«Рассмотрено»
на ШМО
_____________/____________/
Протокол № ___ от «___»____________201__г.
| «Согласовано»
Зам. директора по УВР
_____________/______________/
«___»____________201__г.
| «Утверждаю»
Директор МКОУ «СОШ с.Сластуха»
_____________/______________/
Приказ № ___ от «__»____201__г.
|
Рабочая программа
по географии в 6 классе
Митяковой Галины Ивановны Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _____ от
«____» _____________________201__года
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего ( полного) общего образования и программы среднего ( полного) общего образования по географии.
Рабочая программа отличается от авторской программы О. А Климановой, В.В Климанова количеством часов, отведенных на изучение курса : «Общее землеведение». В авторской программее О.А Климановой ,В.В Климанова на изучение данного курса отводится 68 часов ( 2 раза в неделю), рабочая программа рассчитана на 34 часа ( 1 раз в неделю), но составлена она на основе авторской программы.
Курс «Общее землеведение» рекомендуется изучать учащимся, прошедшим курс обучения по программе «Окружающий мир» или «Природоведение» в начальной школе, а так же учащимся, которые впервые начинают изучать географию. В ходе изучения землеведения предполагается ознакомить учащихся с базовыми знаниями о природе планеты Земля,ее основных закономерностях и взаимовлиянии природы и хозяйственной деятельности населения. В программу курса включены вопросы, касающиеся основных природных закономерностей, однако объем содержания этих тем значительно упрощен как в связи с возрастными особенностями учащихся, так и в связи с нецелесообразностью изучения многих механизмов природных процессов в рамках базового школьного курса географии. В соответствии с требованиями нового базисного учебного плана, по которому на изучение географии в 6 классе отводится 1 учебный час, программа курса «Общее землеведение» может изучаться по сокращенному варианту, который предлагает данная рабочая программа.
Цели и задачи изучения курса географии 6 класса.
Освоение знаний — об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения, хозяйства разных территорий, об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.
Овладение умениями — ориентироваться на местности, использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные ГИС. Применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
Развитие — познавательных интересов, интеллектуальных, творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний.
Воспитание — любви к своей местности, своему региону, своей стране, экологической культуре, бережного отношения к окружающей среде.
Применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социального ответственного поведения в ней, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Требования к уровню подготовки учащихся:
знать/понимать.
основные географические понятия и термины, различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения, результаты выдающихся географических открытий и путешествий.
Географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека, географическую зональность и поясность.
Уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
Находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами,хозяйственного потенциала, экологических проблем.
Приводить примеры
использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов.
Составлять
краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников информации и форм ее представления.
Определять
на местности, плане и карте расстояний, направления высоты точек, географические координаты и местоположение географических объектов.
Применять
приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы, представлять результаты измерений в разной форме.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности и проведения съемок ее участников,чтения карт различного уровня
учета фенологических изменений в природе своей местности, проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий.
Наблюдение за погодой, состоянием воздуха, воды, почвы своей местности, определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов.
Решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию,сохранению, улучшению, принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Количество часов в неделю -1ч.
Количество часов в год-34ч.
Календарно-тематическое планирование программы 6 класса
№
п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Систематическое повторение
| Дата
| Корр.
| план
| факт
| Земля во вселенной (5 ч)
|
| 1
| Как устроен наш мир.
| 1
|
| 3.09
|
|
| 2
| Вращение Земли и его следствия.
| 1
| Солнечная система, планета, геоцентрическая модель, гелиоцентрическая модель.
| 10.09
|
|
| 3
| Глобус –модель Земли. Параллели и меридианы. Градусная сеть. Географические координаты.
| 1
| Экватор, земная ось, тропик, полярный день, полярная ночь.
| 17.09
|
|
| 4
| Определение географических координат точки по глобусу (урок практикум)
| 1
| Градусная сеть, параллель, меридиан, географическая долгота, широта.
| 24.09
|
|
| 5
| Обобщающий урок по теме «Земля во вселенной»
| 1
|
| 1.10
|
|
| Развитие географических знаний о земной поверхности (6 ч)
|
| 6
| План местности. Ориентирование по плану и на местности.
| 1
|
| 8.10
|
|
| 7
| Составление плана местности (урок-практикум).
| 1
| Масштаб, план местности, географическая карта, компас, азимут.
| 15.10
|
|
| 8
| Географическая карта. Многообразие карт.
| 1
| Полярная съёмка, маршрутная съёмка.
| 22.10
|
|
| 9
| Работа с картой (урок-практикум)
| 1
|
| 5.11
|
|
| 10
| Географические открытия древности и средневековья. Великие географические открытия.
| 1
| Проекция, геоинформационная система (ГИС), физическая карта, типы карт.
