Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 442.93 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/4
Дата публикации18.01.2014
Размер442.93 Kb.
ТипОбразовательная программа
100-bal.ru > География > Образовательная программа
  1   2   3   4
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МАРИ_ТУРЕКСКИ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«МАРИ_ТУРЕКСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»


«Рассмотрено» «Утверждаю»

на педагогическом совете Директор МОУ ДОД

Протокол № _____ «Мари-Турекский Дом детского

творчества»

от ___________________ __________ / Г.И. Ушнурцева /

«_____»____________2011 г.
Образовательная программа

дополнительного образования детей
«Веселая мастерская»

Направление:

художественно- эстетическое

Возраст детей: 6 – 10 лет

Срок реализации: 4 года

Составитель:

Машковцева Алефтина Арспаевна,

педагог дополнительного образования

Программа реализуется в МБОУ

«Косолаповская средняя

образовательная школа»

Мари-Турекского района

Республики Марий Эл


с.Косолапово

2011 г.
Образовательная программа дополнительного образования

объединения "Веселая мастерская "
Пояснительная записка



Художественный труд – это вид художественной деятельности, в процессе которой ребёнок создаёт красивые, выразительные предметы (на уровне своих возможностей) и украшает, благоустраивает окружающую среду. Эти предметы становятся художественными, если в них всё подчинено единому замыслу, который выражен в форме, цвете, материале, композиции.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 6 до 11 лет, проявляющих интерес к природным объектам, желающих мастерить поделки своими руками с использованием природных материалов и подручных средств. Большая часть занятий посвящена работе с природными материалами.

Природный материал – это кладовая фантазии, изготовление из него поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит знания и умения, необходимые детям на уроках окружающего мира, труда, но обязательно разовьет мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, и пусть поделки будут пока не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение.

Поделки из природного материала, разнообразные по технике изготовления и материалу можно разделить на: конструирование и аппликацию из природного материала.

Аппликация – это художественная техника создания изображения путем присоединения деталей к фону.

Обучать детей работать с природными материалами желательно с дошкольного возраста. Дошкольники любознательны, у многих из них есть желание сделать какую-то вещь своими руками, подарить её маме, бабушке, другу. Занятия помогают познавать окружающий мир, способствуют развитию мелкой моторики рук детей, художественного вкуса, творческого интереса.

Занятия по данной программе приносят детям эстетическое удовлетворение, предоставляют возможности для творчества, повышают психическую активность и уверенность в себе, способствуют развитию навыков коммуникации, обогащают субъективный опыт ребёнка, нормализуют эмоциональное состояние, развивают волевые качества.

Цель программы

Данная цель находится в зоне ближайшего развития потенциала детей, проявляющими интерес к художественному труду. Для успешной реализации цели формирование групп проводится дифференцированно.
Данная цель конкретна: все детские работы можно увидеть на постоянно действующей выставке в кабинете художественного труда, а также поделки – сувениры, которые готовятся для друзей, родителей, гостей.

Достижение этой цели приводит к формированию устойчивого интереса к художественному труду, расширяет кругозор детей, развивает творческое мышление, формирует навыки самостоятельной работы.

Задачи

Обучающие:

  • изучение различных природных материалов и подручных средств.

  • освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок, элементов детского дизайна.

  • выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её результат.

Развивающие:

  • развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании поделок, отвечающих художественным требованиям (цвет, форма, композиция).

  • развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического отношения к природному окружению своего быта.

  • развитие произвольной ручной моторики.

  • развитие креативного мышления.

  • развитие самостоятельности мышления

Воспитательные:

  • выработка настойчивости в достижении цели.

  • воспитание находчивости, смекалки, трудолюбия.

  • воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости.

  • воспитание умения довести начатое дело до конца.

  • развитие коммуникабельности.

Планируемый результат

В процессе реализации программы по окончании 1 года обучения дети должны:

  • знать разнообразный природный материал и уметь его применять для изготовления поделок;

  • иметь представление об элементах дизайна;

  • получить знания о природе, ее кладовых.

