания имиджа СО РАН для привлечения новых ресурсов.

Мультимедиа центр НГУ и Музей СО РАН, разрабатывая именно это второе направление «электронного музееведения», предлагают уйти от простых видов организации информации, типичных для Web-музеев, и развить широкий спектр специальных форм представления: виртуальную экспозицию, виртуальную экскурсию и виртуальную лекцию, мультимедийную лекцию. Особенностями этих форм являются динамичность и интерактивность в сочетании с использованием аудио и видео материалов.

На базе разработок ММЦ НГУ решается задача максимально разнопланового использования информационного массива: автоматически создавать мастер диски CD-ROM и файлы оригинал макетов каталогов виртуальных и реальных выставок, различной полиграфической продукции с презентационными, информационными, методическими материалами.

Создание виртуальных форм представления музейных коллекций является перспективным развитием экспозиционной деятельности современного музея, и здесь специалисты-информатики видят свою задачу в том, чтобы предложить музейному работнику простой и эффективный набор инструментов для творчества.

Возможности новых информационных технологий позволяют использовать разные экспозиционные методы для представления одной и той же коллекции. Систематический метод, ориентированный в первую очередь на исследователей, может органично сочетаться с тематическим (иллюстративным), ориентированным на лекторов, учителей, широкий круг интересующихся историей науки. Одновременно могут решаться задачи воссоздания атмосферы эпохи.

Апробация разрабатываемых форм представления информации ведется на базе экспозиционно-выставочного комплекса «Пять десятилетий в истории Сибирского отделения РАН», созданного в Музее СО РАН на протяжении 2004-2007 г. и отражающего развитие науки в Сибири в 1957 – 2007 гг. Музей СО РАН является динамичной развивающейся системой и должен стать ядром виртуального пространства, оформленного в виде музейного портала.
Виртуальный музей истории НГУ
Одной из важных задач музея в интернет-пространстве является представление научных коллекций и предоставление исследователю информации и инструментария для научной работы. В последнем университетские музеи Сибири пока опережают государственные музеи.

Среди вузовских музеев интересен опыт Кемеровского университета, помимо музейного сайта с полной информацией о коллекциях разработавшего виртуальный музей первобытного искусства. Сайты музеев Казанского университета представляют разнообразные виртуальные ресурсы, базы знаний и виртуальные экскурсии. Хотелось бы подробнее представить опыт Музея истории НГУ, воспользовавшегося инструментальной системой для создания виртуального музея, разработанной в Мультимедиа центре НГУ. Музей НГУ уже четвертый год осуществляет публикацию своих фондов в форме онлайн-каталога, выступающего основой виртуального музея ( http://www.nsu.ru ).

Для хранения и представления материалов виртуального музея была построена развитая модель данных, отражающая различные стороны музея как информационного ресурса и социального института. Модель данных настраивается на конкретный музей и предметную область, например, за счет различных атрибутов для разных типов музейных предметов.

Виртуальный ресурс Музея НГУ многофункционален, он активно используется преподавателями и студентами различных факультетов, пресс-службой университета, служит источниковой базой для научной работы.

Сайты сибирских музеев


  1. Государственное учреждение культуры «Новосибирский государственный краеведческий музей», Новосибирская область. URL: http://museum.nsk.ru

  2. Новосибирский государственный художественный музей, Новосибирская область. URL: http://www.nsartmuseum.ru

  3. Музей Автографов имени Императора Николая Второго, Новосибирская область. URL: http://www.autograph-mus.narod.ru

  4. Маслянинский историко-краеведческий музей, Новосибирская область. URL: http://www.mikm08.narod.ru

  5. Сибирский Зоологический музей института систематики и экологии животных СО РАН, Новосибирская область. URL: http://szmn.sbras.ru

  6. Омский государственный историко-краеведческий музей, Омская область, официальный сайт URL: museum.omskelecom.ru/ogik

  7. Омский государственный историко-краеведческий музей  История и культура немцев Сибири URL: museum.omskelecom.ru/deutsche_in_sib

  8. Омский государственный историко-краеведческий музей. Русские укрепленные линии и сибирское казачье войско в XVII - начале XX вв. URL:  www.sibmuseum.ru/sibline

  9. Омский государственный литературный музей им. Ф.М.Достоевского, Омская область URL: http://www.litmuseum.ru

  10. Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля, Омская область URL: http://www.vrubel.ru

  11. Государственный областной художественный музей "Либеров-центр", Омская область URL: http://liberovcentre.org

  12. Томский областной краеведческий музей, Томская область URL: http://museum.trecom.tomsk.ru

  13. Музей г. Северска, Томская область URL: http://www.museum.ru/SeverskMuz

  14. Тюменский областной музей изобразительных искусств, Тюменская область
    URL: http://www.ikz.ru/culture/tmii

  15. Тюменский областной музей изобразительных искусств. Проект «Культура и искусство Тюменской области» URL: http://www.ikz.ru/culture

