Республиканский конкурс «Планета открытий – 2013»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Вавожская средняя общеобразовательная школа
Конкурсная работа
Для республиканского конкурса
«Планета открытий 2013»
Номинация: Урок (занятие) с использованием информационных технологий»
Тема разработки: «Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею» Предмет: природоведение
5 класс Конкурсант: Чебакова О. И.,
учитель географии . Вавож, 2013 Содержание
|
| Стр.
| I
| Введение
| 3
| II
| Основная часть: конспект урока
| 5
| III
| Заключение
| 10
| IV
| Список использованных источников
| 11
| V
| Приложения
|
|
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и новизна данной работы:
Информационно коммуникационные технологии являются одним из средств повышения учебно-познавательной мотивации учащихся.
Опыт применения автором ИКТ представлен на примере изучения темы «Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею».
Новизна данной работы: применение электронного учебника, программы «My test» для учащихся данного класса является новым видом работы, что вызывает неизменный интерес. Тест, выполненный в программе «My test», позволил учащимся осуществить самоконтроль, выяснить степень усвоения материала.
Положительный эффект дает применение ИКТ в сочетании с другими технологиями. На данном уроке были применены приемы технологии развития критического мышления, стимулирующие мыслительную и творческую деятельность учащихся, что, несомненно, позволило учащимся овладеть новыми приёмами мышления, приобрести практические умения и навыки, а также расширить их кругозор, знания. Цель создания методической разработки: углубление знаний учащихся о Вселенной, знакомство с моделями Вселенной по Аристотелю и Птолемею. Механизм и продолжительность реализации разработки:
Данный урок разработан и проведен с применением:
электронных образовательных ресурсов, размещенных на федеральном Интернет-портале: в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов;
электронного учебного издания к учебнику природоведения для 5 класса;
средств программного обеспечения интерактивной доски;
программы «My test»;
видеоролик (составлен из фрагментов фильмов);
мультимедийных презентаций, созданных учащимися: «Вселенная», «Представления древних людей о Вселенной».
Использованы:
MS Word;
Образовательные ресурсы: ЦОР;
«My test»;
Интернет-браузер,
сервис Google;
Windows Movie Maker;
MS PowerPoint;
MS Publisher;
ABBYY Fine Reader 8.0.
Продолжительность изучения темы: 1 урок.
Урок проведен на базе компьютерного кабинета. Ожидаемые результаты и способы их проверки:
знание учащимися модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею;
умение сравнивать модели Вселенной по Аристотелю и Птолемею;
повышение учебно-познавательной мотивации;
тестирование.
Перспективы дальнейшего развития:
применение данных технологий, программных средств при изучении других тем в курсе природоведения;
проведение общественного смотра знаний.
Возможность распространения в других ОУ:
Обмен опытом на заседании районного методического объединения учителей географии и применение учителями других ОУ района материалов данной разработки; публикация в СМИ.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
План-конспект урока
Цель урока: углубление знаний учащихся о Вселенной, знакомство с моделями Вселенной по Аристотелю и Птолемею.
Задачи стадий урока
1. Задачи стадии Вызова:
- актуализация имеющихся знаний о Вселенной;
- активизация и мотивация учащихся.
2. Задачи стадии Содержания:
- формирование у учащихся представления о развитии взглядов древних ученых о строении Вселенной;
- развитие у учащихся навыков обобщения и сравнения на примере изучаемых объектов, умения критически анализировать информацию, аргументировать свою точку зрения;
- осуществление учащимися самоконтроля в процессе усвоения знаний, умений, навыков.
3. Задачи стадии Рефлексии:
- развитие у учащихся умения подводить итог;
- развитие творческих способностей и информационных умений учащихся.
№
| Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность
учащихся
| Используемые
ресурсы
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| I.
| Организационный момент
| Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
| Демонстрируют учителю готовность к уроку.
Распределены по группам.
|
| II.
| Стадия Вызова:
– актуализация знаний;
| 1. Демонстрирует видеоролик «Загадки космоса» и просит определить тему урока.
| Просматривают видеоролик и совместно с учителем определяют тему урока.
| Видеоролик «Загадки космоса». Приложение 4.
| 2. Предлагает учащимся распределить географические объекты в две колонки «Галактики» и «Планеты»: Марс, Юпитер, Млечный путь, Меркурий, Большое и Малое
| Один ученик выполняет задание на интерактивной доске, класс проверяет.
| Интерактивная доска: перемещение объектов
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
|
– постановка целей учебной деятельности
| Магеллановы Облака, Венера, Сатурн, Андромеда.
|
|
| 3. Предлагает послушать сообщение ученика о том, как древние люди представляли себе Вселенную, и посмотреть презентацию с иллюстрациями.
| - Учащиеся слушают сообщение ученика, рассматривают слайды презентации.
- Сообщение учащегося сопровождается показом иллюстрации из ЕК ЦОР и презентации (с иллюстрациями, нарисованными учащимися и отсканированными с помощью программы ABBYY Fine Reader 8.0).
| Приложение 5.
Презентация «Иллюстрации учащихся» (применение программы ABBYY Fine Reader 8.0).
Приложение 6.
| 4. Совместно с учащимися формулирует цель урока: познакомиться с системой мира по Аристотелю и Птолемею и определить, в чем сходство и различие данных систем.
| Участвуют в определении цели урока
|
| III.
| Стадия Содержания
| 1. Предлагает учащимся просмотреть фрагмент электронного учебника (раздел «Вселенная», тема № 6 «Два великих грека») и составить вопросы по содержанию фрагмента.
| Выполняют задания индивидуально.
| Электронный учебник.
Приложение 9.
| 2. Просит учащихся озвучить результаты своей работы классу.
По ходу работы комментирует вопросы и ответы учащихся.
| Учащиеся прослушивают составленные вопросы и дают ответы
Возможные варианты вопросов:
- Что такое Вселенная?
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
|
|
| - Космос и Вселенная – одно и то же?
- Как устроена Вселенная?
- Есть ли границы Вселенной?
|
|
| Физкультурная минутка
| Гимнастика для глаз
(Приложение 1)
|
|
|
|
| 3. Предлагает учащимся заполнить «концептуальную таблицу»: выполнить сопоставительный анализ систем мира по Аристотелю и Птолемею.
|
| На интерактивной доске проецируется таблица с портретами Аристотеля и Птолемея, с названиями граф, подлежащих заполнению.
Каждая ячейка таблицы скрыта отдельной фигурой.
| 4. Организует обсуждение линий сравнения «концептуальной таблицы» и открывает их (левая колонка таблицы) в таблице на интерактивной доске (Приложение 2, таблица 1).
| Предлагают линии сравнения концептуальной таблицы.
| Открытие ячеек таблицы с помощью приёма перемещения объектов.
| 5. После обсуждения дает задание самостоятельно заполнить таблицу по выбранным линиям сравнения.
| Читают текст учебника, самостоятельно заполняют таблицу в тетради.
|
| 6. Предлагает обсудить результаты работы в группах.
| Обсуждают результаты в группах.
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
|
|
| 7. Просит учащихся представить результаты своей работы классу.
По ходу обсуждения открывает на интерактивной доске образец ответа (все ячейки таблицы) (Приложение 2, таблица 2)
| От каждой группы выступает один ученик и представляет одну линию сравнения.
Слушают ответы представителей групп, высказывают свои мнения.
| Открытие ячеек таблицы с помощью приёма перемещения объектов (можно открывать в произвольном порядке).
| IV.
| Этап текущего контроля
| Предлагает учащимся выполнить тест, который позволит им оценить степень усвоения ими изученного материала.
| Учащиеся работают индивидуально за компьютерами.
| Тест в программе «MyTest».
Приложение 7.
| По завершении тестирования выставляет в классный журнал отметки по желанию учащихся и отвечает на вопросы, если они возникли в ходе тестирования.
| При необходимости задают вопросы.
|
| V.
| Стадия Рефлексии
| 1. Предлагает учащимся посмотреть презентацию «Вселенная» и сочинить синквейн по теме урока
| Смотрят слайды презентации «Вселенная» и сочиняют синквейн по теме урока.
| Интерактивная доска: презентация «Вселенная».
Приложение 8.
| 2. Предлагает учащимся озвучить синквейны.