  • уметь работать со скульптурным пластилином,

  • соотносить в выполнении скульптуры животного или птицы размеры головы к размеру туловища,

  • подбирать правильно размеры и формы глаз и носа,

  • выполнять объёмные формы фигурок животных, рыб, птиц и др.,

  • научиться украшать свои изделия

У детей должно быть развито:

  • желание самостоятельно что–то создавать, творить

  • мелкая моторика рук

У детей должно быть воспитано:

  • трудолюбие,

  • аккуратность,

  • умение работать в коллективе, необходимое в трудовой деятельности.

  • трудолюбие,

  • аккуратность,

  • умения работать в коллективе, необходимые в трудовой деятельности

  • чувство взаимопомощи и уметь представлять работу, как совместный труд,

  • чувство прекрасного.

Учебно-тематический план


Тема


1 группа


2 группа


Всего

I Введение (4 ч)

1.-2. Знакомство с деятельностью кружка.



1

2

1


2


3-4. Сбор природных материалов.


1

1

2

II. Работа с природным материалом. (8 ч)

1-2. Изделия из шишек, желудей, веточек, семян.


2


2


4

3-6. Изделия из листьев деревьев и кустарников, трав.


2


2


4

III. Материал для лепки — пластилин (16 ч)

1-2 Правила работы с пластилином


1

1

2

3-6. Пластилин вместо карандашей и красок.

2

2

4

7-10. Лепка животных. по памяти.

2

2

4

11-14. Викторина «Сказки, сказки ...».Лепка сказочных героев.

2

2

4

15-18. Лепка по мотивам дымковской игрушки

2

2

4

IV. Работа с бросовым материалом (14 ч)

1-4. Поделки из бумажных и картонных коробок.

2


2

4

5-10. Поделки из фантиков


3

3

6

11-14. Поделки из пластиковых бутылок, баночек.


2


2


4


V. Крупа и опилки — материал для отделки ( 12 ч)


1-4. Аппликация из круп

2

2

4

5-12. Аппликация из опилки

4

4

8

VI. Подведение итогов года ( 2 ч )


1-2. Выставка работ.


1

1

2

Всего




28

28

56

Содержание программы
I. Введение

1. Знакомство с деятельностью кружка.

Правила внутреннего распорядка и личной гигиены.

Техника безопасности при работе с разными материалами. Подготовка места к работе.

2. Сбор природных материалов.

Правила первичной обработки.

II. Работа с природным материалом

1. Изделия из шишек, желудей, веточек, семян. Беседа: «Про зеленые леса и лесные чудеса»..

2. Изделия из листьев деревьев и кустарников, трав. Беседа: «Береги природу».

III. Материал для лепки — пластилин

1. Историческая справка..

Правила работы с пластилином, вспомогательные предметы для работы. Показ простейших форм.

2. Пластилин вместо карандашей и красок.

З. Лепка животных. по памяти.

4. Викторина «Сказки, сказки ...».Лепка сказочных героев.

5. Лепка по мотивам дымковской игрушки.

IV. Работа с бросовым материалом

1. Поделки из бумажных и картонных коробок.

2. Гlоделки из фантиков

3. Поделки из пластиковых бутылок, баночек.

V. Крупа и опилки — материал для отделки

1. Аппликация из круп

2. Аппликация из опилки

VI. Подведение итогов года

1. Выставка работ.

Итого – 56 часов

Формой занятий является свободное творчество, при выполнении как индивидуальных, так и групповых работ. Занятия основываются на индивидуальном подходе . к каждому ребенку, с учетом его возможностей

Программа рассчитана на 1 год занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. .

Организация занятий

Этапы занятий:

  • Показ и объяснение педагога.

  • Изготовление поделки детьми по образцу, с помощью педагога

  • Самостоятельная работа детей с элементами творчества, фантазии.

Основной принцип построения занятий – постепенный переход от простого изделия к сложному изделию.

Данная программа рассчитана на учебный план 56 ч., согласно которому в неделю проводится два занятия.

Методическое обеспечение:

В воспитании младших школьников большое значение имеет продуктивные виды деятельности.

Основные методы, используемые в работе:

  • словесные

  • наглядные

  • игровые

  • практические.

Сочетание красоты и полезности является непременным требованием ко всем предметам, создаваемым детьми.

В работе используется разнообразный природный материал

  • шишки , желуди,

  • мох, веточки и коряги,

  • камешки природные и декоративные,

  • сухоцветы,

  • семечки арбуза, дыни, подсолнуха,

  • крупы и бобовые,, скорлупа орехов, яиц

  • опилка

Средства:

  • пластилин цветной

  • клей ПВА

  • краски,

  • лак прозрачный,

  • картон,

  • салфетки,

  • пластмассовые баночки,

Инструменты:

  • ножницы,

  • ножик для пластилина скульптурного,

  • кисточка.



Литература:

  • Мир игрушек и поделок. Сост. О.В. Парулина. – Смоленск: Русич, 2000.

  • Мастерилка. Шишка, желудь и ракушка… Ирина Лыкова. «Карапуз».

  • Ступеньки к мастерству. Е.А. Лутцева. – Москва, 2003.

  • Наш рукотворный мир. Конышева Н.М. – Москва, 2002.

  • Чудесная мастерская. Конышева Н.М. – Ассоциация 21 век.

  • Салфеточные аппликации. Новые идеи декорирования. Сюзанна Хелмольд. Профиздат, 2007



Дополнительная образовательная программа

объединения «Бумажный мир»

1. Пояснительная записка

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения (Б.Н. Неменский). Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках..

Программа создана с учётом опыта работы по типовым программам начального трудового обучения в общеобразовательной школе (И.Г. Майорова). Также рассмотрены дополнительные образовательные программы аналогичного характера: Б.М. Hеменского «Изобразительное искусство и художественный труд», Н.М. Конышева «Художественный труд», Т. Геронимус «Школа мастеров». Программы отражают лишь одно или два направления в творчестве из бумаги. Предлагаемая же программа представляет собой обобщение большинства известных способов художественной обработки бумаги, выстроенных в единой логике «от простого к сложному».

В программе рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (оригами, конструирование, мозаика, аппликация).

«Бумажный мир» — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.

Ведущая идея данной программысоздание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Цель данной программы — создать оптимальные организационно-педагогические условия для усвоения ребенком практических навыков работы с бумагой, воспитание творческой активности, общее и творческое развитие личности.

Задачи:

Обучающие:

• формировать умение использовать различные технические приемы при работе с бумагой;

• отрабатывать практические навыки работы с инструментами;

• осваивать навыки организации и планирования работы.

Развивающие:

• развивать образное и пространственное мышление, фантазию ребенка;

• формировать художественный вкус и гармонию между формой и содержанием художественного образа;

• развивать аналитическое мышление и самоанализ;

• развивать творческий потенциал ребенка, его познавательную активность;

• развивать психометрические качества личности.

Воспитательные:

• формировать творческое мышление, стремление сделать-смастерить что-либо нужное своими руками, терпение и упорство, необходимые при работе с бумагой;

• формировать коммуникативную культуру, внимание и уважение к людям, терпимость к чужому мнению, умение работать в группе;

• создать комфортную среду педагогического общения между педагогом и воспитанниками.

Принципы, лежащие в основе программы:

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). «Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются» (К.Д. Ушинский);

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

• «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, степень продвинутости по образовательному маршруту, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе «Бумажный мир», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Такой характер творчества заставляет педагога сознательно объединять в одном занятии различные виды деятельности, соответственно перестраивая педагогические подходы, раскрывая в творческой деятельности свои специфические признаки педагогической целесообразности и значимости

Учебный год составляет 28 недель. Занятия первого года обучения в настоящее время осваивают две группы детей согласно расписанию 2 раза в неделю по 2 часа, Наполняемость групп 15 человек. Программа адресована детям 6-10 лет.

В этом возрасте ребенок довольно много знает об окружающем мире и его общение с ним очень разнообразно. Кажется, что возможности восприятия, энергия, результативность деятельности детей безграничны. Но умение воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы, изделия, композиции у детей не всегда одинаково развито. Занятия по созданию изделий из бумаги помогут ребенку обрести уверенность в собственных силах, освоить необычные технологии, воспитать художественный вкус ребенка, умение наблюдать и выделять характерное; учат не только смотреть, но и видеть, ведь сюжеты будущих работ находятся рядом с ребятами, необходимо только отыскать их. У младших школьников в отличие от других возрастных групп личностная ориентация определяется направленностью на внешний, предметный мир, у них преобладает наглядно-образное мышление и эмоционально-чувствительное восприятие действительности, для них остаётся актуальной игровая деятельность. Именно возраст младших школьников самый благоприятный в нравственно-эстетическом воспитании.

Ведущее место занимает образная память, логическая память слабая. Внимание непроизвольное, концентрация может быть продолжительной, если ребенку интересна деятельность, которую он выполняет. Ребенка необходимо заинтересовать, создавая успешную атмосферу подачи учебного материала.

Младший школьный возраст — это период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости движений, но еще слабо развиты мелкие мышцы кистей рук, дети не обладают точной координацией мелких движений пальцев. Выполняя различные действия: вырезание, раскрашивание, складывание из бумаги — ребенок будет развивать мелкие и точные движения рук.

Программа «Бумажный мир» состоит из 4 блоков.

В информационно-мотивационный блок включены циклы «Введение» и «Материал — бумага». На этих занятиях необходимо четко и доступно объяснить детям правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования, мотивировать погружение в программу, предоставить детям информационные сведения об истории и происхождении бумаги, ее свойствах, назначении и применении.

Технологический блок состоит из циклов, раскрывающих технологию работы с бумагой, приемы обработки и способы создания изделий из бумаги в технике: «Аппликация», «Оригами», «Конструирование» (из геометрических фигур) и др.

Организационно-воспитательный блок представлен в программе циклом «Праздники и подготовка к ним». Занятия данного цикла проводятся соответственно тематике праздника и включены в тематический план согласно календарному времени. Он предусматривает занятия, связанные с подготовкой и проведением праздников, посещением выставок, участием в конкурсах, викторинах, соревнованиях. Это дает возможность детям расширить свой кругозор, учиться анализировать увиденные работы, оформление и организацию праздника или выступления.

Цикл «Творческие работы» включен в проверочно-результативный блок. Для проверки результативности реализации программы и правильного планирования тематики занятий в завершении каждой темы предусмотрены итоговые задания, которые проводятся в виде викторин, соревнований, выставок, коллективных проектов и помогают педагогу проанализировать результаты деятельности.

Занятия можно проводить блочно (погружение в цикл), а также их можно чередовать между собой, тем самым создавать цикличность прохождения материала (например: работа по изготовлению бабочек, изображению насекомых, рыб может выполняться в каждом цикле, занятия поочередно сменяют друг друга).

В каждом блоке особое место занимает коллективная творческая деятельность (особенно в первый год обучения) — эффективное средство решения многих воспитательных и дидактических задач. Коллективные работы позволяют создать ситуацию успеха у любого ребенка. Каждый ребёнок смотрит на коллективное творение, как на свое собственное. Дети удовлетворены морально, у них появляется желание творить и создавать новые работы. Коллективные творческие работы дают возможность ребенку воспринимать готовую работу целостно и получить конечный результат гораздо быстрее, чем при изготовлении изделия индивидуально. Коллективные творческие работы решают проблему формирования нравственных качеств личности. На их основе детям дается возможность получить жизненный опыт позитивного взаимодействия. Активная совместная деятельность способствует формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умению договариваться о содержании деятельности, о ее этапах, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища, корректно указать на его ошибки.

Работая по данной программе, ребёнок может самостоятельно открыть для себя волшебный мир листка бумаги, постичь свойство, структуру, насладиться цветовой палитрой, сочетанием различных форм и величин. И это все можно постичь с помощью простого всем известного и самое главное доступного материала — бумаги.

Имея блочную структуру, программа ориентирована на межпредметную связь. Она взаимодействует с изобразительным искусством, так как работы, которые выполнены детьми, необходимо оформлять, придавать им эстетический вид.

Ожидаемые результаты:

В конце первого года дети должны овладеть:

– практическими навыками и приёмами художественной обработки бумаги;

– уметь планировать выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ;

– работать аккуратно, бережно, терпеливо опираясь на правила техники безопасности.

2. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы





Тема

Кол-во часов

Информационно-

мотивационный блок

Цикл «Введение»

2

Цикл «Материал — бумага»

2


Технологический блок

Цикл «Конструирование»

8

Цикл «Аппликация»

8

Цикл «Бумагопластика»

8

Цикл «Оригами»

12

Проверочно-

результативный блок

Цикл творческих работ

8

Организационно-

воспитательный блок

Цикл «Праздники и подготовка к ним»

8




Всего

56
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск