Скачать 75.01 Kb.
|
6 класс. Начальный курс географии. Учебник «Начальный курс географии» авт. Т.П.Герасимова Н.П.Неклюкова Проект урока В 6 классе обучаются 10 учащихся. 5 ребят имеют сильную мотивацию к получению знаний, трое среднюю и двое ребят занимаются по программе 8 вида, но проявляют активный интерес к предмету. Тема моего урока « Обобщение знаний по теме «План местности» Данный урок является промежуточным контролем знаний в 1разделе Начального курса географии « План и карта». Урок ориентирован на обобщение, систематизирование и оценку знаний полученных при изучении темы План местности» в течении 10 уроков. В течении которых закладывались основные географические представления и понятия. Моя тема по самообразованию: « Формирование коммуникативной компетентности учащихся через создание ситуации успеха на уроках географии». Несколько лет я работаю по проблеме создания ситуации успеха . Шесть лет я преподаю географию только ребятам 6 класса. Для ребят это новый учебный предмет и на мне лежит большая ответственность в привитии интереса к изучению предмета. Каждый год передомной новый класс и один и тот же вопрос с чего начать? Как установить контакт с учениками? Каким методам преподавания отдать предпочтение? Когда учащиеся приходят в 6 класс и я начинаю работать с ними по предмету часто сталкиваюсь с тем, что ребята не всегда умеют работать с информацией, размещенной в различных источниках; не могут организовать самостоятельную деятельность ,не всегда могут четко выражать свои мысли и анализировать свою деятельность . В результате у ребят к 6 классу снижается познавательный интерес С целью разрешения обозначенных проблем обратилась к исследованию самого понятия «познавательный интерес», изучила методы работы по созданию учебного успеха. Я разработала систему форм и методов , направленной на формирование познавательного интереса через создание ситуации успеха на моих уроках. На уроках широко применяю новые информационно-коммуникативные технологии : электронный учебник, медио уроки, интерактивные тренажеры, презентации, средства сети Интернет. На данном уроке я использую презентацию так как считаю , что презентация позволяет завоевать внимание учащихся , делает урок наглядным и выразительным, повышает учебную активность, значительно повышает усвоение и запоминание материала. На примере данного урока я хочу показать разные методы и формы создания ситуации успеха, это просматриваться на всех этапах урока. Урок- обобщение по теме «План местности» Учитель географии – Верменичева Марина Анатольевна Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «План местности» Задачи:
Тип урока: обобщающее повторение темы Вид урока: игровой, игра-соревнование. Методы проведения: побуждающий, поисковый. Раздаточный материал: атласы, карточки с заданиями конкурсов, конверты с названием команд Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска. Ход урока.
Знаю Умею Хочу знать Пояснение учителем типа и вида урока и метода его проведения
- учитель географии Миронова Л.А. - мама ученицы 6 класса – Волошина К.И. - вожатая – ученица 10 класса – Комарова В. Жюри оценивает работу команд, за каждый правильный ответ 1 балл. 1 конкурс Станция «Название и девиз команды» Команды получают конверты с буквами из которых они должны составить название команды. Название это – прибор, его определение – девиз команды. 1 команда «Нивелир» девиз «Прибор для измерения высоты холма» 2 команда «Компас» девиз «Прибор для определения сторон горизонта» В каждой команде выбирают командира и учащегося, который будет оценивать работу каждого ученика в группе. Ребенок «счетчик» заносит отметки в ведомость оценивания и в конце урока по шкале баллов каждому будет выставлена соответствующая отметка. 2 конкурс Станция «Разминка» ( задаются по 3 вопроса каждой команде) Вопросы 1 команде: 1.Что значит ориентироваться? ( Ориентироваться – это значит определять по карте или местности стороны горизонта) 2. Высота от подошвы до вершины холма называется..? (относительной) 3. Как определить на плане где холм, где овраг? (по бергштрихам) Вопросы 2 команде
3 конкурс Станция «Азимут» На магнитной доске вывешаны плакаты со схемой сторон горизонта необходимо правильно , относительно «Севера», нанести стороны горизонта. В конкурсе принимает участие по одному члену команды. С С Задание для остальных членов команд: Перед вами загадочное письмо состоящее из чисел. Расшифруйте его. Нужно расставить азимут и составить слово. (90, 180, 45, 180, 270, 0, 145 ) (молодцы) М Ы Д 4 конкурс Станция «Масштаб» Командам необходимо выполнить задание по карточкам розданных учителем. Задания 1 команде: 1.Переведите именовонный масштаб в числительный: В 1 см – 10 км. 2. Переведите числительный масштаб в именованный: 1:500 Задание 2 команде :
В 1 см – 100 м. 2. Переведите числительный масштаб в именованный: 1:20000 После выполнения задания команды меняются карточками и осуществляют взаимопроверку. Правильные ответы высвечиваются на экране. 6 конкурс Станция «Конкурс капитанов» Капитаны получают задание на листочками и на доске им нужно нарисовать маршрут: «От точки А велосипедист проехал 10 км на запад, затем повернув на юг, проделал путь в 20 км, после чего двигался на восток 10 км и столько же – на север. Наконец опять повернул на запад , проехав еще 10 км Масштаб в 1 см – 1 км. Какая буква получилась?» 7 конкурс станция «Секретная» Каждой команде выдаются топографические знаки необходимо подписать их названия. 8 конкурс Станция «Пропасть знаний» В конкурсе участвуют по одному члену от каждой команды. При помощи компьютера и интерактивной доски необходимо правильно соединить понятие и определение (это задание можно выполнять только на интерактивной доске, но можно и на компьютере в режиме «рисование») Задание: Подберите соответствие определению и понятию: 1)азимут, 2)план местности, 3)абсолютная высота, 4)масштаб,5) горизонтали,6) относительная высота. а) Чертеж, изображающий небольшой участок земной поверхности сверху в уменьшенном виде. б) Число, показывающее во сколько раз расстояние на местности больше чем на плане г) Угол между направлением на север и на какой-нибудь предмет. е) Превышение высоты точки земной поверхности над уровнем моря. ж) Условные линии, соединяющие точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой. з) Высота от подошвы до вершины По итогам этих конкурсов жюри подводит итог работы команд, ученики «счетчики» по шкале выставляют отметки каждому члену команды. Рефлексия. 1. Анализ творческого домашнего задания. На выставке выставлены рисунки ребят, им необходимо было дома нарисовать план местности к сказкам «Гуси – лебеди» или «Колобок». Ребята высказывают свое мнение.
Домашнее задание: работа с топографическими планами, выполнить задание по плану. Награждение команд. Благодарность за работу на уроке. Анализ урока. Тема урока: Урок – обобщения знаний по теме «План местности» Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «План местности» Задачи:
В начале урока ребятам была сообщена тема урока и вид . Ребята четко обозначили что они знают и умеют делать и поставили для себя цели обобщить и оценить знания, т.е они себя конкретно мотивировали на весь урок. Почему выбрана именно групповая форма работы? Я считаю, что только работая в коллективе ученик четко видит, что его личный успех несет успех всей группе и это накладывает на него определенную ответственность. И при такой форме работы как раз и формируются компетентности общения, обмена информацией. С целью создания ситуации успеха на уроке а я использовала следующие приемы приемы: На первом этапе урока Прием «План урока» Цель: научить школьников планировать деятельность (ставить цель, планировать шаги по ее достижению, оценивать результат). Описание работы: совместное планирование изучения темы (поурочное планирование, определение форм проведение урока, форм контроля и домашнего задания). Прием «Разминка». Цель: актуализация знаний, развитие быстроты реакции, умения слышать и слушать, переключиться с предыдущего урока на урок географии. Описание работы - фронтальная работа, учитель задает вопросы, требующие коротких ответов. Основной этап: Конкурс «Азимут» Прием «Решить развивающий канон» Тип задания относится к логически –поисковому. Имеется некий вид конструкции в данном случае геометрический рисунок со скрытым логическим смыслом. Требуется найти алгоритм выполнения задания. Прием «В центре внимания – твой успех» Применялся в конкурсе ориентирование и конкурс капитанов . Этот прием предназначен, как для ребят расположенных к неуспеху так и явных лидеров готовых взять на себя ответственность за коллектив. Прием «Задачи» Цель: активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления, познавательной самостоятельности. Описание работы:-задачи на воспроизведение имеющихся знаний.Пример: именованный масштаб карты в1см 1000км. Переведите его в численный масштаб.-задачи на логическое мышление.Прием «Найти соответствие понятий и определений» На заключительном этапе Приём «Презентация знаний» Это подведение итогов. Акцентирую внимание на достижениях ребёнка при изучении темы, раздела, параграфа. Иногда в дневнике или тетради делаю запись за активную работу на уроке. Приём: “Творчество” Цель: развитие творческих способностей, Было дано задание на выбор: нарисовать план местности к сказке «Колобок» или «гуси лебеди» Всегда оцениваю высоко. Таким образом, поставленная мною цель обобщит и систематизировать знания по теме «План местности» была достигнута. Кроме того на уроке была создана ситуация успеха , дети ушли с урока с хорошим настроением , с чувством самоудовлетворения. |