Скачать 122.76 Kb.
|
МОУ «Болоховская основная общеобразовательная школа№3» Концепция на тему: «Развитие практических навыков действия в чрезвычайных ситуациях» по курсу ОБЖ Учитель ОБЖ: Зотова Валентина Петровна 2012г Пояснительная записка Главный постулат выживания – человек может и должен сохранить здоровье и жизнь в любых, самых суровых условиях… Для этого необходимы определённые знания и практические навыки…. Мой небольшой опыт работы учителем ОБЖ подтверждает, что на сегодня, пожалуй, нет такого сложного и до конца ещё не освоенного предмета в отечественной системе образования каким является курс ОБЖ. Каждый из нас в любой момент может оказаться в сложной и опасной ситуации, и тогда от грамотных действий может зависеть наша жизнь и здоровье. Поэтому, на первый план выходит качество преподавания курса ОБЖ в школе. Главной целью обучения «Основам безопасности жизнедеятельности» является подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства. Основными задачами в преподавании предмета для меня являются: - овладение учащимися системой практических знаний и умений, необходимых для сохранения жизни и здоровья в повседневной, учебной и трудовой деятельности; - формирование и развитие средствами предмета необходимости ведения здорового образа жизни; - воспитание патриотического сознания учащихся как одного из основных гражданских качеств. Анализируя содержание программы курса ОБЖ и учебников по предмету, я пришла к выводу, что они предусматривают, в основном, проведение занятий информационного характера. В учебниках отведено недостаточно количество часов для уроков – практикумов. Учебник стандартен. По нему обучаются все регионы, хотя каждый регион отличается своим географическим положением (сейсмоактивность, пожароопасность, сезонные наводнения). Я считаю, что нужно пересмотреть учебник, и часть материала составить в соответствии с географическим положением региона. На основе выше изложенного был разработан мною проект модульной программы «Развитие практических навыков действия в чрезвычайных ситуациях». При разработке данной программы, за основу взята государственная программа для учащихся общеобразовательных учреждений подготовленная В.Н.Латчуком, С.К.Мироновым, С.Н. Вангородским (в полном объёме), кроме того добавлены часы практических занятий практически по всем разделам по курсу ОБЖ. Актуальность проекта Создание условий для формирования сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности Формирование способностей к овладению практическими навыками и умениями поведения в экстремальных ситуациях и достижению поставленных целей Развить учащегося как самостоятельную личность, способную к практической работе с полной отдачей и ответственностью Совершенствование морально-психологического состояния и физического развития школьников Формирование патриотического отношения. Значимость проекта Для учащихся: формирования у учащихся навыков распознавания и оценки опасных и вредных факторов среды обитания человека, нахождение способов защиты от них, безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях дома, на улице и на природе, выработке умения защищать свою жизнь и здоровье, оказывать само- и взаимопомощь. Для учителей: выработка собственной стратегии в практическом осуществлении проектной деятельности, как средства социализации учащихся в рамках основной школы. Умения в практических формах обучения. Обмен опытом. Новизна проекта Повышение мотивации учащихся к сознательному и ответственному отношению к вопросам личной и общественной безопасности с посредством нетрадиционных форм урочной и внеурочной деятельности; Формирование практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях Реализация регионального компонента (формирование практических навыков и умений с учётом географического месторасположения, техногенной, криминогенной ситуаций Центрального региона и Тульской области Цель проекта: Обосновать необходимость и проверить на практике возможности реализации программы «Развитие навыков действия в чрезвычайных ситуациях», подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества, государства. Задача проекта:
Принципы модульного обучения: Понимание особенностей преподавания и специфики обучения курса ОБЖ. Осознание значимости курса. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ:
Интегративный характер проекта. Опираясь на основы наук, учитель показывает, как сведения по географии, математике, физике, русскому языку, истории, физкультуры используются при обучении разделов профиля. Уроки географии развивают пространственное воображение и ориентацию на местности, работе с картой и компасом. Знания по математике и физике нужны для выполнения расчетов при стрельбе. На уроках физкультуры учащиеся отрабатывают координацию движений, развивают такие важные качества как, сила, ловкость, выносливость. Знания по истории позволяют ощущать себя носителем тех славных традиций Российских вооруженных сил, великих побед русского народа на протяжении всей истории нашего могучего Государства. Знания по русскому языку дают нам правильность произношения и написания новых слов: профессиональных терминов, команд, техники и оборудования. Модульная программа «Развитие практических навыков действия в чрезвычайных ситуациях» по курсу ОБЖ. Цель программы Главной целью обучения «Основам безопасности жизнедеятельности» является подготовка человека к успешным действиям по обеспечению безопасности личности, общества. Задачи:
СХЕМА БЛОКОВ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Модульный блок «Развитие практических навыков в ЧС природного характера» В этом блоке будут освещены по моему мнению самые актуальные на сегодняшний день проблемы.
Я хочу оспорить некоторые истины написанные в учебнике по ОБЖ. Это очень просто понять. Когда здание рушится, тяжелый потолок падает на объект или мебель, разрушая их, рядом образуется полость или свободное пространство. Я называю его «треугольник жизни». Это можно увидеть на телеэкранах наших телевизоров, когда показывают чрезвычайные ситуации при обрушении зданий. (Мехико во время землетрясения 1985 года. Все дети находились под партами. Все они были расплющены на толщину собственных костей. Они могли быть спасены, если бы лежали рядом с партами в проходах.)
Именно по этим правилам проводиться тренировка: проводим эксперимент на макете бумажного домика, смотрим как разрушается наш домик и делаем вывод, наши утверждения верны. Проводится эвакуация детей из здания школы на безопасное расстояние от «обрушившего здания». В 1 модульном блоке также рассматриваются такие актуальные темы как извержение вулканов, цунами. Сейчас в Мире повышенная сейсмическая обстановка, а наши учащиеся часто ездят отдыхать именно в такие районы. Поэтому возникла необходимость уделять этим разделам особое внимание. Рассматриваются такие вопросы: Как распознать приближающую беду, как действовать в сложившейся ситуации. (Московская школьница спасла свою семью во время цунами в Таиланде, так как знала признаки приближающего цунами) В этом блоке также рассматриваются темы с учётом географического месторасположения Центрального региона и Тульской области: Ураганы, бури, смерч, наводнения, лесные пожары. Особое место в этом модульном блоке отводиться начинающим путешественникам. Учащимся даются туристические советы, решают практические задачи путешественников. 2. Модульный блок «Развитие практических навыков в ЧС техногенного характера» На всем историческом пути развития человек создавал условия для возникновения техногенных аварий и катастроф. Изобретение колеса. создание машин, покорение атома, открытие электромагнитных колебаний и многое другое, наряду с благом, приносило человеку беды и страдания. Ежеминутно в мире гремят взрывы, возникают пожары, выбрасываются в окружающую природную среду сотни тонн вредных и опасных продуктов, происходят аварии в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, что приводит к травмированию, заболеванию и гибели людей, уничтожению материальных ценностей, огромным экономическим и экологическим потерям. Человечество вынуждено платить очень высокую цену за технический прогресс общества. Чернобыльская катастрофа и авария в Бхопале. последствия ядерных испытаний и покорение космоса, бесчисленные транспортные ЧС и аварии на производстве, массовые отравления и радиационные поражения - вот далеко не полный перечень потенциальных и реальных опасностей техногенного характера. Во втором блоке рассматриваются темы:
Особое место в этом блоке занимает рассматривание вопроса проживание в Тульской области. В Тульской области располагаются химические опасные объекты: Химический завод г. Новомосковска Металлургический завод г. Тула ЦМТ продукт г. Болохово Металлургический завод п. Косая Гора Щекино – Азот Косогорский металлургический завод Если посмотреть на карту, то все эти объекты располагаются вокруг нашего небольшого города Болохово. Поэтому жители нашего города обязаны знать и уметь, как действовать в случае аварии на этих предприятиях. Должны знать и уметь использовать средства индивидуальной защиты : устройство противогаза, респиратора, ватно-марлевой повязки. Уметь определить через какое время придет в населенный пункт зараженное облако. 3. Модульный блок «Развитие практических навыков в ЧС криминогенного характера» Криминогенная обстановка в Мире и в нашей области настолько обостренная, что этот раздел пришлась увеличить по часам в программе и обязательно добавить практические занятия по самообороне. Проводиться уроки по самозащите: рассматриваются болевые точки, как можно воспользоваться ими, чтобы обезвредить нападающего. Также в школе проводятся практические уроки, на которых учащиеся отрабатывают приемы самообороны. 4. Модульный блок «Основы медицинских знаний»
По этим разделам проводятся теоретические занятия совместно с практическими занятиями. На уроках учащиеся учатся оказывать первую медицинскую помощь. Каждый учащийся сдает практический зачет по оказанию первой медицинской помощи и транспортировке пострадавшего. 5. Модульный блок Внеклассная работа На внеклассных мероприятиях учащиеся показывают, чему они научились на уроках, как они могут справиться с волнением и оказать первую медицинскую помощь, можно так сказать в экстремальной ситуации для детской психики. Проводятся такие соревнования: «Азимут» - учащиеся показывают свое мастерство в работе с картой, для стимула последняя точка на карте «клад». «Ворошиловский стрелок» соревнования по стрельбе из пневматической винтовки, «Биатлон», «Школа безопасности» -проходит в два этапа; первый этап – «защита проекта» состоялся в форме научной конференции. Учащимся даны были 4 обязательные темы: «Действия человека в ЧС природного характера», «Действия человека ЧС техногенного характера», «Действия человека в криминогенной ситуации», «Основы медицинских знаний». Класс делился на четыре группы, каждая группа защищала свой проект. Второй этап – практический, преодоление полосы препятствий. В школе работают кружки: «Спасатели»- кружок работает на базе ПЧ-54 13. ОФПС по Тульской области г.Болохово, учащиеся проходят обучение по программе «Юные спасатели». Кружок работает с 2010г. стрелковый кружок «Снайпер» - основан в 2011г, многие учащиеся впервые взялись за оружие и с удовольствием ходят на занятия. |