Скачать 85.74 Kb.
|
Из опыта работы Ильиной Натальи Ивановны, учителя географии Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Лицей №3» города Оренбурга – победителя конкурсного отбора лучших учителей образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на получение денежного поощрения за высокие достижения в педагогической деятельности, получившие общественное признание, проводимого в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2011 году Материал подготовлен к публикации старшим методистом отдела «Передовой педагогический опыт в системе образования» государственного бюджетного учреждения «Региональный центр развития образования» Инной Михайловной Петряевой Урок обобщающего повторения «План и карта». «Путешествие в страну “Картландию”» (6 класс) Анализ результатов ГИА и ЕГЭ по географии показал, что наибольшее количество ошибок допускается по теме «План и карта», поэтому очень важно отработать все практические навыки решения задач, закрепить материал, проверить уровень усвоения материала. Данный урок проводится в игровой форме с использованием ИКТ-технологий, которая наиболее эффективна и интересна для учащихся 6 класса. Применяется групповая форма работы, где каждый школьник может проявить себя, зарабатывая баллы для своей команды. В процессе решения задач разного уровня сложности могут выделиться наиболее способные и одаренные дети, которые, возможно, в дальнейшем станут участниками олимпиад. Урок имеет огромное воспитательное значение, т.к. основная часть работы проводится в команде, где проявляется чувство сопереживания, поддержки, взаимовыручки. На уроке созданы условия для самореализации каждого ученика. Задания подобраны таким образом, что идет процесс воспитания патриотизма, любви к Родине, гордости за победу страны в Великой Отечественной войне. Учебно-воспитательные задачи: 1. Обобщить полезные знания по теме, практически закрепить умения и навыки решения задач по теме «План и карта». 2. Развивать внимание, мышление, воображение, интерес к предмету, творческие способности. 3. Воспитывать чувство коллективизма, патриотизм. Средства обучения: план местности, глобус, карта мира, карточки с заданиями, топографические материалы, компас, диск с заданиями (в электронном виде), презентации: «Картины “Виды России”», «Физическая карта России», «План-схема “Остров сокровищ”». План Карта есть начало и конец географии… Н.Н. Баранский 1. Организация - Класс делится на команды. - Столы расставляются в виде кораблей. - Капитаны представляют свои команды и получают дневник путешествий. Дневник путешествий команды «Полярное сиянье»
2. Организация игры. Слово учителя – Ребята, кто не любит путешествовать? Нет таких! Я очень рада, ведь на уроках географии мы с вами постоянно будем путешествовать. Вот и сегодня, изучив тему «План и карта», мы отправляемся в страну «Картландию». Она нам позволит поиграть, проявить эрудицию, смекалку, знания, посоревноваться. Мы побываем на станциях: «Угадай-ка!», «Эрудит», «Моя Родина», «Капитаны», «Остров сокровищ». За каждый правильный ответ вы получите балл себе и своей команде, а в конце урока мы подведём итоги, выявим команду-победителя и лучшего знатока темы. А теперь, юные искатели приключений, в путь! Станция «Угадай-ка!» (Учитель задаёт по очереди командам вопросы, ребята быстро отвечают)
Работа с компасом (1 человек из команды). - Молодцы! - Подведём итоги и запишем в судовой журнал призовые очки. Станция «Эрудит» (вопросы на экране) 1. Где на земном шаре можно построить дом, все окна которого смотрят на юг? (на северном полюсе) 2. Какое направление имеет улица, на которой в полдень не бывает тени от домов? (с севера на юг) 3. Где находится точка, широта и долгота которой – ноль градусов? (в Гвинейском заливе, в Атлантическом океане) 4. В поход учащиеся шли по азимуту 90 градусов. В каком направлении они будут возвращаться обратно? (270 градусов, Запад) 5. Чему будет равна площадь квадрата, построенного в масштабе 1:300000? (9 км) 6. В каком направлении двигалась группа туристов, если Полярную звезду они видели справа от себя? (на запад) 7. Если в полдень вы встанете спиной к солнцу, так, чтобы видеть перед собой свою тень, то какое у вас будет направление впереди? (на север) 8. Назовите материк, который пересекают все меридианы Земли. (Антарктида) - Молодцы! Подведём итог. Станция «Родина – Россия» (Презентация «Картины видов России» в музыкальном оформлении)
Велика и прекрасна наша родина, самая большая в мире, её омывает самое большое количество морей (13), она имеет самое большое количество приграничных государств (16). Много удивительного в нашей стране, и мы отправляемся в путешествие по нашей родине. (Страница 16-17 атласа, физическая карта России) (Презентация «Вопросы. Задания») 1. Определите относительную высоту г. Эльбрус на Кавказе и г. Народная на Урале. (3,747 метров) 2. Какое самое глубокое море у берегов России? (Берингово) 3. Назовите самое низкое место на суше в России (Прикаспийская низменность) 4. Какой город расположен севернее – Санкт-Петербург или Екатеринбург? (С.-Петербург) 5. Какой город расположен восточнее – Санкт-Петербург или Великий Новгород? (Великий Новгород) 6. Западнее расположен Оренбург или Екатеринбург? (Оренбург) 7. Человек идёт со скоростью 5 км в час, раньше ходоки пешком переходили из города в город. Если мы пойдём пешком из Петербурга в Москву, в каком направлении мы пойдём, какое расстояние пройдём и сколько времени будем идти? (130 часов, 5 дней и 10 часов) 8. В 2011 году вся страна отметила 65-летие Великой Победы. В годы Великой Отечественной войны многие города вошли в историю мужеством защитников, жителей. Давайте вспомним некоторые из них. А) Этот город пережил блокаду, но не сдался врагам, координаты этого города: 60 градусов северной широты, 31 градус восточной долготы. (Санкт-Петербург) Б) По этому озеру проходила дорога жизни, его координаты: 62 градуса северной широты, 33 градуса восточной долготы. (Ладожское озеро) В) Неумирающий северный порт, круглый год сюда поступала помощь союзников: медикаменты, продовольствие, оружие. Координаты порта: 68 градусов северной широты, 34 градуса восточной долготы. (Мурманск) Г) В этом городе произошла поворотная битва, город полностью был разрушен, вода реки горела, но именно отсюда наша армия пошла в контрнаступление. Координаты города: 48 градусов северной широты, 45 градусов восточной долготы. (Волгоград) Д) В этот город эвакуировали различные предприятия: авиационный завод, шёлкокомбинат и др. Здесь находился крупный госпиталь. Координаты города: 52 градуса северной широты, 56 градусов восточной долготы. (Оренбург). - Мы ещё не раз будем путешествовать по России и узнаем много нового и интересного. Станция «Конкурс капитанов» (К доске приглашаются капитаны команд) - Компас у моряков называется компáс. Капитаны отвечают за команду, они должны всё уметь. А) Ребята с компáсом (пригласить в центр класса) должны выполнить задания: пойти по азимуту 30 градусов, 200 градусов. - Направление на восток, азимут 45 градусов, азимут 300 градусов. - Направление на юг, азимут 100 градусов, азимут 270 градусов. Б) Условные знаки (на экране), выбрать лишнее: - овраг, яма, ком, болото - кустарник, лес, редкий лес, холм -тропинка, грунтовая дорога, шоссейная дорога, колодец - родник, болото, река, овраг - Итак, подведём итоги… В) Капитаны решают задачу по оказанию помощи терпящим бедствия. С рыболовецкого судна, находящегося в океане, в точке с координатами 10 градусов южной широты и 60 градусов западной долготы, поступил сигнал SOS, его услышали радисты двух кораблей: «Виктория» (2 градуса северной широты, 50 градусов восточной долготы) и «Лагуна» (8 градусов южной широты и 68 градусов восточной долготы). Какое из судов сможет раньше прийти на помощь рыбакам? Станция «Остров сокровищ» Капитан дальнего плавания, мой ученик Вася Трушин, из брюха акулы вытащил бутылку с таинственной запиской и планом. Нам нужно расшифровать её и сделать описание маршрута по плану. - План «Острова сокровищ» (основа плана на экране). Звучат рассказы ребят. - Итак, наше путешествие по стране Картландии сегодня подошло к концу, но мы не прощаемся с ней. Как сказал географ-учёный Н.Н. Баранский, карта – это начало и конец географии». Она с нами будет на каждом уроке! - Каковы же итоги нашего путешествия? Слово капитанам команд (2 мин.). - А теперь в дневнике путешествия с помощью карандаша поделитель своими впечатлениями от урока: красный – «понравился», синий – «так себе», чёрный – «не понравился». - Несмотря на то, что есть победители, набравшие больше всех баллов, нет побеждённых. Мы все в выигрыше: повторили тему, поиграли, посоревновались. - Молодцы! Спасибо! Урок окончен! |