Скачать 114.23 Kb.
|
Пояснительная записка Рабочая программа учёбного курса «ИЗО» для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009); авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского.( Б.М. Неменский Рабочие программы. Предметная линия учебников 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011 Цели и задачи обучения ИЗО Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства — традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: — изобразительная художественная деятельность; — декоративная художественная деятельность; — конструктивная художественная деятельность. Необходимо иметь в виду, что в первом классе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, пластилин, различные виды бумаги, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, лепка, бумажная пластика). Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. Результаты изучения курса ИЗО Личностными результатами обучения учащихся являются: - сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; - сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности; - овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя; - умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. Метапредметными результатами обучения учащихся являются: - овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; - умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий; - осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Предметными результатами обучения учащихся являются: - знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); - эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира; - применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ; - умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; - умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике; - способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники; - умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ; - овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; Формы и средства контроля На уроках используется фронтальная, групповая, индивидуальная работы. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы. Место курса ИЗО в учебном плане Рабочая программа по ИЗО рассчитана на 34 часа (1 час в неделю) Для реализации программы используется учебно-методический комплекс 1. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений Л. А. Неменская; под редакцией Б. М. Неменского. –М.: Просвещение, 2011 Содержание курса Как и чем работает художник 8ч. Три основных цвета – жёлтый, красный, синий (1ч). Что такое живопись? Первичные основы цветоведения. Знакомство с основными и оставными цветами, с цветовым кругом. Многообразие цветовой гаммы осенней природы (в частности, осенних цветов). Белая и чёрная краски (1ч). Восприятие и изображение красоты природы. Настроение в природе. Темное и светлое (смешение цветных красок с черной и белой). Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета. Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и акриловые краски. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности(1ч). Мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Выразительные возможности этих материалов, особенности работы ими. Передача различного эмоционального состояния природы. Выразительные возможности аппликации(2ч). Особенности создания аппликации (материал можно резать и обрывать). Восприятие и изображение красоты осенней природы. Наблюдение за ритмом листьев в природе. Представление о ритме пятен. Выразительные возможности графических материалов(1ч). Что такое графика? Образный язык графики. Разнообразие графических материалов. Красота и выразительность линий. Выразительные возможности линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Выразительность материалов для работы в объеме(1ч). Что такое скульптура? Образный язык скульптуры. Знакомство с материалами, которыми работает скульптор. Выразительные возможности глины, дерева, камня и других материалов. Изображение животных. Передача характерных особенностей животных. Выразительные возможности бумаги(1ч). Что такое архитектура? Чем занимается архитектор? Особенности архитектурных форм. Что такое макет? Материалы, с помощью которых архитектор создаёт макет (бумага, картон). Работа с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание). Перевод простых объемных форм в объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр,«лесенка», «гармошка»). Обобщающий урок «Неожиданные материалы» (1ч). Понимание красоты различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага). Содство и различие материалов. Смешанные техники. Неожиданные материалы. Выразительные возможности материалов, которыми работают художники. Итоговая выставка работ. Реальность и фантазия 8ч. Изображение и реальность(1ч). Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Учимся всматриваться в реальный мир, учимся не только смотреть, но и видеть. Рассматриваем внимательно животных, замечаем их красоту, обсуждаем особенности различных животных. Изображение и фантазия(1ч). Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей. Сказочные существа. Фантастические образы. Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа. Творческие умения и навыки работы гуашью. Украшение и реальность(1ч). Мастер Украшения учится у природы. Природа умеет себя украшать. Умение видеть красоту природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т.п.). Развитие наблюдательности. Украшение и фантазия(1ч). Мастер Украшения учится у природы, изучает ее .Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта. Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы Мастером Украшения в жизнь человека и преобразование ее с помощью фантазии. Постройка и реальность(1ч). Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи и т.п.), их функциональность, пропорции. Развитие наблюдательности. Разнообразие форм подводного мира, их неповторимые особенности. Постройка и фантазия(2ч). Мастер Постройки учится у природы. Изучая природу, Мастер преобразует ее своей фантазией, дополняет ее формы, создает конструкции, необходимые для жизни человека. Мастер Постройки показывает возможности фантазии человека в создании предметов. Обобщающий урок «Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе»(1ч). Взаимодействие трех видов деятельности- изображения, украшения и постройки. Обобщение материала всей темы. О чём говорит искусство 11ч. Изображение природы в разных состояниях(2ч). Разное состояние природы несёт в себе разное настроение: грозное и тревожное, спокойное и радостное, грустное и нежное. Художник, изображая природу, выражает ее состояние, настроение. Изображение, созданное художником, обращено к чувствам зрителя. Выражение характера животных(1ч). Выражение в изображении характера и пластики животного, его состояния, настроения. Знакомство с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре. Выражение характера человека в изображении: женский образ(1ч). Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека. Женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта и т.д. внешнее и внутреннее содержание человека, выражение его средствами искусства. Выражение характера человека в изображении: мужской образ(1ч). Изображая, художник выражает свое отношение к тому, что он изображает. Эмоциональная и нравственная оценка образа в его изображении. Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т.д. Возможности использования цвета, тона, ритма для передачи характера персонажа. Образ человека в скульптуре(1ч). Возможности создания разнохарактерных героев в объеме. Скульптурные произведения, созданные мастерами прошлого и настоящего. Изображения, созданные в объеме,- скульптурные образы – выражают отношение скульптора к миру, его чувства и переживания. Человек и его украшения(1ч). Украшая себя, человек рассказывает о себе: кто он такой, (например, смелый воин-защитник или агрессор). Украшения имеют свой характер, свой образ. Украшения для женщин подчёркивают их красоту, нежность, для мужчин – силу, мужество. О чём говорят украшения(1ч). Через украшение мы не только рассказываем о том, кто мы, но и выражаем свои цели, намерения: например, для праздника мы украшаем себя, в будний день одеваемся по-другому. Образ здания(2ч). Здания выражают характер тех, кто в них живет. Персонажи сказок имеют очень разнообразные дома. Образы зданий Обобщающий урок «В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру»(1ч). Выставка творческих работ, выполненных в разных материалах и техниках. Обсуждение выставки в окружающей жизни. Как говорит искусство 8ч. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного(1ч). Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Деление цветов на тёплые и холодные. Природа богато украшена сочетаниями теплых и холодных цветов. Умение видеть цвет. Борьба различных цветов, смешение красок на бумаге. Тихие и звонкие цвета(1ч). Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками – получение мрачных, тяжелых и нежных, легких оттенков цвета. Передача состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдение цвета в природе, на картинах художников. Что такое ритм линий?(1ч) Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий в связи с изменением содержания работы. Линия как средство образной характеристики изображаемого. Разное эмоциональное звучание линии. Характер линий(1ч). Выразительные возможности линий. Многообразие линий: толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые. Умение видеть линии в окружающей действительности, рассматривание весенних веток (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая суровая мощь старых дубовых сучьев). Ритм пятен(1ч). Ритм пятен передает движение. От изменения положения пятен на листе изменяется восприятие листа, его композиция. Материал рассматривается на примере летящих птиц – быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко. Пропорции выражают характер(1ч). Понимание пропорций как соотношение между собой частей одного целого. Пропорция – выразительное средство искусства, которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности(1ч). Ритм линий, пятен, цвет, пропорции, составляют основы образного языка, на котором говорят Братья-Мастера – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, создавая произведения в области живописи, графики, скульптуры, архитектуры. Обобщающий урок года «Искусство и ты»(1ч). Выставка детских работ, репродукций художников – радостный праздник, событие школьной жизни. Игра – беседа, в которой вспоминают все основные темы года. Братья-Мастера – Мастера Изображения, Украшения, Постройки – главные помощники художника, работающего в области изобразительного, декоративного и конструктивного искусства. Планируемые результаты обучения учащихся 2 класса К концу обучения в 2 классе ученик научится знать/понимать значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно; аппликация, коллаж, флористика, вышивка, узорное ткачество, набойка, гончар, русский народный костюм; отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства; основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания; эмоциональное значение теплых и холодных цветов; особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи; название материалов, ручных инструментов и приспособлений, их значение, правила безопасности труда и личной гигиены, правила планирования и организации труда; условные обозначения, применяемые при художественной обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея; правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом; способы и приемы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань, природные расти тельные материалы); уметь организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой; применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения; передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов; составлять композиции с учетом замысла; применять основные средства художественной вы разительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях; рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток); решать художественно-трудовые задачи по созданию изделий из бумаги, ткани, глины, природных мате риалов; выполнять на бумаге разметку с помощью складывания, по выкройке, по линейке; на ткани — с помощью выкройки; конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания; применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц; конструировать из ткани на основе скручивания и связывания; конструировать из природных материалов (соломы, мочала, шишек, веточек, семян, плодов) на основе приемов скручивания, скрепления, нанизывания; пользоваться простейшими приемами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; выражения собственного мнения при оценке произведений искусства; проявления положительного отношения к процессу и к результатам труда — своего и других людей. |