Приложение 1
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Водяной пар и облака»
| ФИО (полностью)
| Пилюгина Людмила Васильевна
|
| Место работы
| МКОУ «Соболевская средняя школа»
|
| Должность
| учитель географии
|
| Предмет
| география
|
| Класс
| 6
|
| Тема и номер урока в теме
| «Водяной пар и облака»,№6,
|
| Базовый учебник
| География начальный курс 6 кл.:учебник для общеобразовательных учреждений. Т.П. Герасимова, Н,П, Неклюкова. - М.:Дрофа,2009.
|
Цель урока: Сформировать представление о водяном паре в атмосфере и причинах образования облаков.
9. Задачи:
- Обучающие расширить знания о водяном паре и причинах образования облаков; -Развивающие — продолжить формировать логическое мышление — умение выявлять причинно — следственную связь;
-Воспитательные --- воспитание коммуникативных навыков, продолжить формирования навыков изучения материалов учебника,формирования мировоззренческой идеи о взаимосвязи компонентов географической оболочки.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы учащихся:фронтальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование:гигрометр волосяной;средство обучения:учебник географии 6 класс, раздаточный материал, дневники наблюдения за погодой, материал ЭОР.
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
| Этап урока
| Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
| Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
| Деятельность ученика
| Время
(в мин.)
| 1
| 2
| 3
| 5
| 6
| 7
| 1
| Орг момент
|
| Предлагает определить готовность к уроку,создает положительный настрой на урок.
Здравствуйте ребята! Садитесь пожалуйста.
| Проверяют готовность своего рабочего места.
Приветствуют учителя.
| 1
| 2
| Мотивация
|
| Озвучивает тему.
Сегодня проводим урок по теме «Водяной пар и облака»
Зачитывает стихотворение:
Мириады водяных пылинок
Поднимаются над океанам,
Чтобы тут же в путь пустится длинный
По широтам и меридианам,
Стать сгустившимися облаками,
Тучами, чтоб тяжестью воды
Где — то падать на пески
и камни,
На поля и на сады.
С. Щипачев.
Как путешествовала капелька?
Давайте определим цели сегодняшнего занятия, основываясь на знания: мирового круговорота воды в природе.
О чем мы сегодня узнаем?
| Записывают тему урока.
Слушают учителя.
Фронтальная беседа.
Называют цели урока.
Сегодня на уроке мы узнаем:
-о водяном паре в атмосфере;
-как образуются облака?
-какой формы облака?
| 4
| 3
| Актуализация знаний
|
| Организует работу с учебником.
Для воспроизведения в памяти опорных знаний и для осозна нного восприятия новых знаний.
Почему в ветреную погоду лужи высыхают быстрее?
| Работают с учебником.
-Вода испарилась- превратилась в невидимый водяной пар.
Формируют понятия:
Испарения — процесс перехода вещества из жидкого состояния в газообразное (пар).
Конденсация — переход вещества из газообразного состояния в жидкое или твердое.
| 3
| 4
| Изучение нового материала
Каждая группа представляет ответ одноклассникам.
|
| Предлагает систему заданий для самостоятельной групповой работы.
Контролирует ответы.
Поясняет по мере необходимости.
Задание:
1 группа: -Объяснить, какой воздух называют насыщенным.
2 группа:
-Объяснить, какой воздух называют ненасыщенным.
3 группа:
-Объяснить, что называется абсолютной влажностью воздуха.
4. группа:
-Объяснить, что называют относительной влажностью.
| Работают с текстом учебника.
1.Если воздух при данной температуре не может вместить водяного пара больше, чем он уже содержит то его называют насыщенным.
2. Воздух находящийся над теплой и сухой поверхностью, содержит водяного пара меньше чем может. Такой воздух называют ненасыщенным.
3. Количество водяного пара в граммах в 1м3 воздуха называется абсолютной влажностью воздуха.
4.Относительной влажностью называется отношения количества водяного пара, находящегося в воздухе, к тому количеству водяного пара, которое воздух может содержать при данной температуре, выраженное в процентах.
| 10
| 5
| Промежуточный контроль
|
| Организует работу с заданиями в учебнике.
Установите причинно — следственную связь между температурой воздуха и его возможной влажностью.
Задание: определите, сколько граммов воды должен содержать насыщенный воздух при температуре:
а) -200С;
б) 00С;
в) +300С.
Сделайте вывод.
