Скачать 87.63 Kb.
|
Урок географии 7 класс Тема: Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира. Цели: 1.Познакомить учащихся с особенностями природной зоны. 2. Показать на примере природной зоны взаимосвязь природных компонентов. 3.Развивать навыки работы с источниками географических знаний (атласами, картами) 4.Привить любовь к природе. Оборудование: атласы, карты: физическая Австралии, природных зон карта растений и животных мира. Ход урока. 1.Оргмомент: Один из героев Жюля Верна в романе « Дети капитана гранта» так описал этот материк «…Этот край – самый любопытный на земном шаре! Его возникновение, растения, климат – все это удивляло и еще удивит… Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех, когда – либо существовавших!» Там в зарослях следы бескрылых птиц, Там кошкам в пищу достаются змеи, Рождаются зверята из яиц, И там собаки лаять не умеют, Деревья сами лезут из коры, Там кролики страшней чем наводненье … ( Г. Усова). 1.Организационный момент 2. Повторение материала Проведем географический диктант по изученному материалу об Австралии. Ответы записывайте через запятую, в своих тетрадях. Ход урока
- Какое государство занимает целый материк. (Австралийский союз – Канберра ).
(Экспедиция голландского мореплавателя Абеля Тасмана).
(В 19 веке Англия объявила весь материк колонией).
Ответы: Австралия, Большой барьерный риф, (Сидней),Австралия, крики, Муррей, Эйр, Австралийский союз – Канберра. (Европейцами). Экспедиция голландского мореплавателя Абеля Тасмана, открыл восточное побережье Австралии Джеймс Кук), (В 19 веке Англия объявила весь материк колонией). Хочу предложить вам отправиться в заочное путешествие по природным зонам Австралии. Во время которого мы узнаем, чем отличается органический мир этого континента от других материков, откроем для себя нечто новое и интересное. Давайте вспомним определение природной зоны? (Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительности и животного мира). С чего же начинается любое путешествие? С изучения адреса материка, куда вы хотите отправиться. Не так ли? Поэтому расскажите о географическом положении Австралии? Когда мы отправляемся в путешествие, нам необходимо знать прогноз погоды, в качестве которого мы используем знания о климате материка, полученные на предыдущем уроке. Вы уже знаете, в каких климатических поясах находится Австралия (учащиеся называют их) и можете самостоятельно охарактеризовать каждый из этих поясов. (Характеристика климатических условий). Откройте атласы, и попытайтесь определить какие природные зоны могут располагаться в том или ином климатическом поясе? (в ходе работы они выявляют причинно-следственные связи между климатом и размещением природных зон). Затем учитель просит открыть атласы и сравнить карты: климатическую и природных зон Австралии. В результате сравнения учащиеся приходят к выводу, что на размещение природных зон в первую очередь влияют осадки. Границы природных зон почти полностью совпадают с границами среднегодового количества осадков. Это говорит о том, что существует тесная связь между климатическим областями и природными зонами. По просьбе учителя перечисляют все природные зоны Австралии. 3. Новая тема. Запишите тему урока, находящуюся на доске в тетрадь. Природные зоны Австралии, Своеобразие органического мира. Учитель: После тщательной подготовки, мы можем отправляться в путешествие по природным зонам Австралии. Просмотр фильма о природных зонах. 1.В качестве дневника для записей, во время путешествия мы используем таблицу (см. приложение №1), которая лежит у вас на парте. Обычно мы начинаем рассматривать природные зоны от экватора. Но в этот раз нарушим традиции и начнём со смешанных лесов, которые находятся на островах Тасмания и Новая Зеландия (они менее всего описаны в учебнике). Представим себе, что на эти острова мы, по каким то причинам, не смогли попасть и поэтому воспользуемся записями предыдущих групп, путешествующих по Австралии и островам, прилегающим к ней. Прочитайте уже имеющиеся сведения о данной природной зоне в таблице (ученик зачитывает вслух) и найдите её на карте природных зон (тот же ученик показывает её на большой карте). Как видите, о животных там сведений нет, поэтому слушая мой рассказ, заполните недостающее звено таблицы по данной природной зоне. Рассказ учителя попугаи, киви,, тасманский дьявол, гаттерия-ящерица, ехидна. Ну что вы готовы дальше продолжать путешествие? Тогда в путь! 2.Начнём с юго-востока Австралии, который расположен в зоне жестколистных вечнозелёных лесов и кустарников. Перед вами лежат атласы, откройте их посмотрите, в каком климатическом поясе эта зона находится, и какие почвы в ней распространены? (данные записываются в таблицу). Рассказ учителя Итак, мы выяснили, что на юго-востоке материка самый благоприятный климат и достаточно плодородные почвы именно поэтому этот район материка наиболее заселён и освоен. Здесь преобладают эвкалиптовые леса, на крайнем юге встречается вечнозелёный бук. Но большинство этих лесов сведены с приходом европейцев и сейчас там произрастают: фруктовые деревья, дубы, тополя, хлебные злаки и другие виды. Много лесов погибло от пожаров, которые часто случаются здесь в засушливые периоды. Завезённые сюда животные: кролики, лисицы, крысы оттеснили или истребили местные виды животных. В целом, флора и фауна Австралии сильно изменены человеком, особенно в наиболее обжитых районах. Леса Австралии – родина зелёных попугайчиков, численность которых тоже сильно сократилась после того, как стало модным иметь их в европейских домах. На юго-западе материка дикая природа сохранилась лучше, там почти повсюду произрастают эвкалиптовые леса (учитель показывает картину “эвкалиптовый лес” и спрашивает учащихся, что они слышали об этом удивительном растении). 3.Далее мы попадаем в зону переменно-влажных тропических лесов, которая тянется вдоль восточных склонов Большого Водораздельного хребта. Показывает учитель на карте Эту зону предлагается рассмотреть самостоятельно, но с целью экономии времени каждому учащемуся даётся задание: первый – даёт описание климата с помощью атласа, второй – выписывает почвы из почвенной карты мира, третий – из текста учебника выбирает представителей растительного мира зоны, четвёртый – находит в атласе на карте природных зон представителей фауны, Коала, утконос, Крылан. 4.И вот случайно мы забрели в дождевой лес, запишем характеристику характеристику дождевого леса Австралии Рассказ учащегося о дождевом тропическом лесе. Дождевой тропический лес Австралии:
Учащиеся по ходу рассказа заполняют таблицу Рассказ учителя: 5. Представьте, что следующую природную зону саванн и редколесий мы проедем на автобусе, а я выступлю в роли экскурсовода и вкратце расскажу о ней. А дома вы более подробно рассмотрите её с помощью атласа. Можете закрыть глаза, сесть поудобнее и немного помечтать, отдохнуть, пока я рассказываю вам, что мы могли бы увидеть из окна автобуса. Главную роль в редколесьях играют вечнозелёные эвкалипты, в более сухих местах к ним примешиваются акации и казуарины. Деревья стоят на большом расстоянии друг от друга и поэтому не затеняют густой зелёный ковёр из местных трав: “голубой травы”, “митчелловой травы”, “кенгуровой травы”, “травы Флиндерса”. Общий вид саванн сильно меняется по сезонам. В сухое время года жизнь здесь замирает, почва высыхает и растрескивается, листья покрываются пылью, приобретая мертвенный оттенок. А с первыми дождями появляются сочная трава и яркие цветы. Густая трава вырастает до 1,5 метров и служит питательным кормом для животных. Главным представителем животного мира саванн и редколесий является кенгуру. 6.И вот наконец мы добрались до самой знойной и безжизненной зоны Австралии – зоны пустынь и полупустынь. 3/4 площади материка занято пустынями. С чем это связано? (учащиеся связывают это с засушливым климатом, выясняют, какое количество осадков выпадает в пределах этой зоны). В мире нет пустынь, подобных австралийским. Особенно своеобразны песчаные пустыни, образовавшиеся в результате разрушения древней ожелезненной материнской породы. Поэтому они красно-бурого цвета Склоны и вершины песчаных гряд поросли куртинами спинифекса – остролистного злака, кое-где встречаются колючие кусты акаций, эвкалиптов, казуарин. Поверхность же каменистых пустынь покрывают специфические австралийские виды лебеды и солянок, чередующиеся с густыми непролазными зарослями кустарников – скрэбами. (для более любознательных учитель записывает на доске название скрэбов из эвкалиптов и акаций). Растительность полупустынь несколько богаче: жёсткие дерновинные злаки, полыни и солянки, сплошные заросли кустарниковых акаций и эвкалиптов. Животный мир пустынь беден. Там лишь встречаются ядовитые змеи, плащеносная ящерица, насекомые, в полупустынях обитают различные виды кенгуру, страус эму, дикая собака динго, которая значительно повлияла на сокращение популяции кенгуру, также как и человек. 4. Домашнее задание. Учитель: Наше путешествие окончено, и я думаю, оно было увлекательным, так как природа этого континента очень уникальна. Параграф №37. 6. Закрепление знаний, полученных на уроке. Учитель: А теперь я предлагаю вам послушать текст и найти в нем допущенные ошибки. - Леса расположены в основном на западе Австралии, в них живут много видов обезьян, которые питаются листьями многочисленных эвкалиптов и хлебных деревьев. В лесах Австралии обитают попугаи. Совсем небольшую площадь на материке занимают саванны, полупустыни и пустыни. Среди сплошных зарослей кустарников медленно пробираются коалы и лирохвосты. Пустыни кажутся не такими уж и безжизненными, так как оазисы там встречаются на каждом шагу. На острове Тасмания климат мягкий, здесь выпадает достаточно осадков, а температура даже зимой не опускается ниже +80C, поэтому здесь растут вечнозелёные леса с разнообразным видовым составом флоры и фауны. Кто нашёл ошибки в этом отчёте Слово Учителя: Заканчивая наше путешествие, прошу обратить внимание на то, как человек повлиял и изменил природу Австралии. Во-первых стремительно сокращается площадь лесов. Во - вторых 75% территории материка теперь подвержено опустыниванию. В-третьих некоторые виды животных истреблены полностью, а другие находятся на грани исчезновения. Растительный мир также пострадал от хозяйственной деятельности и внедрения человека в дикую природу этой уникальной части света. И несмотря на всё это, всего около 2% земельного фонда страны занимают охраняемые территории. До сих пор усилия защитников природы в этой стране находятся в постоянном конфликте с интересами монополий, и учёные Австралии высказывают опасения, что природа континента может быть принесена им в жертву! |