| 12.11
|
|
| 11
| В поисках Южной Земли. Исследования Океана и внутренних частей материков.
| 1
| Пифей, Герод, Никитин, Поло. Колумб, Магеллан, Веспиччи, Кук, Лазарев, Скотт, Тасман.
| 19.11
|
|
| 12
| Обобщающий урок по теме «Развитие географических знаний о земной поверхности».
| 1
|
| 26.11
|
|
| Природа земли (17ч)
|
| 13
| Облик земного шара. Свойства вод Мирового океана.
| 1
|
| 3.12
|
|
| 14
| Движение вод в Мировом океане. Океанические течения .
| 1
| Океан, залив, пролив, архипелаг, солёность, промилле.
| 10.12
|
|
| 15
| Горные породы и их значение для человека.
| 1
| Волна, штиль, шторм, цунами, отлив, холодное течение, тёплое.
| 17.12
|
|
| 16
| Внутреннее строение Земли. Движение литосферных плит.
| 1
| Горная порода, типы горных пород.
| 24.12
|
|
| 17
| Землетрясения: причины и последствия. Вулканы.
| 1
| Ядро, мантия, литосфера, земная кора, литосферные плиты.
| 14.01
|
|
| 18
| Рельеф и его значение для человека. Изображение рельефа на планах местности и географических картах.
| 1
| Сейсмограф, землетрясение, кратер, гейзер, жерло.
| 21.01
|
|
| 19
| Основные формы рельефа Земли.
| 1
| Рельеф, формы рельефа, абсолютная высота, относительная высота.
| 28.01
|
|
| 20
| Горы.
| 1
| Низменность, возвышенность, горы, нагорья, плоскогорье.
| 4.02
|
|
| 21
| Равнины.
| 1
| Обвал, горный хребет, перевал, молодые горы, высокогорья.
| 11.02
|
|
| 22
| Атмосферный воздух. Температура воздуха. Атмосферное давление. Ветер.
| 1
| Овраг, балка, русло, пойма, дюна, аллювий, терраса реки.
| 18.02
|
|
| 23
| Облака и атмосферные осадки. Погода и климат.
| 1
| Атмосфера, тропосфера, стратосфера, воздушная масса, тепловой пояс, ветер, бриз.
| 25.02
|
|
| 24
| Циркуляция атмосферы. Климаты Земли.
| 1
| Облака, типы облаков, погода, климат.
| 4.03
|
|
| 25
| Работа с климатическими картами (урок-практикум).
| 1
| Пассаты, западные ветры, континентальный, морской климат.
| 11.03
|
|
| 26
| Наблюдение за погодой (урок-практикум)
| 1
|
| 18.03
|
|
| 27
| Круговорот воды в природе. Реки в природе и на географических картах.
| 1
|
| 1.04
|
|
| 28
| Озера. Подземные воды. Болота. Ледники .
| 1
| Круговорот воды, исток, питание реки, губа, эстуарий, межень, озеро, типы озер, болото, айсберг.
| 8.04
|
|
| 29
| Обобщающий урок по теме « Природа земли».
| 1
|
| 15.04
|
|
|
| Географическая оболочка- среда жизни(6ч)
| 30
| Биосфера -живая оболочка Земли. Закономерности распространения живых организмов на Земле. Почва как особое природное тело.
| 1
|
| 22.04
|
|
| 31
| Понятие о географической оболочке. Природные комплексы как части географической оболочки.
| 1
| Пищевая цепь, биосфера, степь, пустыня, тундра, почва, плодородие.
| 29.04
|
|
| 32
| Природные зоны Земли.
| 1
| Литосфера, гидросфера, биосфера, атмосфера. Природный комплекс, высотная поясность.
| 6.04
|
|
| 33
| Стихийные бедствия и человек. Воздействие человека на природу Земли.
| 1
| Природные зоны. Ураган, смерч, наводнение.
| 13.04
|
|
| 34
| Итоговый урок по изученному материалу за 6 класс.
| 1
|
| 20.04
|
|
|
|
Используемая литература:
1. О.А.Климанова, М.Н.Белова, Э.В.Ким и др.; под ред. О.А.Климановой «Землеведение» 6 класс. М.: Дрофа, 2010.
2. Атлас. География. 6 класс. М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2012.
3. Контурные карты. География 6 класс. М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2012.
4. А.В.Румянцев, Э.В.Ким, О.А.Климанова. Рабочая тетрадь. География. Землеведение. 6 класс. М.: Дрофа, 2012
Дополнительная литература:
1. Тематическое планирование. География. Линия учебников О.А.Климановой, А.И.Алексеева. М.: Дрофа, 2008.
2. Румянцев А.В. География. Землеведение. 6 класс: методическое пособие к учебнику под ред. О.А.Климановой «География. Землеведение», М.: Дрофа, 2007. |