Задание: а) сколько граммов водяного пара может вместить 1м3 насыщенного воздуха при его нагревании от 0 до +100С; от +20 до 300С.
б) Температура условного объема воздуха +300С. Абсолютная влажность:
1) 15г/м3,
2) 25г/м3,
5г/м3.
| Работа с рисунком 77 на стр.121.
а) 1г водяного пара.
б) 5г водяного пара.
в) 30г водяного пара.
Вывод: Больше всего влаги воздух может содержать над теплой и влажной поверхностью.
а) ответ: 4г, 13г, водяного пара может вместить 1м 3 насыщенного воздуха.
б) ответ:
50%,
83%,
16,6%
| 4
| 6
| Изучение нового материала
(продолжение)
|
|
Организует работу с диаграммой облачности.
Порядок действий:
1.Подсчитать число дней со сплошной облачностью.
2.Подсчитать число дней с просветами.
Демонстрирует гигрометр волосяной.
Гигрометр волосяной предназначен для измерения относительной влажности воздуха в пределах от 30%до 100%.
-основные части прибора и их назначения;
-принцип действия прибора.
Организует работу с текстом учебника.
Ответить на вопрос: как образуется туман?
Формирует понятие -облака:
взаимосвязь атмосферы и гидросферы.
Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут.
Сделать вывод о главной причине образования облаков.
Организует фронтальную работу с рисунками:78,79итекстом учебника
Порядок действий:
1.Прочитать текст учебника ответить :
- Как образуются кучевые облака?
- Как образуются слоистые облака?
- Как образуются перистые облака?
2.Рассмотреть рисунок 78,»Образование облаков: -кучевых, -слоистых, -перистых»
3. Сделать вывод: о видах облаков, их образовании.
| Работают с диаграммой, выполняют задания.
Слушают, записывают.
Изучают текст учебника.
В ясную летнюю ночь при соприкосновении насыщенным водяным парам воздуха с охлажденной земной поверхностью из него выделяются капельки воды — туман. -Облака — это туман, только образуется он не у поверхности Земли, а на какой-то высоте. Вывод: Главная причина образования облаков — охлаждения насыщенного воздуха.
Работают с рисунками и текстом учебника. Делают вывод об образовании разных видах облаков. Рассматривают рисунки :78,79. Читают текст учебника и отвечают на вопросы.
Делают вывод.
| 8
| 7
| Закрепление
|
1Влажность воздуха. Облака. Атмосферные осадки. Практические задания
| Организует Самостоятельную практическую работу:»Построить столбиковую диаграмму о состоянии облачности за месяц»
порядок действий:
Используя календарь наблюдения за погодой:
Подсчитать число дней со сплошной облачностью;
2.Подсчитать число дней с просветами;
3.Подсчитать число дней наполовину затянутыми облаками;
4.Подсчитать число дней с незначительной облачностью;
5.Подсчитать количество абсолютно ясные дни.
Масштаб:1 день= 0,5см.
Сделать вывод: об изменениях облачности и причинах этих изменений. Организует работу с рисунком 79.
Рассмотрите рисунок и ответе на вопрос:Примерно на какое расстояние распространяется зона облаков и осадков?
Тест Применения ЭОР, практические упражнения,
по теме:»Виды облаков»
| Работают с таблицами календаря наблюдения за погодой.
Вычерчивают столбиковую диаграмму за месяц, применяя масштаб.
Вывод: Большую роль в образовании облаков играет ветер:он переносит влажный воздух с морей и океанов на сушу.
Работают с рисунком.
Отвечают на вопрос.
| 9
| 8
| Домашнее задание
|
| 1.Изучите п. 40 в учебнике «География. Начальный курс» под редакцией Т. П. Герасимова, Н.П. Неклюкова и ответить устно на вопросы 1,2 — 4-6;
Дифференцированное задание:
1.Подготовить три вопроса по изученному материалу;
2.Подготовить сообщение о классификации облаков
3.Составить схему:»Классификация облаков»:
-виды облаков; -высота образования.
|
| 3
| 9
| Рефлексия
(итог урока)
|
| Предлагает определить уровень достижения целей.
Итак, подведем итог урока.
Что нового вы узнали?
Чему вы научились?
Что было интересно?
Что было трудно?
| Дают оценку уроку
Сегодня на уроке мы узнали.....
Научились.....
Было интересно.....
Было трудно.....
| 3
|
Приложение к плану-конспекту урока
»Водяной пар и облака»
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР |