Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 480.88 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/5
Дата публикации04.02.2014
Размер480.88 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5

УДК 371.128.1

370.1

371.3

ББК 74+88

А 40

Печатается по решению

Президиума Санкт-Петербургской общественной научно-исследовательской

организации «Общественная академия акмеологических наук»
А 40 Акмеология 2011. Методологические и методические проблемы / Под ред. Н.В. Кузьминой, Е.Н. Жариновой. - СПб.: Изд-во НУ «Центр стратегических исследований», 2011. - 144 с.

ISBN 978-5-98994-027-1

В сборнике опубликованы материалы действительных академиков, членов корреспондентов и ассоциативных членов Санкт-Петербургской общественной научно-исследовательской организации «Общественная академия акмеологических наук». Статьи публикуются в авторской редакции.

ISBN 978-5-98994-027-1 © Н.В. Кузьмина, Е.Н. Жаринова, 2011

©НУ«ЦСИ», 2011


Прокопцов В.И.

АКМЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В «СВЕТЕ» ЭДУКОЛОГИИ1

Всегда следует помнить о том, какова природа Целого, какова моя природа, каково отношение второй к первой и какой частью какого Целого она является, а также о том, что никто не может помешать всегда действовать и говорить согласно природе, часть которой ты составляешь.

Марк Аврелий. Наедине собой

В вопросе о системах нагромоздили столько ошибок лишь потому, что не вскрыли достоинств и недостатков тех принципов, на которых они покоятся.

Этьен Боно де Кондильяк. Трактат о системах

Образование - это образ человека, его лик, личность.

Владимир Зинченко // Учит. газета. 1993. №1

Настоящая публикация посвящается памяти Рэма Федоровича Жукова участника Парада Победы, доктора технических наук, профессора, организатора АРИСИМ, академика Академии акмеологических наук, пионера в иске связей акмеологии и эдукологии:

ОСР-Б: Вв. 1. ТЕХНОЛОГИИ АКМЕОЛОГИЧЕСКИХ

МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

(Вместо введения)

Технология обучения, развивающаяся на почве общей дидактики, эдукологии и акмеологии, объединяет прогрессивные тенденции и достижения других наук: кибернетики, информатики, теории управления, эргономики, игрового социального имитационного моделирования (ИСИМ) и др.

Понятие технологии обучения (ТО), появившееся чуть более четверти века тому назад, являясь совокупностью перечисленных наук, создает оптимальные условия для достижения высокой эффективности, которая невозможна без правильной организации образовательного процесса (в том числе без обеспечения его учебно-материальной базы (без широкой компьютеризации и применения... (ТСО), без современных методов обучения, особенно без активных методов обучения, а также без кадров, обладающих квалификацией, отвечающей специфическим требованиям современной ТО.

Сегодня ясно, что вузовский преподаватель перестает быть только одним из основных источников информации, а сохраняя свои функции воспитателя, становится организатором и творцом новых по своей сущности условий успешного приобретения знаний, умений и навыков.

Центральной фигурой в процессе образования является обучающийся, и ТО занимается организацией таких, по возможности, оптимальных условий, которые способствуют процессу усвоения знаний, приобретения умений и выработки навыков.

Таким образом, ТО вообще, а с позиции акмеологии, требующей достижения вершин профессионального мастерства в особенности становится технологией творческой деятельности.

Для того чтобы ТО, являющаяся большой сложной многопараметрической системой, могла выделить наиболее действующие в рассматриваемых условиях факторы, необходимо системно их сопоставить «здесь и сегодня», отобрать лучшие, найти связи между ними и их лучшие варианты, отработать до умений, а наиболее стабильные - до навыков.

И полученную технологию применения - преподавать.

При этом учитывая, что изменение внешней среды, в частности, коллектива исполнителей (как преподавателей, так и обучающихся), конкурентов, потребителей и их мотиваций - вся технология может измениться.

Все изложенное выше характеризует на наш взгляд системный подход к обучению. И это не мода, не попытки внести что-то свежее, ранее не известное. Постоянно повторяется:

Новое время, новая экономика, психология, педагогика...!

Но почему старые плохи?!

Один из самых опасных лозунгов прошлого: «Мы идем единственно правильным путем!» Так нас, старших, учили с первого класса. В задачнике всегда печатался единственный правильный ответ. Педагогически неэтичным, ошибочным казалось отсутствие такого ответа.

Но в жизни в огромном большинстве его не было!

Простейший пример - задачка по физике.

Стоит самовар, где находится 40 стаканов воды. Открыли кран, и стакан воды вылился ровно за 15 секунд. Кран закрыли. Если снова открыть кран - через какое время выльется вся вода?

Обычный ответ - «Через 10 минут».

Бывает и «Через 9 минут, 45 секунд. Один стакан уже вылился». Редко кто сообразит, что скорость вытекания воды будет уменьшаться. Кроме того, это зависит от формы самовара.

Получается, что в реальных задачах чаще всего ответ формулируется не «именно ТАК», а «если так..., тогда - так! И еще чаще: «если так..., и еще вот так..., и, кроме того вот эдак..., то тогда - ТАК!»

Когда удается уйти от узкокафедральных подходов, то почти любой объект или процесс можно, а точнее, нужно рассматривать с нескольких позиций (технических, технологических, экономических, экологических, социально-психологических, юридических, политических, лично-персональных и иных). Многие из них расходятся.

Сопоставлять возможные подходы, постоянно рассматривать ситуации с недостоверными, неопределенными, противоречивыми параметрами нас почти не учили.

Расширение педагогики от науки о воспитании детей до системной проблемы подготовки человека и людей к участию в жизненном устройстве к созданию большого количества дисциплин, включая и эдукологию, и акмеологию (В.П.). Существенной частью эдукологии является педагогический менеджмент, показывающий, как следует управлять умением, самообразованием, учебным процессом и его ориентацией.

Акмеология обосновывает лучшие варианты технологии обучения для достижения вершин человеческого мастерства и творчества.

Все это можно сделать, применяя Активные методы обучения (АМО)...

...Все имеющиеся у нас материалы мы решили разделить на несколько частей. Рассуждений и подходов для такого деления было множество. Объем материалов по каждому разделу оказался различным, в конце концов, разделов оказалось пять:

  1. Игры и кейсы...

  2. МАСТАК-технология...

  3. Активные технологии...

  4. Изучение иностранных языков...

  5. Основы эдукологии - специфический материал, посвященный развитию эдукологии и изложенный с использованием гипертекста, решили выделить в специальный раздел...

...Все сказанное позволяет надеяться на то, что опубликованные материалы окажутся интересными и полезными для большинства преподавателей высшей и не только высшей школы.

Перейдем, наконец, от господства всеобщего лозунга «СИС - сиди и слушай!» к активному: «ДИД - думай и делай!»

Ответственный редактор д.т.н. Р.Ф. Жуков [1].
ОСР-Б: Вв. 1.1. Раздел 5. ЭДУКОЛОГИЯ

Эдукология: Всеединая наука об образовании.

Становление, существо и смыслосодержание, перспективы развития.

(Концепция «тройного опережения») В.И. Прокопцов [2].

Это, повторяю, одна из первых констатации, осмысление и публичное обсуждение взаимосвязи эдукологии и акмеологии в целом и акмеологии образования в частности. Правда, осуществлено такое обсуждение на уровне знания - знакомства (контекст другого и не требовал). Поэтому для релевантного научного использования последнего (знания) потребны соответствующие обоснования и пояснения.

Таковые в определенной мере выполнены в ряде работ, опубликованных: в сборниках трудов межвузовских и/или международных научно-методологических конференций, организованных и проведенных МУНМЦ «Эдуколог» - филиалом ИЦ ПКПС при СПбГЛТА (в этом году состоялась 16-я сессия); в сборниках материалов межвузовских научно-практических конференций студентов, аспирантов, преподавателей, организованных и проводимых в СПбИПиА; в работах автора (см. Интернет - сайты: htpp://www.akme-vprok.ru; www.artefactnet.ru; www.spb-po.ru; www.rc.edu.ru) и др.

Однако ныне перечисленного выше явно недостаточно. Обусловлено это целым рядом обстоятельств. Главные из них, с одной стороны, то, что глобальный кризис образования не только продолжается, но и при этом приобретает существенно новые формы и измерения. С другой стороны, требования («вызовы времени») к содержанию, качеству и устойчивости образования растут скачкообразно. Это обстоятельство конкретно отражено в следующих стратегических документах:

ОСР-Б: Вв. 2. Болонский процесс 2020 - Европейское пространство высшего образования в новом десятилетии Коммюнике Конференции европейских министров, ответственных за высшее образование [3].

ОСР-Б: Вв. 3. Конференция «Треугольник знания.

Формируем будущее Европы» [4].

ОСР-Б: Вв. 4. Всемирная конференция ЮНЕСКО

по высшему образованию. Итоговое коммюнике [5].

* * *

В свете изложенного выше в данной работе предлагается осуществить коллективное Комплексно-системное Интердисциплинарное Исследование и разработку (КСИИР) по постановке проблемной задачи поиска релевантных взаимосвязей эдукологии и акмеологии образования, их совместной роли (миссии), месте и функций в образовательном поле, поиска путей и методов реше­ния этой задачи. Для осуществления всего этого предлагается соответствующий алгоритм коллективной системомыследеятельности со-исследователей и со-разработчиков проблемы.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДАЧИ.

ПОИСК ПУТЕЙ И МЕТОДОВ ЕЕ РЕШЕНИЯ

1.0. Исходная логико-методологическая установка

В качестве аванпроектного метода названной КСИИР предлагается использовать разработанный и апробированный автором в своих публикациях (см.: www.akme-vprok.ru и др.) Синтагмо-Интегративный Метод-стратегию (СИМ-стратегию). Его исходные основания - концепция синтагмы по А.И. Ракитову [6]; основная суть - метапарадигмальность.

Из широко известных проблемологических моделей (см. [7-10] и др.) оптимальной для данного исследования является, по нашему убеждению, модель проблемного обучения [9]. Ее и будем использовать в качестве упомянутого алгоритма.

Базальной конституентой данного исследования является старинное русское слово имярек: имена обсуждаемых наук об образовании, имена личных конструктов и т.д. В этой связи должна использоваться методология философии имени:

ОСР-Б: 1.0-1. Философия имени

...На одну категорию объяснить другой категорией так, чтобы видно было, как одна категория порождает другую все вместе - друг друга, не натуралистически, конечно, порождает, но - эйдетически, категориально, оставаясь в сфере смысла же. А.Ф. Лосев [11].

ОСР-Б: 1.0-1.1. Фрактально-диалектическое пространство знаний

...Второй результат работы состоит в обнаружении «диалектической структуры» - системы категорий, связанных отношением диалектического вывода. За основу взята диалектика Платона-Лосева (см.: Лосев А.Ф. Античный космос и современная наука). Фрактальность диалектической структуры не случайна, она тесно связана с эволюционным характером диалектического вывода: берется категория, рассматривается в «свете» другой категории, результатом является новая категория, которая при этом несет на себе «свет» смысл первых двух... Е.А. Муравьев [12].

В аванпроекте исходной методологической установки отметим еще дв ключевых конституенты: «открытое образование» и его интеллектуальный инструментарий «коллективный гипертекст»:

ОСР-Б: 1.0-2. Открытое образование:

перспективы, вызовы, риски. И.А. Колесникова [13].

ОСР-Б: 1.0-3. Новое пространство для учебной деятельности

«ВикиВики» в образовании

...«Вики» придерживается иной идеологии создания новых страниц, чем та, к которой мы привыкли при построении веб-сайтов. Всякое новое определение сначала вводится, а потом уже разъясняется. Здесь реализована радикальная модель коллективного гипертекста (В.П.), когда возможность создания и редактирования любой записи представлена каждому из членов сетевого сообщества. «ВикиВики» может использоваться в различных целях: 1)как персональный информационный менеджер; 2) как средство организации совместной работы над коллективными проектами - коллективная электронная доска, на которой может писать целая группа; 3) в качестве баз данных - хранилищ коллективного опыта... Е. Патаракин [14].

Таким образом, со-исследователи и со-разработчики упомянутой КСИИР имеют не только право активно участвовать в этом процессе, но и эффективный для этого интеллектуальный инструментарий - коллективный (добавим от себя - эдукологический) гипертекст. Что представляет собой последний - (см. [2] и др.).

Итак, названный выше предлагаемый алгоритм системодеятельности со-исследователей и со-разработчиков включает в себя разделы-этапы:

  1. Диагноз проблемной ситуации.

  2. Прото-след (или системогенез) проблемы.

  3. Проблемная задача, пути и методы ее решения.

1. ДИАГНОЗ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Состояние современного отечественного образования в научных изданиях и СМИ характеризуется, как широко известно, в самых различных оценках. От удовлетворительного его уровня, до грозящего коллапса. С чем связывается последняя?

Чтобы осмыслить суть такой оценки и оценить ее правомерность на данном этапе исследования предлагаем рассмотреть и обсудить два следующих проблемных вопроса (кстати, вопросов, вынесенных в журнале ВОВР для этих целей, но до сих пор не получивших должного обсуждения):

ОСР-Б: Пр. Сц. 1. Современный научный журнал в образовательном поле

...Что такое «educational sciences»?

...Н. Кузнецова: Журнал можно назвать междисциплинарным, а точнее полидисциплинарным. Здесь: социология образования; экономика образования; психология образования. Постоянное внимание к философии.

Мне кажется, что журналу пора переходить к созданию и развитию educational sciences в нашем отечестве!

Пусть наш юбиляр попробует выступить здесь инициатором и подлинным новатором, пусть найдет авторов, привлечет (или создаст) новое научное сообщество для такого типа наук, как educational sciences. Это, правда, зона необходимого ближайшего развития.

М. Сапунов: Наталья Ивановна подняла вопрос об educational sciences. Почему взята калька с английского?..

...Нет у нас наук об образовании. Есть спекулятивные построения в т.н. философии образования, есть фрагменты социологии образования. На западе есть предмет «философия образования», а у нас нет...

...В. Ильин: ...«Образование» следует трактовать широко, как «формирование личности»... нужна «понимающая социология», глубинная психология, educational sciences... [15].

С момента опубликования приведенного выше «полилога» прошло более трех лет. И что же мы имеем сегодня? Продолжилось ли обсуждение названного проблемного вопроса? А тем более, создано ли предложенное Надеждой Ивановной Кузнецовой научное сообщество? (суть эдукологов - В.П.).

Ничего этого не произошло. В этой связи, забегая вперед (этот аспект-компонент проблемной задачи), предлагаю со-исследователям и со-разработчикам формируемой проблемы со-организоваться в такое сообщество!

Это предложение «само собой вытекает» из сути следующего проблемного вопроса:
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск