Пояснительная записка
Программа курса «Наша безопасность» в 6 классе разработана на основе региональной программы курса ОБЖ для общеобразовательных учебных заведений. (Программа разработана на основе программы А. Т. Смирнова по ОБЖ.).
На уроках курса используется отметочная система.
Цели и задачи курса.
Курс предназначен для ознакомления учащихся с общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций, их последствиями, а также на приобретение ими знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций при нахождении человека на природе и в условиях автономного существования.
В процессе изучения данного курса учащиеся приобретут практические навыки по гражданской обороне (в рамках программы за 6класс), оказания самопомощи и взаимопомощи в условиях вынужденного автономного существования. Данный курс актуален для учащихся, потому что они проживают в зоне лесов смешанного характера., что усиливает значимость данного курса.
Программа курса включает три логически взаимосвязанных раздела, содержание которых составляет область знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций.
Программа рассчитана на один час в неделю, что составляет 34 часа в год Для обеспечения ведения курса используется следующая методическая литература:
1. Хочу всё знать: ОБЖ. Энциклопедия-справочник
2. А. Т. Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности, - М.:Просвещение, 2005 г.
3. М. П. Фролов. и др. Основы безопасности жизнедеятельности, - М. : Просвещение, 2010.: 6 кл.
4. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Природные катастрофы. – М., ООО «Астель», 1999
5. Г. Н. Шевченко. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. – Волгоград: Учитель, 2006
6. 1. А. Т. Смирнов и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Тестовый контроль 5 – 6 классы. - М.: Просвещение, 2013. Предполагаемые результаты
В шестом классе в течение учебного года ученики должны знать и уметь:
Знать, что приводит к экстремальной ситуации в природе и первоочередные действия человека, попавшего в неё
Знать общие правила успешной акклиматизации
Знать способы подачи сигналов бедствия
Знать способы ориентирования по местным признакам, компасу, Солнцу.
Знать способы постройки временных укрытий
Знать способы добывания огня, разжигание костров
Знать, как обеспечить себя водой в условиях автономного существования и общие принципы организации питания
Знать лекарственные и съедобные растения и грибы
Знать ядовитые растения и грибы
Знать правила личной гигиены, ухода за одеждой и обувью в условиях автономного существования
Знать, как вести себя при встрече с опасными животными
Знать, как передвигаться по болотам и об опасностях при переправах через реки
Знать, как уберечься от поражения молнией
Знать приёмы оказания ПМП при закрытых травмах
Знать приёмы оказания ПМП при укусах животными
Знать приёмы оказания ПМП при тепловых и солнечных ударах, поражении молнией, обморожении и обмороках
Знать приёмы оказания ПМП при заболевании глаза, удаление инородных тел из глаза, уха, носа
Знать основные приёмы оживления – реанимации
Знать приёмы переноса пострадавшего без носилок
Соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).
Адекватно оценивать на проезжей части и тротуаре с точки зрения и (или) велосипедиста.
Прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или)велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей).
Учебный план
№/п
| Содержание разделов
| Четверть
| Количество часов
| 1.
| Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях
| 1-3
| 24
| 2.
| Основы медицинских знаний
| 3-4
| 10
|
| Итого:
|
| 34
|
Учебно – тематический план
№ п/п
| Разделы темы
| Количество часов
|
| Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях
| 24
| 1.
| Экстремальные ситуации в природе и их причины
| 1
| 2.
| Факторы и стрессоры выживания в природных условиях
| 1
| 3.
| Преодоление страха и возможного стрессового состояния
| 1
| 4.
| Психологические основы выживания в природных условиях
| 1
| 5.
| Последовательность действий при вынужденной автономии
| 1
| 6.
| Смена климатогеографических условий
| 1
| 7.
| Акклиматизация в различных климатогеографических условиях
| 1
| 8.
| Если ты отстал от группы. Если ты заблудился в лесу
| 1
| 9.
| Аварии транспортных средств в безлюдной местности. Способы подачи сигналов бедствия
| 1
| 10.
| Город как транспортная система .Дорожные знаки
| 1
| 11.
| Пешеход. Советы пешеходу.
| 1
| 12.
| Правила движения велосипедистов.
| 1
| 13.
| Ориентирование. Выход к населённому пункту
| 1
| 14.
| Устройство временных жилищ
| 1
| 15.
| Практическая работа «Изготовление временных жилищ из подручных материалов»
| 1
| 16.
| Единая система оповещения ЧС в условиях мирного и военного времени
| 1
| 17.
| Эвакуация населения. Убежища, их значение.
| 1
| 18.
| Добывание огня, разведение костра
| 1
| 19.
| Обеспечение бытовых потребностей
| 1
| 20.
| Обеспечение водой, пути преодоления отрицательного воздействия жажды при вынужденном автономном существовании человека
| 1
| 21.
| Обеспечение пищей и проблема выживания в условиях голодания
| 1
| 22.
| Личная гигиена, уход за одеждой и обувью
| 1
| 23.
| Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению
| 1
| 24.
| Итоговый урок. Проверка знаний
| 1
|
| Основы медицинских знаний
| 10
| 25.
| Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях
| 1
| 26.
| Средства оказания первой медицинской помощи
| 1
| 27.
| Закрытые травмы
| 1
| 28.
| Укусы животных
| 1
| 29.
| Первая помощь утопающим
| 1
| 30.
| Сохранение здоровья в условиях автономного существования
| 2
| 31.
| Перенос пострадавшего без носилок. Наложение повязки. Практическая работа
| 1
| 32.
| Автономное существование человека в природе (урок-игра)
| 1
| 33.
| Это должен знать каждый!
| 1
|
ИТОГО: 34 часа
№ п/п.
| № урока
| Содержание
| 1
| урок № 12
| Практическая работа. Ориентирование по компасу.
| 2
| урок № 15
| Практическая работа. Изготовление временных жилищ из подручных материалов.
| 3
| урок № 24
| Контрольная работа № 1 по разделу «Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях».
| 4
| урок № 27
| Практическая работа. Наложение повязки при кровотечениях.
| 5
| урок № 31
| Практическая работа. Перенос пострадавшего без носилок.
| 6
| урок № 33
| Игра. Автономное существование человека.
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДЛЯ 6-го КЛАССА
№ п/п
| Разделы темы
| Количество часов
|
| Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях
| 24
| 1.
| Экстремальные ситуации в природе и их причины
| 1
| 2.
| Факторы и стрессоры выживания в природных условиях
| 1
| 3.
| Преодоление страха и возможного стрессового состояния
| 1
| 4.
| Психологические основы выживания в природных условиях
| 1
| 5.
| Последовательность действий при вынужденной автономии
| 1
| 6.
| Смена климатогеографических условий
| 1
| 7.
| Акклиматизация в различных климатогеографических условиях
| 1
| 8.
| Если ты отстал от группы. Если ты заблудился в лесу
| 1
| 9.
| Аварии транспортных средств в безлюдной местности. Способы подачи сигналов бедствия.
| 1
| 10.
| Город как транспортная система. Дорожные знаки.
| 1
| 11.
| Пешеход. Советы пешеходу.
| 1
| 12.
| Правила движения велосипедистов.
| 1
| 13.
| Ориентирование. Выход к населённому пункту.
| 1
| 14.
| Устройство временных жилищ.
| 1
| 15.
| Практическая работа «Изготовление временных жилищ из подручных материалов»
| 1
| 16.
| Единая система оповещения ЧС в условиях мирного и военного времени
| 1
| 17.
| Эвакуация населения. Убежища, их значение.
| 1
| 18.
| Добывание огня, разведение костра
| 1
| 19.
| Обеспечение бытовых потребностей
| 1
| 20.
| Обеспечение водой, пути преодоления отрицательного воздействия жажды при вынужденном автономном существовании человека
| 1
| 21.
| Обеспечение пищей и проблема выживания в условиях голодания
| 1
| 22.
| Личная гигиена, уход за одеждой и обувью
| 1
| 23.
| Возможные опасности в пути и меры по их предупреждению
| 1
| 24.
| Итоговый урок. Проверка знаний
| 1
|
| Основы медицинских знаний
| 10
| 25.
| Оказание первой помощи в экстремальных ситуациях
| 1
| 26.
| Средства оказания первой медицинской помощи
| 1
| 27.
| Закрытые травмы
| 1
| 28.
| Укусы животных
| 1
| 29.
| Первая помощь утопающим
| 1
| 30.
| Сохранение здоровья в условиях автономного существования
| 2
| 31.
| Перенос пострадавшего без носилок. Наложение повязки. Практическая работа
| 1
| 32.
| Автономное существование человека в природе (урок-игра)
| 1
| 33.
| Это должен знать каждый!
| 1
|
ИТОГО: 34 часа
№ п/п.
| № урока
| Содержание
| 1
| урок № 13
| Практическая работа. Ориентирование по компасу.
| 2
| урок № 15
| Практическая работа. Изготовление временных жилищ из подручных материалов.
| 3
| урок № 24
| Контрольная работа № 1 по разделу «Безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях».
| 4
| урок № 27
| Практическая работа. Наложение повязки при кровотечениях.
| 5
| урок № 31
| Практическая работа. Перенос пострадавшего без носилок.
| 6
| урок № 33
| Игра. Автономное существование человека.
| |