Скачать 74.07 Kb.
|
МОУ Пектубаевская средняя общеобразовательная школа. Принято на педсовете Утверждаю: протокол №11 Директор школы от 24 сентября 2009 г ……………..Булыгин С.С. ПРОГРАММА Факультатива «Занимательная география» (для учащихся 7 класса) Сотавитель: Шалыгина В.А. Учитель географии МОУ «Пектубаевская СОШ» 2009 г ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа факультативных занятий по географии предлагается для учащихся 7 класса в объеме 34 часа. Программа призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения. Структура данной программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии. Факультатив позволяет всем участникам образовательного процесса возможность получить яркие мысленные образы географических объектов, явлений, изучаемой территории, заинтересовать их географией и тем самым способствовать более глубокому пониманию и усвоению программного материала. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. Данная программа предполагает более углубленное знакомство с географией Африки, Австралии и Океании, Антарктиды, Южной и Северной Америки, Евразии, Мирового океана и отдельных его частей. На протяжении тысячелетий природа нашей планеты испытывает влияние деятельности человека, причем влияние это распространилось на большую часть суши и настолько усилилось, что при изучении материков это необходимо учитывать. В то же время охрана природы теперь – одна из глобальных проблем. Во многих странах решение этой проблемы – дело государственное. Поэтому в данной программе предусмотрено рассмотрение таких вопросов, как решение экологических проблем в некоторых странах, какие попытки предпринимаются в этом направлении, какие трудности возникают при решении вопросов охраны природы. Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для : — познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; — сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; — ориентирование в статистических материалах; — соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Занятия проходят в форме занятий по 35-45 минут. На занятиях учащиеся выполняют практические задания на контурных картах, изучают дополнительную литературу, просматривают видеофильмы и презентации. Занятия проводятся в виде географической игры, викторины. Предлагаемая программа направлена на достижение следующей цели: • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; ЗАДАЧИ • развитие познавательных интересов, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; • воспитание любознательности, расширение общего кругозора учащихся, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде; • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; ПРОГРАММА РАСЧИТАНА НА 1 ГОД обучения ( для учащихся 7 классов) Ожидаемые результаты: К концу года учащиеся должны уметь: - описывать и объяснять явления природы, анализируя данные различных карт; -приводить примеры; - уметь использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, дополнительную литературу, геоинформационные системы ПК; составлять географическую характеристику разных территорий Земли; -применять свои знания на практике, делать выводы. Материал распределяется по темам. (34 ч, 1 час в неделю). Тема №1 Главные особенности природы Земли. (1 ч) Фабрика погоды и климата. Сокровища Нептунова царства. Тема №2 Африка. (6 ч) Подземные кладовые Африки. Перед нами саванна. Народ неподвластный времени. Среди пигмеев бамбути. Ковер дьявола. Последнее прибежище горных горилл. На заповедных землях Танзании. В пустыне Намиб. Калахари – вечная обитель бушменов. В зеленых дебрях Мадагаскара. Тема №3 Индийский океан. (1 ч) Блуждающие убийцы. Тема №4 Австралия. ( 5 ч) Аборигены Австралии. Удивительный символ Австралии. Великое нашествие. Леса восточной Австралии. Верхолазы эвкалиптовых крон. В сердце австралийской пустыни. Озеро Эйр и его бассейн. На берегу Маклая. Уязвимое большое чудо. Съеденный остров. Жемчужина Полинезии. Остров Гавайи. Тема № 5 Тихий океан. (1 ч) Перуанское течение и капризы «Младенца» Тема №6 Антарктида. (2 ч) В антарктических водах. На побережье моря Дейвиса. Пурга. Стоковые ветры. Лето в Антарктиде. Пингвины. Тема№7 Южная Америка. (5 ч) У порога Амазонки. Леса Амазонии. Амазония: что ждет ее. Карманные динозавры. Патагония. Огненная Земля. Человек и Кордильеры. Люди тростниковых островов. Тема №8 Северная Америка. (4 ч) Сады и лед рядом. Осажденные вечным льдом. Полуостров Лабрадор. Судьба Великих американских озер. Ниагарский водопад. Йеллоустонский национальный парк. Большой Бассейн. Большой каньон Колорадо. Мехико. Царство кактусов. Тема№9 Атлантический океан. (1 ч) Второй по величине океан Земли. Рождение острова. «В океане есть река». Тема №10 Евразия. (7 ч) Атлантика и природа Европы. Земля, отвоеванная у воды. Пояс подземных бурь. Этническая карта зарубежной Азии. Верблюды в жизни бедуинов. Евфрат и Тигр – крупнейшие реки Юго-Западной Азии. В краю фиников. В пустыне Гоби. Гималаи. Покорение «Властелина неба». Плоскогорье Декан. Почти на экваторе. Календарно-тематическое планирование.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
|