Возможный вариант:
Вселенная.
Необъятная, непознанная.
Движется, расширяется, изменяется.
Вселенная - необъятный мир.
Космос.
| Представляют классу свои синквейны.
| Учащиеся по желанию пишут свой синквейн на доске.
| VI
| Домашнее задание
| Предлагает в качестве домашнего задания (по выбору учащихся):
| Записывают домашнее залдание.
| Задание представлено интерактивной доске
|
|
| 3
| 4
| 5
|
|
| - составить презентацию в сервисе Google;
- подготовить буклет; варианты тем: «Вселенная по Птолемею», «Вселенная по Аристотелю»…
|
|
| Выходит в сеть Интернет и объясняет ход работы над презентацией.
| Учащиеся выбирают задание, распределяются по группам.
| Презентация в сервисе Google
| Демонстрирует подготовленный буклет «Аристотель» (Приложение 3)
| Рассматривают буклет.
| Буклет «Аристотель».
Приложение 3.
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Использование ИКТ на данных уроках позволило:
- индивидуализировать учебный процесс с учетом личности обучаемого; при подборе материала, заданий, структурирования уроков были учтены возрастные особенности учащихся;
- сделать содержание материала более наглядным, понятным, эмоциональным, занимательным и вызвало интерес учащихся к изучаемому материалу, что не может не влиять на повышение мотивации учащихся.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Иванова Т.В., Калинова Г.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Методическое пособие к учебнику А.А.Плешакова и Н.И. Сонина «Природоведение».5 класс. – М.: Издательский дом «Дрофа», 1999.
2. Интернет-ресурсы:
- audiopoisk.com.mp3: Бах: исполнение Ванессы Мей, классическая музыка в восточной обработке, К Элизе
- Википедия, BiografGuru.ru›about/aristotel: Аристотель (биография, философское учение);
- Video.yandex.ru;
- wmv, YouTube;
- электронные образовательные ресурсы ЕК ЦОР:
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/606f3e89-e0fe-11db-8314-0800200c9a66/view/
3. Казачек Т.В. Природоведение. 5 класс Поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина.- Волгоград: Учитель, 2005г.
4. Плешаков А.А. Природоведение. 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009.
5. Электронное учебное издание. Природоведение. 5 класс. Мультимедийное приложение к учебнику А.А.Плешакова и Н.И.Сонина. – М.: Дрофа, 2005.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Гимнастика для глаз.
Приложение 2.. Концептуальная таблица «Системы мира по Аристотелю и Птолемею»
Приложение 3. Буклет «Аристотель».
Приложение 4. Видеоролик «Загадки космоса».
Приложение 5. ЭОР «Картина мира».
Приложение 6. Презентация «Иллюстрации учащихся».
Приложение 7. Тест в программе MyTest.
Приложение 8. Презентация «Вселенная».
Приложение 9. Скриншот электронного учебника.
Приложение 1
Гимнастика для глаз
Приложение к СанПиН 2.4.2.2821-10
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4–5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1–4, потом перевести взор вдаль на счет 1–6. Повторить 4–5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
Приложение 2
Таблица 1
Концептуальная таблица «Системы мира по Аристотелю и Птолемею»
Объекты
сравнения
Линия сравнения
|
Аристотель
|
|
Птолемей
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 2
Концептуальная таблица «Системы мира по Аристотелю и Птолемею»
Объекты
сравнения
Линия сравнения
|
Аристотель
|
|
Птолемей
|
| Что является центром Вселенной?
| Земля
| Земля
| Количество небесных тел
| 8 (Солнце, Луна и пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн)
| 8 (Солнце, Луна и пять планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн)
| Вращение небесных сфер
| По часовой стрелке.
Вокруг Земли вращаются 8 небесных сфер с неподвижно закрепленными на них небесными телами (девятая сфера обеспечивает движение всех остальных сфер, это двигатель Вселенной)
| Против часовой стрелки.
Небесные тела вращаются вокруг Земли и вокруг своих осей
| Граница Вселенной
| Сфера неподвижных звезд ограничивает Вселенную
| Сфера неподвижных звезд ограничивает Вселенную
|
МБОУ «Вавожская СОШ»
|