  16. Муниципальное учреждение культуры "Музейный ресурсный центр", Тюменская область URL: www.clean-noyabrsk.ru/MRC001.htm

  17. Музейный комплекс "Государственный музей Природы и Человека" г. Ханты-Мансийск, Тюменская область URL: http://www.ugramuseum.ru

  18. Ямало-ненецкий окружной музейно-выставочный комплекс имени И.С. Шемановского , Тюменская область URL: http://www.mvk-yamal.ru

  19. Тобольский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, Тюменская область URL: http://www.ikz.ru/culture/tobolsk/index.htm

  20. Государственное учреждение культуры Тюменской области "Ялуторовский музейный комплекс", Тюменская область URL: http://www.musey.ucoz.ru

  21. Государственное учреждение культуры Тюменской области "Ялуторовский музейный комплекс", Тюменская область URL: www.ikz.ru/culture/yalutorovsk/museum.htm

  22. Иркутский областной краеведческий музей, Иркутская область
    URL: http://www.museum.irkutsk.ru/ru/

  23. Иркутский архитектурно-этнографический музей "Тальцы", Иркутская область
    URL: http://www.talci.ru

  24. Иркутский областной художественный музей им. В.П.Сукачева, Иркутская область URL: http://www.museum.irk.ru/index.htm

  25. Кемеровский областной краеведческий музей, Кемеровская область
    URL: http://www.kraumuz.ru

  26. Историко-культурный и природный музей-заповедник "Томская писаница", Кемеровская область URL: http://www.gukmztp.ru

  27. Кемеровский историко-архитектурный музей "Красная горка", Кемеровская область URL: http://www.redhill-kemerovo.ru

  28. Новокузнецкий художественный музей, Кемеровская область
    URL: http://nhm.tut.su

  29. Кемеровский областной музей изобразительных искусств, Кемеровская область
    URL: http://www.kuzbassizo.ru

  30. ГУК "Красноярский краевой краеведческий музей", Красноярский край
    URL: http://www.kkkm.ru

  31. Краевое государственное бюджетное учреждение культуры "Историко-этнографический музей-заповедник "Шушенское", Красноярский край
    URL: http://www.shush.ru

  32. Богучанский краеведческий музей, Красноярский край
    URL: http://www.museum.ru/M1384#web

  33. Красноярский музейный центр, Красноярский край
    URL: http://www.mira1.ru

  34. Бурятский республиканский художественный музей им. Ц.С.Сампилова, республика Бурятия URL: http://www.artsampilov.ru

  35. Музей природы Бурятии, республика Бурятия
    URL: http://www.minkultrb.ru

  36. Национальный музей им. Алдан-Маадыр Республики Тува, республика Тува
    URL: http://www.museum.ru/M1313#web

  37. Хакасский республиканский краеведческий музей им. Л.Р. Кызласова, республика Хакасия URL: http://www.nhkm.ru/museum.html

  38. Алтайский государственный краеведческий музей, Алтайский край
    URL: http://www.agkm.ru

  39. ГУК "Государственный художественный музей Алтайского края", Алтайский край
    URL: http://www.ab.ru/~muzei; Сайт «Молодежная палитра», URL: http://palitra.ab.ru


Литература
Шелегина О.Н. Музеи Сибири. Очерки создания, развития, адаптации. Новосибирск, 2010.

ICOFOM Study Series. Музеология, музеи в меняющемся мире: сборник материалов международного симпозиума, Барнаул, 2008.

Казаков В.Г., Панина Н.Л., Шелегина О.Н. Музеи Сибири в Интернет // Научно-исторический и культурно-образовательный потенциал сибирских музеев. — Новосибирск: Изд-во НГУ, 2010. —С.161-168.

Казаков В.Г., Панина Н.Л., Шелегина О.Н. Виртуальное музейное пространство СО РАН: принципы и подходы // ICOFOM Study Series. Музеология, музеи в меняющемся мире: сборник материалов международного симпозиума, Барнаул, 2008, с. 69-70.

Панина Н.Л., Воробцова Л.Н. Виртуальный музей Новосибирского государственного университета // Академические и вузовские музеи: роль и место в научно-образовательном процессе: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Томск, 7-10 декабря 2008 г. – Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2009. – С. 296-300.

Панина Н.Л., Емельянов П.Г., Шелегина О.Н. Портал музеев СО РАН // 12-я международная конференция EVA 2009. URL: http://conf.cpic.ru/eva2009/rus/reports/report_1813.html

Федотов А.М., Фет Я.И., Пищик Б.Н., Казаков В.Г., Панина Н.Л., Алексеева Т.Е., Казаков В.В. Виртуальный музей «Наследие основателя отечественной кибернетики и программирования Алексея Андреевича Ляпунова». Свидетельство о гос. регистрации БД №2012620450 от 21 мая 2012 г.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск