Скачать 73.39 Kb.
|
ПРАКТИКУМ Бывает так, что, узнав о какой-то новой для себя форме работы, мы поскорее хотим ее «испробовать». Но, к сожалению, не всегда нам сразу удается правильно понять ее суть. Часто такое случается с коллективными творческими делами, когда их внешний образ, запечатлевшийся в нашем сознании после знакомства с ними, как бы заслоняет внутренние их методические особенности. И мы стремимся воспроизвести этот внешний «рисунок» формы, не замечая, что делаем что-то не так, не то, в чем-то ошибаемся. Взглянуть на подобные ситуации вам поможет предлагаемое упражнение. Упражнение «Найди ошибки» В предлагаемом рассказе его героиня допускает ряд методических ошибок при организации КТД. Попытайтесь их обнаружить и сосчитать. КОНЦЕРТ-РОМАШКА - Ребята! Останьтесь сегодня после уроков, мы с вами будем проводить КТД! - А что такое КТД? - А вот после уроков и узнаете. С последним звонком в класс ввалились заинтригованные пятиклассники. Вожатая солидно объявила: - Так, сели за парты и внимательно слушаем. Сейчас мы будем проводить КТД. КТД – это коллективное творческое дело. Называется оно «Концерт-ромашка». Но для того, чтобы нам его провести, вы должны сесть по звеньям. - Опять по звеньям?! Лучше пусть кто с кем хочет! - Не спорьте! По звеньям лучше. Даю 30 секунд, чтобы все пересели: первое звено – на левую колонку, за ним второе, третье – на среднюю, четвертое и пятое – на правую. Время! Ребята забегали по классу, разыскивая свое звено. Наконец, образовалось пять группок. - Молодцы, удовлетворилась вожатая. А теперь посмотрите все сюда. У меня в руках «ромашка». У нее столько же лепестков, сколько у вас звеньев. На каждом лепестке написано задание. Сейчас представитель от каждого звена подойдет и оторвет один лепесток. Затем звено будет готовиться, а потом все по очереди покажут, как они справились с заданием. Ясно? - А для чего это? А что за задания? - Не торопитесь. Сейчас все узнаете. Итак, представители звеньев подойдите и выберите себе лепесток. Смелее отрывайте, не бойтесь. На подготовку 10 минут. Время! Склонились ребячьи головы над лепестками. Весело шло обсуждение заданий. Первое звено дружно устремилось к двери: «Нам надо порепетировать». Во втором – мальчишка вскочил на парту, размахивая руками, как крыльями. Звеньевой третьего звена переставлял ребят с места на место, давая им какие-то указания. Четвертое звено чинно уселось за партами. А со стороны пятого звена периодически раздавались взрывы хохота, в перерыве между которыми слышалось что-то отдаленно напоминающее пение. Вожатая с часами в руке деловито расхаживала по классу, прислушиваясь и приглядываясь к происходящему. Наконец, прилепив желтый кружок – сердцевину ромашки – на доску, она выглянула в коридор: - Ребята, время истекло, заходите. Подняла руку, подождав, пока все успокоятся. - А теперь мы посмотрим, как вы справились с заданиями. Первое звено – вам слово! Выходите к доске с лепестком, читайте задание и выполняйте. Первое звено огласило: - У нас было задание оживить картину «Три богатыря». Делай раз! Делай два! Делай три! Мальчишки оседлали друг друга, изображая всадников-богатырей, а девочки с помощью табличек «камень», «ель», «куст» изобразили окружающую природу. Все засмеялись. - Молодцы! - воодушевилась вожатая. Похлопаем первому звену! Прикрепите ваш лепесток на доску. Слово второму звену! - У нас было такое задание: изобразить скотный двор. Раздался дружный хохот. А ребята из второго звена забегали у доски, истошно мыча, хрюкая, крякая, блея и почему-то лая и мяукая. Каждый, как умел, пытался войти в образ. Все смеялись и аплодировали. Вожатая тоже чуть не померла со смеху. Потом третье звено изображало пирамиду. Четвертое звено показывало сценку «На уроке», где бойкая девочка в очках метко копировала учительницу географии. И наконец, пятое звено хором исполнило песню «В лесу родилась елочка» на пять разных мотивов. - А теперь подведем итоги, - объявила вожатая. – Понравилось ли вам это КТД? - Да-а!!1 – хором прокричали ребята. - Какое звено лучше всех справилось с заданием? - «Скотный двор», «скотный двор» - закричали со всех сторон. - Почему вам понравилось именно это звено? Поднимайте руки, а не кричите. - Можно я скажу?! Можно я! – трясли руками ребята. - Говори. - У них было смешнее всех. Здорово они хрюкали, как настоящие свиньи! - А Иванова, и правда, похожа на корову! - Сам ты корова! – огрызнулась Иванова. - Тише ребята! Я рада, что вам понравилось КТД. В следующий раз мы попробуем другое КТД. А на сегодня все. Вы свободны. В коридоре вожатую остановил директор школы: - Что это у вас там за веселье такое было? - А это я проводила КТД по коммунарской методике! - А-аа. Внедряете? Очень хорошо! Давайте, давайте. Нам сегодня новаторский опыт очень нужен. ПРАКТИКУМ Вам предлагается мини-тест, с помощью которого вы можете получить оценку или прогноз своему отношению и методическому подходу к воспитательной работе. Несмотря на то, что этот текст из тех, что принято считать полусерьезными, все же можно вполне серьезно отнестись к его результатам. МИНИ-ТЕСТ «ВАШ ПОДХОД» Внимательно прочитайте рассказ «Провал» и ответьте на нижеследующие вопросы. ПРОВАЛ На школьном фестивале творчества 6 класс решил выступить со своим хором. Дело показалось несложным: «Что особенного? Выйдем все вместе на сцену и споем!» Когда ведущий объявил выступление хора, ребята гурьбой вывалили на сцену. Засуетились, выстраиваясь, несколько раз менялись местами. Подталкивали друг друга, спорили, кому где встать. Зрители засмеялись. «Хористы» смутились и, наконец, замерли в нестройных рядах. Зазвучали аккорды музыкального вступления к песне. Последний такт – и … начали «кто в лес, кто по дрова»: кто-то запел громко, кто-то с опозданием на полтакта, а половина лишь только успела открыть рот. Зал захохотал. Пришлось начинать сначала. На этот раз запели одновременно. Благополучно (правда, уже без особого воодушевления) пропели два куплета. Приступили к третьему и вдруг, к своему ужасу, обнаружили, что вместо третьего часть хора поет четвертый куплет. Никаких слов вообще разобрать было нельзя. - Ты что, рехнулся? – толкнула в бок своего соседа девчонка в первом ряду. – Что ты поешь? - Сама ты… - отмахнулся сосед, продолжая громко петь. Зал разразился гомерическим хохотом, сквозь который уже ничего не было слышно. «Хористы» смешались, не зная, что делать. Кое-кто еще пытался спасти положение, продолжая петь. Крайние ряды потихоньку уже разбегались за кулисы. Зрители хохотали уже безудержно. «Хор» сконфуженно и в беспорядке покидал сцену. Девчонки, расплакавшись, убегали из зала. Это был грандиозный провал! Позор был неслыханный! С тех пор класс категорически отказывался принимать участие во всех школьных делах. ВОПРОСЫ
- Не хватило времени из-за личной занятости, перегруженности. - Не придал значения, важности этому выступлению. - Недооценил сложности выступления, так как не специалист в этом деле. - Не предвидел возможных последствий. - Решил предоставить ребятам возможность проявить самостоятельность и проверить на что они способны. - Считает, что организация подобных мероприятий не входит в его прямые обязанности. - Не хватает опыта, не умеет организовывать коллектив. - Равнодушен ко всему, что не имеет отношения к учебному процессу. - По болезни отсутствовал в это время на работе. III. Как вы считаете, какую тактику лучше избрать педагогу после «провала»? (Выберите один из вариантов, обведите его номер)
Сложите теперь номера выбранных ответов на вопросы I и III. Прибавьте к ним сумму, полученную в ответах на вопрос II. ЗАДАЧА «ЧТО ПОСОВЕТУЕТЕ» К вам обращается молодой начинающий педагог: «Я тут выписала все советы (услышанные и прочитанные) о том, как выбирать формы воспитательной работы. Но они такие разные, что я теперь и не знаю на чем остановиться. Помогите мне, пожалуйста, выбрать верные». Вот эти советы. О каждом из них выскажите одно из трех суждений: а) верно; б) отчасти верно; в) неверно.
|