Скачать 1 Mb.
|
МОУ НУРИНЕРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА БАЛТАСИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Хабибуллиной Райсы Харисовны, высшая квалификационная категория по учебному курсу «Начальный курс географии » 6 класс 2011 год Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании:
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей: • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы Земного шара во всем его разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования; • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде; • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. Общеучебные умения, навыки и способы деятельности Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для: — познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; — сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; — ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах; — соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Результаты обучения Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «Начальный курс физической географии », из расчета 1-ого учебного часа в неделю. Рабочая программа рассчитана на 35 часов. Количество часов: Всего 35 часов; в неделю 1 час. Практических работ 16 ч. Требования к уровню подготовки (Результаты обучения) В результате изучения географии ученик должен знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА С УЧЕТОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 6-й класс Начальный курс физической географии - 35 часов (по учебнику Т.П. Герасимовой и др.) Введение - 2 часа Урок 1. Что изучает география? Развитие географических знаний о Земле. Урок 2. Земля - планета Солнечной системы. Форма и размеры Земли. Раздел I ПЛАН И КАРТА - ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ –10 часов Планируемые результаты подготовки учащихся: Называть и (или) показывать элементы градусной сети, географические полюса, окружность и радиус Земли. Объяснять понятия: план местности, масштаб, азимут, географическая карта, абсолютная и относительная высота, географические координаты, параллели, меридианы, географические полюса, глобус. Определять (измерять): стороны горизонта по компасу, солнцу, местным признакам, направления, расстояния, абсолютные и относительные высоты, географические координаты, местоположение географических объектов. Уметь читать план, карту и производить простейшую съемку местности. Тема 1. План местности - 4 часов Урок 3. План местности. Стороны горизонта. Условные знаки. Урок 4. Масштаб. Измерение расстояний. Урок 5. Составление плана. Изображение неровностей земной поверхности на плане. Урок 6. Практическая работа №5. Составление плана школьного участка или других объектов. Тема 2. Географическая карта - 6 часов Урок 7. Географическая карта. Масштаб. Условные знаки. Шкала высот и глубин. Урок 8. Градусная сеть. Урок 9. Практическая работа №8. Определение направлений, высот точек и расстояний с помощью масштаба и линий градусной сети на глобусе, карте полушарий и карте России. Урок 10. Географические координаты. Широта Урок 11. Географические координаты. Долгота. Урок №12. Контрольная работа по теме «План и карта» Раздел II ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ - 22 часа Тема 1. Литосфера - 6 часов Планируемые результаты подготовки учащихся: Называть и (или) показывать основные формы рельефа, крупнейшие равнины и горные системы земного шара. Объяснять понятия: литосфера, рельеф, горы, равнины, горные породы, полезные ископаемые. Объяснять образование гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека. Описывать горы, равнины земного шара по плану. Уметь работать с контурной картой. Урок 13. Строение Земли и методы его изучения. Литосфера. Урок 14. Движения земной коры. Урок 15. Землетрясения. Вулканы, гейзеры, опасные природные явления, правила поведения. Урок 16. Практическая работа №8. Определение по карте географического положения, высоты гор (равнин), географических координат и высот отдельных вершин. Урок 17. Равнины. Формы рельефа Земли - результат взаимодействия внутренних и внешних сил. Урок 18. Рельеф дна океанов. Тема 2. Гидросфера - 8 часов Планируемые результаты подготовки учащихся: Называть и правильно показывать океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера, области оледенения, основные части реки, бассейн, водораздел. Объяснять понятия: гидросфера, Мировой океан, океан, море, река, озеро, бассейн, водораздел, речная система, подземные воды. Описывать океан, море, реку, озеро по плану. Определять направление течения, характер реки в зависимости от рельефа. Урок 19. Гидросфера и ее части. Мировой круговорот воды. . Мировой океан и его части. Урок 20. Свойства вод Мирового океана. Урок 21. Движение воды в океанах. Урок 22. Река и ее части. Урок 23. Практическая работа №14. Характеристика реки (озера) по типовому плану. Урок 24 Озера. Урок 25. Ледники. Урок 26. Подземные воды. Тема 3. Атмосфера - 6 часов Планируемые результаты подготовки учащихся: Называть и (или) показывать пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат. Объяснять понятия: атмосфера, атмосферное давление, ветер, погода, климат. Объяснять распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра. Определять (измерять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур. Описывать погоду и климат своей местности. Урок 27. Значение атмосферы в жизни человека. Урок 28. Атмосферное давление. Урок 29. Температура воздуха. Урок 30. Ветер. Урок 31. Водяной пар и облака. . Атмосферные осадки Урок 32. Распределение солнечного света и тепла на Земле. Тема 4. Биосфера. Почвы Земли - 1 час Урок 33. Разнообразие организмов и их распространение на Земле. Тема 5. Природопользование - 1 час. Планируемые результаты подготовки учащихся: Объяснять понятие: природный комплекс. Объяснять и приводить примеры взаимосвязи оболочек Земли и компонентов в природных комплексах, круговороты веществ, влияние природы на жизнь людей и влияние человеческой деятельности на оболочки Земли и природные комплексы. Называть меры по охране природы. Уметь описывать отдельные природные комплексы. Урок 34. Природные комплексы Земли. Природные комплексы своей местности. Раздел III ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ЗЕМЛЕ. ПРИРОДА И НАСЕЛЕНИЕ СВОЕЙ МЕСТНОСТИ - 1 час Планируемые результаты подготовки учащихся:
Урок 35. Численность населения Земли. Расовый состав. Народы планеты. Географическое положение своей местности. Ее природные особенности и богатства, население и хозяйственная деятельность. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 6 КЛАСС. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС ФИЗИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ - 35 ЧАСОВ.
Используемый УМК:
Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса: |